ФОРМИРОВАНИЕ ГРАНИЦ МЕЖЕВАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КРАСНОДАРА

FORMATION OF BOUNDARIES OF INTERCONNECTION IN THE HISTORI-CAL PART OF KRASNODAR

Известный специалист по проблемам теории зрительного восприятия города К. Линч, выделяет основные элементы формирования образа города: пути, границы, районы (кварталы), узлы и ориентиры [1]. 

В данной работе образ кварталов будет рассмотрен с точки зрения «пути». Путь это движение в пространстве, коммуникации, вдоль которых наблюдатель перемещается. Их роль могут выполнять улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги и реки.

За счет передвижение человек изучает пространство вокруг себя. На восприятие пространственного образа во время движения влияют такие характеристики как: ширина, характерные элементы уличного фасада, детали озеленения, сосредоточение какой – либо функции, ландшафт, структура улиц (путанные или регулярные), границы участков. Характерные для пути свойства указаны в таблице 1.

Таблица 1 – характерные свойства пути

Характерные свойства

Составляющие элементы

 

Опознаваемость

1. Фасад;

2. Ширина;

3. Озеленение;

4. Функция;

5. Название.

 

Непрерывность

1. Постоянная ширина;

2. Отсутствие прерывности пространственной последовательности;

3. Указательные знаки.

 

Направленность

1. Градиент (регулярно изменяющееся качество):

1.1. Функция;

1.2. Давность застройки;

1.3. Высотность.

Городские пути можно рассмотреть как композиционно выраженную грань взаимодействия внешних и внутренних взаимосвязей пространств кварталов между существующей застройкой. Сами здания становиться гранью между городскими общественными пространствами и внутриквартальным двором, между улицей и внутренними связям.

В точках пространственных соприкосновений внешних и внутренних связей квартала создаются часто композиционные акценты. Во многих случаях, исторически они возникли на основе активных художественных средств, такие как художественное оформление входов в жилые и общественные здания. Такие элементы призваны оказывать сильное эстетическое воздействие на восприятие, информативно отмечая место перехода из одного пространства в другое, давая ясность того, где человек находиться. Тем самым меняется зрительное впечатление, информативно эстетическая нагрузка.

Екатеринодар представлял собой регулярно – ортогональную сетку улиц с кварталами 100х100 метров. Изначально город имел слишком большую территорию по отношению постоянному проживающему населению. Поэтому, он представлял собой обширные лесные пространства пересекающиеся тропинками и широкими и узкими улицами [3]. 

 « … Представьте себе плоскую местность, спланированную очень правильно на прямые и широкие улицы, пересекающиеся под  прямым углом. Но кварталы между улицами наполнены густым лесом…. Под сенью деревьев местами выступает красивые сельские домики в один этаж…. Около дома всегда большой двор с разными служебными постройками. Местами такой лес занимает весь квартал, и только в одном углу его дом хозяина этого леса…» [2]. 

Участки были большие, на них дома располагались в основном в глубине. Окна выходили во внутренний двор, вход осуществлялся с улицы (рис. 1).

С 1867 года Екатеринодар приобретает гражданский статус. Тем самым увеличивается население, уплотняются кварталы, меняется функциональный характер застройки, появляются общественные, торговые промышленные сооружения, тем самым происходит распад внутриквартальной структуры [4].

20 августа 1918 года вступает в силу декрет ВЦИК «Об отмене права частной собственности и недвижимость в городах», начинается распад внутриквартальной структуры и жилой среды. Происходит не только стихийное замещение частных пространств общественными, но и размывание границ личной ответственности каждого отдельного горожанина [5].

Великая отечественная война нанесла большой урон городу Краснодару. Тем самым, 22 мая Совет Народных комиссаров СССР принял постановление «О Первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города» [6]. Активные масштабные восстановительные работы начали проводить в 1946 года. [6]. Но в этот период отсутствовал план пространственного развития города, главным было пустить заводы, дать труженикам какую-то крышу над головой. Таким образом, из-за недостойного контроля, за соблюдением норм строительства индивидуальной застройки застройщиками, жилые дома располагались хаотично и имели низкое качество строительства [6].

