ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТАРОСТИ У ЛИЦ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

IDEAS ABOUT OLD AGE IN MIDDLE-AGED PEOPLE

Российское общество на протяжении длительного времени формировало свой образ старости. Однако, тенденция и последствия демографического старения населения вызвали необходимость пересмотра сложившихся представлений. Особенно это касается лиц среднего возраста, тех, кто уже подходит к рубежу пенсионного возраста. Насколько успешно проходит процесс адаптации к изменившимся условиям, и как люди разных возрастных групп видят старость сегодня, несомненно, становиться одним из актуальных вопросов.

Данное эмпирическое исследование касается сопоставления образа старости у мужчин и женщин среднего возраста, определения особенностей представлений о старости у лиц среднего возраста.

Исследование проводилось на базе учреждений социального обслуживания населения Московской области среди сотрудников. В исследовании приняли участие 50 человек среднего возраста, 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 44 до 60 лет.

Диагностический блок представляет проективная методика «Рисунок старости». Методика адаптирована специально для данного исследования в рамках проективно диагностического подхода, её цель – изучение целостного представления о старости, выявление особенностей эмоционального отношения к старости. Предметом интерпретации является рисунок [2].

Признаки, используемые при анализе рисунка представлены в таблице 1.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты сведены в таблицы 2-5 и представлены ниже на рисунках 1-3.

 

Таблица 1.

Признаки, используемые при анализе методики «Рисунок старости»

№ п/п

Критерий

Показатель

1

2

3

1.

Форма рисунка

В соответствии с фрейдистской традицией все вытянутые формы интерпретируются как наличие мужских, маскулинных черт; сжатая округлая форма – феминных черт; наличие острых углов по контуру рисунка характеризуют наличие агрессии

2.

Характер линий и графических движений

Сплошные линии характеризуют уверенность, решительность; прерывистые линии, а также линии с обводкой интерпретируются как неуверенность, нерешительность

3.

Цветовой выбор

Красный цвет мягких тонов символизирует радость; использование красного цвета насыщенных тонов интерпретируется как агрессивность; синий цвет – грусть, усталость; зеленый – активность, при перенасыщении зеленого – тревожность; желтый – принятие, спокойное отношение; фиолетовый – беспокойство, тревогу; серый – замкнутость, огорчение; черный – наиболее негативная тенденция, символизирующая отрицание, протест; коричневый беспокойство, неуверенность

4.

Содержание

рисунка

Негативной тенденцией в рисунке является несоответствие размера изображения предполагаемому объекту, а также искаженное положение изображенного. Конформный образ - рисунок, не содержащий явных объектов, свидетельствует о трудности в формулировании проблемы самим испытуемым. Отождествление изображенного с домом, семьей, свидетельствует о тенденции «контролировать» рассматриваемую сферу. Нейтральный рисунок – изображение реальных объектов с отсутствием острых углов, штриховок, зачеркиваний и повторяющихся деталей. Позитивной тенденцией является «приукрашивание» изображения дополнительными элементами. Стилизованное или фантастическое изображение свидетельствует о тенденции к избеганию рассматриваемой сферы

 

Таблица 2.

Распределение обследованных по критерию «форма рисунка»

Критерий

Форма рисунка

феминные черты

маскулинные черты

агрессивность

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Количество испытуемых, из них:

-женщины

-мужчины

32

17

15

 

64

68

60

12

6

6

24

24

24

6

2

4

12

8

16

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/05/4162-4.PNG

Рис. 1. Распределение обследованных по критерию «форма рисунка»

 

Таблица 2 и рисунок 1 показывают, что для большинства обследованных (более 60 %), не зависимо от пола респондента, характерно представление старости в феминном, женском образе. Мужские черты приписываются старости и мужчинами, и женщинами в равном количества, примерно в одном из четырех случаев (24 %). Крайне негативное, агрессивное отношение к старости более характерно для мужчин, однако такое отношение в целом для данной выборки не характерно (менее 20 %).

Таблица 3.

Распределение обследованных по критерию
«характер линий и графических движений»

 

Критерий

Характер линий и графических движений

Уверенность,

решительность

Неуверенность,

нерешительность

чел.

%

чел.

%

Количество испытуемых, из них:

-женщины

-мужчины

39

20

19

78

80

76

11

5

6

22

20

24

 

Таблица 3 показывает, что для абсолютного большинства обследованных (более 75 %) характерны решительность и уверенность при проецировании образа старости. Обратная тенденция встречается редко (не более 24 %).

