Понятие и роль права в современной реальности

The concept and role of law in modern reality

Говоря о праве, достаточно начать с раскрытия термина, так как он служит фундаментом правового государства. Право – есть исходящий от государства, формально определенный, выраженный в особенных формах и действующий при помощи установленных процедур порядок корректирования общественных отношений. Правовая наука дифференцирует право позитивное и естественное. Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи.

Важность права как социального института содержится в его установленном назначении регулировать общественные отношения. В наше время в науке смысл права раскрывается при помощи объяснения его значения для общества с использованием категории ценности. Кроме того, содержание любого объекта проявляется в его специфических функциях. Под достоинством права рассматривается способность данного социального института служить средством удовлетворения потребностей общества в целом.  

Концепция правового государства была создана раньше, чем вошел в науку сам термин. Право отражает меняющееся со временем знание о том, в каких формах и в какой мере власть в государстве может быть ограничена свободой подданных.  

Демократическое преобразование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на защите интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, созданное на праве и ограниченное им в своих действиях, обязательно подчиненно воле народа. Правовое государство по Гегелю является «живым организмом», что позволяет сделать возможным цели и интересы конкретного индивида, регулировать общество с рыночной экономикой и демократическим политическим режимом. Гегель аргументирует необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Анализируя концепцию полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы полицейского вмешательства в собственные (личные) дела. Важные интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, правоохранительными органами, направляют к развитию понятия права. Идея государства Гегеля представляет собой правовую действительность, в иерархической организации которой государство предстает как правовое государство. Гегелевская версия правового государства значительно отличается от концепций демократизма.  

В правоотношениях между государством и обществом стороны по своему статусу являются равными. В случае причинения человеку вреда незаконным действием органами государственной власти, потерпевший от таких действий имеет право на возмещение вреда. Так, в соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». 

Идея формирования права находится в центре современного юридического правосознания, ее важность в наше время трудно переоценить. Именно верховенство права способно безопасно охранять права человека, обеспечивать подчиненность высшей власти народу. Либералы расценивали основной путь перехода к правовому государству в России через добровольное самоограничение государственной власти путем передачи верховной власти парламенту. В документах либерального общественно-политического движения до революции (1905 - 1907 гг.) были объяснены признаки правового государства: верховенство закона, господство представительного органа, контроль над правительством, права и свободы граждан и их юридические гарантии, законность в правотворчестве и исполнении законов, гражданская и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение закона, независимость труда. Выдвигая передовые идеи, которые отвечали интересам всех слоев общества, либералы преломляли их через свое классовое сознание, ставили на службу классовым интересам буржуазии.  

Теоретик  И. Кант говорил, что у человека есть только одно право – это право на свободу, все другие выпадают из него. Господство правомерного закона формируется тогда, когда существуют социальные, экономические и политические предпосылки: равноправный гражданин, демократическая политическая система, свободная личность, независимый потребитель, наличие СМИ. 

Подходы юристов и экономистов к праву имеют целый ряд существенных различий. Юристы рассматривают право как набор правил и процедур, экономисты – как систему стимулов. Право должно создавать у сторон стимулы к сокращению потерь и более эффективному использованию ресурсов. Если допустить, что судья и законодатель могут повлиять на размещение ресурсов, тогда правовые нормы можно оценить с точки зрения их влияния на стимулы индивидов. Американский теоретик Лоуренс Фридман пишет: «Основная идея экономической теории состоит в том, что правовая система – это гигантский ценовой механизм... Когда законы предоставляют права или налагают обязанности, они делают то или иное поведение более дорогостоящим или более дешевым». 

Правовые нормы можно исследовать как систему неявных цен. Данные неявные цены создают хорошие стимулы для одних форм поведения и сдерживают другие формы поведения, заставляя людей платить за них большую цену. Аналогично ценовому механизму является правовая система, которая регулирует размещение ограниченных ресурсов. Люди, действующие в рамках правовой системы, также как и покупатели на рынках, приобретут меньше товара, если цена на него выросла, и будут покупать больше товара, если цена понизиться.  

Соприкосновение экономики и права подчиняется общим закономерностям общественного развития. Экономические потребности общества справедливо создают необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений, юридического закрепления и охраны различных форм собственности, обеспечения независимости производителей. 

Тесную взаимосвязь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Политика только в том случае может представляться реальной, когда она определяет интересы всего населения государства и в то же время детерминирует объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы. Важные решения в государстве осуществляются  при помощи права, которое объединяет политические интересы, а также является эффективным инструментом их полного достижения.  

Взаимодействие права с политикой обусловлено их взаимосвязью, которая выражается в их тесном и неразрывном единстве. Политика практически не обходится без государства и права. Политика сопряжена с борьбой за государственную власть. Подчинив себе государственную власть, определенные политические силы претворяют свою политику в жизнь через государство и позитивное право. Вследствие этого происходит политизация и государства, и позитивного права. Государство всегда рассматривается в качестве определенной политической организации, что свидетельствует о его тесной взаимосвязи с политикой. Как отмечал Энгельс: «все юридическое в основе своей имеет политическую природу».  

Право и политика тесно связаны между собой и могут влиять друг на друга. Их влияние взаимное, то есть право влияет на политику также, как и политика на право. Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают границы дозволенного поведения. При этом данные нормы санкционируются государством, а их исполнение обеспечено силой принуждения государства. Политика – это деятельность государства и политических партий, направленная на решение задач общесоциального характера. Политика и право являются социальным явлением. Они оказывают огромное воздействие на все стороны жизни общества и проникают во все общественные процессы. 

Таким образом, можно сделать вывод, что политика в современном мире зависит от права, которое является методом выражения своего мнения, гарантом пропаганды в пользу определенной идеологии. Также  право оказывает обратное влияние на экономику: либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит возможность совершенствования вперед. Согласно Конституции РФ ст.8: «1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять препятствие на пути к рынку, создать дополнительные экономические мотивации, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.05.2020). 
  2. Одинцова М. И. Экономика права: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / 2-е изд., перераб. и доп. - М..: Издательство Юрайт, 2019. (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). 345 с.
  3. Абаева Е. А. Конституция Российской Федерации в схемах: учебно-методическое пособие. - М.: Проспект, 2019. 56 с.