На сегодняшний день кварталы наполняют индивидуальные дома с приусадебными участками, многоквартирные жилые дома и общественные здания, каждый такой объект располагается как по периметру квартала, формируя единый фронт, так и внутри него. К каждому такому объекту обеспечен свой путь (вход), который осуществляется либо с внешней стороны кварталы, либо внутри него, тем самым образуя внутреннее приватное пространство, свои видовые точки восприятия и объемно пространственную композицию (рис. 1).

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/05/4174-3.PNG

Рисунок 1 - а) Фрагмент карты 1848 г. Указаны входы на участок,

 б) Внутренние и внешние входы в квартал

Внешние входы во внутриквартальные пространства осуществляется за счет узких проходов, арок, калиток в ограждениях.  Наиболее значимые входами являются арочные конструкции, так как они создают художественную выразительность местности, а также формируют единую фронтальную композицию периметральной застройки (рис. 2).

Рисунок 2 - Внешние входы вовнутрь квартального пространства

На основе карты 1848 года, составленной землемером армии прапорщиком Яновым и современной кадастровой карты, были сопоставлены границы межевания, где наглядно видно как изменились границы. Стоит отметить, что частично границы межевания сохранились (рис. 3).

Рисунок 3 – Схема изменения границ межевания

На основе исследуемого материала заметим, что если раньше восприятия города осуществлялось за счет внешних путей вокруг квартала, сегодня появились и внутриквартальные пути, которые создают свою атмосферу местности. Такие пути возникли за счет уплотнения кварталов на протяжении развития города.

Библиографический список

  1. Личи К., Образ города / К. Личин. – Москва : Стройиздат, 1982. ­̶̶̶̶  328 с
  2. Казачинский, В. П. Архитектура и градостроительства Кубани XIX – ХХ вв. Ч. 1: Архитектра Екатеринодара до 1917 г / В. П. Казачинский, В. В. Бондарь. – Краснодар : Экоинвест, 2001. ­̶̶̶̶  114 с
  3. Бондарь, В. В. Город Екатеринодар в пространстве и времени : опыты исторической урбанистки : монографический сборник / В. В. Бондарь, И. Платонов. – Краснодар : Наука, 2006. ­̶̶̶̶  210 с
  4. Илюхин, С. Р. Виды Екатеринодара : иллюстрированная история развития города и его перспективы / С. Р. Илюхин, Н. А.Стрижова, Л. А.Халимова. - 2-е изд. - Краснодар, 2008. - 104 с.
  5. «ОРОСТОЖЕНКА»Метод бесконфликтной реконструкции исторического квартала [Электронный ресурс] // другой город : [сайт]. [2020]. URL: http://drugoigorod.ru/ostozhenka/: (03.03.2020).
  6. Бондарь, В. В. Судьба старого центра / В. В. Бондарь, – Издатель Игорь Платонов, 2007.  ­̶̶̶̶  79 с.

Bibliographic list

  1. Lichi K., Obraz goroda / K. Lichin. – Moskva : Strojizdat, 1982. ¬̶̶̶̶ 328 s
  2. Kazachinskij, V. P. Arhitektura i gradostroitel'stva Kubani XIX – HH vv. Ch. 1: Arhitektra Ekaterinodara do 1917 g / V. P. Kazachinskij, V. V. Bondar'. – Krasnodar : Jekoinvest, 2001. ¬̶̶̶̶ 114 s
  3. Bondar', V. V. Gorod Ekaterinodar v prostranstve i vremeni : opyty istoricheskoj urbanistki : monograficheskij sbornik / V. V. Bondar', I. Platonov. – Krasnodar : Nauka, 2006. ¬̶̶̶̶ 210 s
  4. Iljuhin, S. R. Vidy Ekaterinodara : illjustrirovannaja istorija razvitija goroda i ego perspektivy / S. R. Iljuhin, N. A.Strizhova, L. A.Halimova. - 2-e izd. - Krasnodar, 2008. - 104 s.
  5. «OROSTOZhENKA»Metod beskonfliktnoj rekonstrukcii istoricheskogo kvartala [Jelektronnyj resurs] // drugoj gorod : [sajt]. [2020]. URL: http://drugoigorod.ru/ostozhenka/: (03.03.2020).
  6. Bondar', V. V. Sud'ba starogo centra / V. V. Bondar', – Izdatel' Igor' Platonov, 2007. ¬̶̶̶̶  79 s.