 

 

Таблица 4.

Распределение обследованных по критерию «Цветовой выбор»

 

 

Красный цвет мягких тонов

Красный цвет насыщенных тонов

Синий

Зеленый

Желтый

Фиолетовый

Серый

Черный

Коричневый

Количество испытуемых, %

из них:

-женщины

-мужчины

 

0

 

0

0

 

2

 

4

0

 

18

 

12

24

 

12

 

12

12

 

12

 

12

12

 

12

 

12

12

 

20

 

12

8

 

6

 

4

8

 

18

 

20

16

 

 

Рис. 2. Распределение обследованных по критерию «цветовой выбор»

 

Таблица 5 и рисунок 2 показывают, что в группе обследованных выявлена тенденция представления образа старости в синих тонах у мужчин. Согласно интерпретации М. Люшера, данный цвет характеризует грусть и усталость. Таким образом, в представлении мужчин среднего возраста старость отождествляется с периодом жизни, лишенным радости и вместе с тем активности пожилого человека. В выборах женщин доминирующим является коричневый цвет. Данный цвет символизирует беспокойство, нерешительность. Таким образом в оценках женщин среднего возраста период старости является тревожным, неопределенным периодом.

Следует отметить полное отсутствие выбора красного цвета в нейтральных тонах. Данный факт рассматривается как отсутствие у женщин и мужчин среднего возраста представления о старости как позитивном периоде жизни, дающем возможность для проявления инициативы и активности [1].

Таблица 5.

Распределение обследованных по критерию «содержание рисунка»

 

Негативный образ

Конформный образ

Отождествление с домом, семьей

Нейтральный образ

Позитивный образ

Стилизованное или фантастическое изображение

Количество

испытуемых, %,

из них:

-женщины

-мужчины

 

 

26

 

32

20

 

 

16

 

16

16

 

 

14

 

12

16

 

12

 

12

12

 

 

18

 

16

20

 

14

 

12

16

 

Рис. 3. Распределение обследованных по критерию «содержание рисунка»

 

Таблица 5 и рисунок 3 показывают, что в группе обследованных выявлена тенденция представления образа старости в негативном аспекте более у женщин, чем у мужчин. В целом для выборки негативный образ характерен для одной четверти опрошенных (26 %). Данный показатель не является критическим и не может указывать на общую тенденцию представления о старости у лиц среднего возраста в негативных образах.

В обследуемой группе для мужчин характерно изображать старость в виде стилизованного, фантастического образа или в позитивно-окрашенных образах. Вместе с тем, выявленные показатели (16 % и 20 %) не являются достаточно весомыми для установления общего тренда, и свидетельствует скорее об индивидуальных особенностях в восприятии старости у отдельных испытуемых.

Выводы:

  1. Для большинства обследованных, независимо от пола респондента, характерно представление старости в женском образе.
  2. Для абсолютного большинства обследованных характерны решительность и уверенность при проецировании образа старости.
  3. У мужчин среднего возраста старость отождествляется с периодом жизни, лишенным радости и вместе с тем активности пожилого человека. В оценках женщин среднего возраста период старости является тревожным, неопределенным периодом. Представления о старости как позитивном периоде жизни, дающем возможность для проявления инициативы и активности, отсутствуют и у мужчин, и у женщин.
  4. В обследованной группе выявлена тенденция представления образа старости в негативном аспекте более у женщин, чем у мужчин. В целом для выборки негативный образ характерен для одной четверти опрошенных.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: Сова, АСТ, 2005. – 192 с.
  2. Тертышникова А. Г. Измерение социальных представлений с использованием проективных методик: методологические подходы и методические решения: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.01. – М.:, 2016. – 171 с.
  3. Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.

 

Spisok ispol'zovannoj literatury:

  1. Ljusher M. Cvetovoj test Ljushera. – M.: Sova, AST, 2005. – 192 s.
  2. Tertyshnikova A. G. Izmerenie social'nyh predstavlenij s ispol'zovaniem proektivnyh metodik: metodologicheskie podhody i metodicheskie reshenija: dissertacija ... kandidata Sociologicheskih nauk: 22.00.01. – M.:, 2016. – 171 s.
  3. Shapar' V. B. Prakticheskaja psihologija. Proektivnye metodiki. / V. B. Shapar', O. V. Shapar'. – Rostov n/D: Feniks, 2006. – 480 s.