Роль руководителя образовательной организации в управлении информационно-коммуникационными технологиями в системе управления администрацией

The role of the head of an educational organization in the management of information and communication technologies in the administration management system

УДК 37.01

Первостепенной функцией управленческой деятельности в системе образования является развитие информационных и коммуникационных технологий, поскольку именно информатизация образования обеспечивает распространение грамотных  информационных потоков в социуме, образуя при этом глобальное информационное пространство.

Формирование коммуникационных и информационных технологий оказывает первостепенное  влияние на систему образования, поскольку данные новшества могут  эффективно применяться не только в процессе приобретения и передачи знаний, умений и навыков, но и в управлении образовательной системы. Без методов информационно-коммуникационных технологий невозможно обеспечить повышение качества и эффективности школьного управления, поэтому неотъемлемой и важной частью этих процессов будет являться  роль руководителя образовательной организации.

Проблеме информационно-коммуникационных технологий посвящены работы известных российских и зарубежных ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [3].

Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения,  передачи и обработки информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией [4].

М.И. Лысак считает, что одним из достоинств информационно-коммуникационных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером  [1].

Важнейшая задача информатизации это вовлечь в нее максимальное количество субъектов образовательного процесса:

  1. администрация - автоматизировать систему всех видов отчетности, проводить постоянный мониторинг успеваемости и обученности учащихся, контролировать учебный процесс;
  2. учитель - использует методическую и дидактическую базу по своей дисциплине; видеть продуктивность своей деятельности; благодаря электронной библиотеке, компенсировать недостаток пособий и  научной литературы;
  3. классные руководители– более качественно подготовиться ко времени коммуникации и родительским собраниям, воспользовавшись результатами обученности класса и каждого ученика в отдельности;
  4. учащиеся– пользоваться научной и электронной библиотекой, Веб-сайтами, Интернетом, получать по итогам года личное портфолио по своими достижениями;
  5. родители –получать достоверную информацию об успеваемости учащихся, научных достижениях класса, школы, о проводимых мероприятиях, о дополнительных образовательных мероприятиях [2]. Поэтому следует отметить, что  в последнее время значительно возросла интенсивность и широта информационного обмена между всеми уровнями управления образованием.

Руководитель образовательной организации - значимая фигура в сфере образовательного процесса, определяющая успешность реализации происходящих инновационных процессов  в системе образования. От того, насколько продуктивнее руководитель образовательной организации готов внедряться в инновационные процессы и грамотно участвовать в управлении информационными технологиями в системе управления администрацией школы, зависит успешность  его профессиональной деятельности.

Как считают большинство специалистов в области управления, руководитель современной образовательной организации - это продуктивный руководитель, обладающий  такими  качествами как: компетентность, креативность, результативность, мотивированность, внимательное отношение к своим подчиненным, а также грамотный подход к управлению качеством образования  информационной среды школы. Система управления качеством образования может эффективно реализоваться тогда, когда в школе есть руководитель, который  целенаправленно формирует образовательную информационную среду.

Современному руководителю образовательной организации  необходимо  чётко и оперативно реагировать на поступающую информацию о работе школы для принятия управленческих решений. Школе необходим грамотный руководитель-управленец, который  постоянно  работает  по разработке и использованию системы мер, обеспечивающих повышение качества и эффективность внутришкольного управления администрацией  на основе информационных технологий.

С точки зрения современного управления, развитие административного персонала рассматривается как главный резерв повышения продуктивности образовательной организации. При этом корректное инвестирование в развитие административного персонала играет  большую роль, чем инвестиции, направляемые на модернизацию оборудованных методов и средств. Руководитель образовательной организации должен оказать административному персоналу в освоении инновационного вида деятельности, оказать управленческую поддержку в связи с тем, что данная поддержка будет направлена на установление субъект-субъектных взаимоотношений управляющей и управляемой систем.

Управление образовательной организацией - не легкий процесс, слагаемыми которого являются соответствующий выбор правильных задач и целей, глубокий анализ достигнутого уровня учебной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор продуктивных путей для повышения уровня производительности обучения и воспитания, эффективный контроль. Решение данных вопросов зависит от умения руководителей образовательной организации и административного персонала креативно использовать инновационные достижения науки и передового опыта, от межличностных отношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной деятельности. Внедрение инновационных процессов это трудная задача, которую приходится решать нам  в современных условиях. Без новообразований плохо. Нет инноваций - образовательная организация не развивается. Поэтому для эффективного управления деятельностью административного персонала в области использования информационно-коммуникационных технологий руководителю необходимо обладать информационно-коммуникационной компетентностью, что является составляющей профессионального мастерства современного руководителя в настоящее время. Поэтому остро встает проблема роли руководителя образовательной организации в управлении административным персоналом школы через информационно-коммуникационную  технологию.

 

Список литературы

 

  1. Зеер, Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы: [Текст] / Под.ред.Э.Ф.Зеера. Екатеринбург,1996.
  2. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образованием: материалы городского семинара-совещания (г. Бугуруслан, 6 декабря, 2016 год).
  3. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
  4. Польщиков А. В. Понятие информационно-коммуникационных технологий в системе технико-криминалистического обеспечения деятельности ОВД/А. В. Польщиков // Рос. следователь.-Москва:Юрист, 2010,N N 16.-С.33-35.