История возникновения диалектики

Введение

Диалектика называют науку о наиболее единых законах развития нашей природы, человеческого общества и мышления. Научное обоснование диалектического течения было дано далеко не сразу, и само определение появилось лишь в процессе преобразования изначального смысла этого термина.

Основная часть

Иммануил Кант – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Его деятельность и достижения стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант считает, что: «диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях» [1]. Кант, по словам Гегеля, уже в Новое время освободил диалектику от видимости произвола, отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам. Этот метод мышления был направлен на изучение природных явлений, как результатов развития противоречий и взаимодействия противоположных сил. 

Гегель дал всеобщее понимание диалектики: «диалектика - высшее разумное движение, которое, несомненно, может преобразоваться в субъективном духе в истинное познание – в диалектическое познание»1 [3. Т. 5. С. 35] . Он подразумевал, что источник всякого развития  как природы, так и общества и человеческого мышления заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую духовную природу.                                                                                                      

К. Маркс дает концептуальное определение своего метода следующим образом: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является прямой его противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление»[2]. У Маркса же наоборот, идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Термин «диалектика» уходит корнями в древнегреческую философию и приобрел широкую известность благодаря «Диалогам» Платона. В них участники диалога могли иметь разные точки зрения, но, тем не менее, хотели достичь истины путем обмена аргументами. До того, как появилась философия Гегеля, диалектика субъективно понималась двояко (диалог, поиск истины). Во времена философии Гегеля, диалектика начинает противопоставляться метафизике. Он дал общее представление диалектики, а также определил ее как разумное движение, которое может обратиться в субъективном духе в истинное познание [5. С. 15-16] .

Диалектика получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Борьба противоположностей является единым общим законом развития по Гераклиту [2, C. 8].

Аристотель считает основоположником диалектики Зенона Элейского, который раскрывал противоречия, встречающиеся при попытке осмыслить понятия множества и движения вещей. Аристотель первый обозначил проблему изменения, как проблему развития, то есть диалектика Аристотеля была нацелена на изучение причин порождения вещей. Согласно ему, развитие есть изменение, где каждый следующий этап не может быть сведен к предыдущему [1].

Однако единственное научное обоснование этого метода было четко сформулировано только Марксом и Энгельсом. Их диалектика базировалась на материалистическом понимании истории и развитии познания, обобщении процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении [4. С. 21].

Заключение

         В этой статье были рассмотрены основные этапы развития диалектики. Можно сказать, что формирование диалектики прошло долгий путь развития. Основополагающие принципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи - получили во второй половине XVIII и особенно в XIX вв. мощное естественнонаучное обоснование.

Список литературы

  1. Молчанов К.В. История диалектики. Общие положения [Электронный ресурс] / К. В. Молчанов – Режим доступа: https://dialectics.ru/360.html (дата обращения: 10.04.2020)
  2. Метафизические и диалектические картины мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/philosophy/2c0a65635a2ac78a5c53a88421316d27_0.html (дата обращения: 10.04.2020)
  3. Гегель Г.В.Ф. Гегель - Сочинения. В 14 томах (том 1-14). Платонанет. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/gegel_sochinenija_v_14_tomakh/12-1-0-733 (дата обращения: 24.04.2020)
  4. Маркс К., Энгельс Ф. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, тома 1-39. Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Полное собрание сочинений [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/  (дата обращения: 24.04.2020)
  5. Аксельрод Л.И. - Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса. Платонанет. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/akselrod_l_i_idealisticheskaja_dialektika_gegelja_i_materialisticheskaja_dialektika_marksa/12-1-0-738 (дата обращения: 24.04.2020)

 

[1]     Молчанов К.В. История диалектики. Общие положения [Электронный ресурс]

 

1     Молчанов К.В. История диалектики. Общие положения [Электронный ресурс]

 

[2]     Маркс К., Энгельс Ф. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, тома 1-39. Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс].