Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации (далее – РФ) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [1]. Участие в различных правоотношениях требует создания высокоэффективного механизма обеспечения прав и свобод человека, поскольку нередко права и свободы подвергаются нарушению. Среди таких привычных для современного человека средств защиты нарушенных прав как органы государственной власти (суд, прокуратура, полиция и пр.), особого внимания требует институт Уполномоченного по правам человека (далее – Уполномоченный), который впервые в РФ был учрежден с принятием Конституции 1993 года, являющийся разновидностью института омбудсмена (швед. ombudsman - представитель чьих‑либо интересов). На сегодняшний день у более ста государств имеется должность Уполномоченного по правам человека, обеспечивающая развитие демократии и правового государства, а также правосознания населения.

Конституция РФ не закрепляет правовой статус Уполномоченного; сказано лишь о том, что назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного относится к ведению Государственной Думы. Вопросы назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, его полномочия, формы и условия его деятельности декларируются в специальном нормативном правовом акте – Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997 года. Существуют различные подходы к определению понятия «омбудсмена». Так, можно выделить одну из точек зрения, где, омбудсмен – это государственная служба, установленная Конституцией и находящаяся во главе независимого публичного должностного лица высшего ранга, которое ответственно только перед законом [2]. Рассматривая альтернативное определение, под данным понятием определяется лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее юридическое, организационное, техническое наблюдение, а также рассмотрением жалоб, связанных с нарушением деятельности органов государственной власти, действующих на определённой территории [3]. Стоит сказать о том, что независимость омбудсменов при осуществлении своих полномочий заключается в неподотчетности каким-либо государственным органам и должностным лицам. Таким образом, Уполномоченный по правам человека – это независимое публичное должностное лицо, которое осуществляет контрольные функции за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов власти РФ.

Необходимо отметить, что должность Уполномоченного создана не только на федеративном уровне, но и на региональном уровне, которые относятся к государственным должностям субъекта РФ. По состоянию на 2015 год Уполномоченные осуществляли свою деятельность в 81 субъекте РФ, так как в законодательство не содержится обязанности создавать эту должность на региональном уровне. На сегодняшний день региональные омбудсмены имеются во всех субъектах РФ. Первым субъектом РФ, где появилась данная должность, была республика Башкортостан в 1996 году. На эту должность был назначен заслуженный юрист РФ Ч.Б. Газизов.

 Основными способами реализации контрольных полномочий омбудсменов являются рассмотрение жалоб граждан РФ, находящихся на территории нашей страны иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Жалобы могут быть различными по тематике: здравоохранение, уголовное судопроизводство, ЖКХ, нарушение экологических, политических, социально-

экономических и иных прав. Жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не подлежат рассмотрению Уполномоченным [4]. С жалобой можно обратиться как к региональному омбудсмену, так и к федеральному. При решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет, Уполномоченный наделен тремя возможностями: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) не принимать жалобу (отказать в принятии жалобы), а дать заявителю разъяснения о том, куда необходимо обратиться; 3) самому передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которой относиться разрешение данной жалобы по существу

 Стоит отметить, что жалоба может быть подана лишь после обжалования решения или действия (бездействия) в судебном или административном порядке, если гражданин остался недоволен принятым по жалобе решением. В этой связи можно сделать вывод о том, что обращение к Уполномоченному является дополнительным средством защиты прав и свобод человека. По мнению российского политика, экс-Уполномоченного по правам человека (2004-2014) в РФ В.П. Лукина, этот институт создан для того, чтобы осуществлять защиту прав человека внесудебными способами. Это вспомогательные методы. Омбудсмен значительно не влияет на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав [5]. Помимо этого, у омбудсменов существуют обязанности. Так, Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. При необходимости Уполномоченный может обратиться самостоятельно в суд с заявлением в защиту прав гражданина, участвовать в судебном заседании.

Таким образом, уполномоченный по правам человека – это правозащитный орган государственной власти, который противодействует нарушениям прав и свобод человека со стороны государства и его служащих, выступая посредником между гражданами и государством.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 05.05.2020)
  2.  Богославский Евгений Александрович Уполномоченный по правам человека как субъект государственного контроля и надзора // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №3 (163). С. 30-35.
  3. Телятникова Л.Л. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Инновационная наука. 2016. №6-3. С. 96-99.
  4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13440/ (дата обращения 05.05.2020)
  5. Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. - 2009. - N 22. - С. 2 - 5.