ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема формирования и развития познавательной активности всегда волновала учёных прошлого, которые стремились раскрывать основные приёмы процесса развития познавательной активности детей. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения дошкольников, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован учебный процесс, передачи им знаний, но и от обратной связи в этом процессе - с позиции самого ребенка, его деятельности. Совершенно очевидно, что тогда результат познавательной активности возрастает, когда в процессе психологически и педагогически правильно и наиболее целесообразно сочетается активность педагога и ребенка[8,с. 15-22].

Каждый ребенок рождается с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться в первую очередь к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность превращаетсяв познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в способности ребенка брать у взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, выбирать средства и методы для его решения с использованием самых надежных методов, выполнять определенные действия и операции, получить результаты и понять необходимость их проверки [4, с.54].Такимобразом, оказывается, что познавательная активность является волевым, целенаправленным действием, а процесс познавательной деятельности определяется не внешней (двигательной) активностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (умственной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Проблема формирования познавательной активности была изучена некоторыми педагогами и психологами. Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо считали, что познавательная активность как естественное стремление детей к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к познанию[1].Современныеотечественные исследователи А.К. Маркова,В.И. Лозовая, Ж.Н. Тельнова Н.Н. Поддяков и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у дошкольников.

Также авторы, изучавшие этот вопрос (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина) считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых переживаниях, которая присуща каждому человеку с рождения. В старшем дошкольном возрасте, исходя из этой потребности, в процессе развития ориентационной исследовательской деятельности у ребенка развивается желание узнать как можно больше об окружающем его мире.

Е.И. Щербакова характеризовала познавательную активность как «…проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности, а так же стремление узнать, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности» [5, с. 42].

В.В. Щетинина писала, что «познавательная активность - это личностная черта, которая проявляется в отношении познавательной деятельности и предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленное на усвоение ребенком социального опыта, знаний и методов, накопленных человечеством, которая проявляется в познавательной деятельности»[7, с. 31]

М.И. Лисина утверждает, что «познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» [3,с. 234]. Отталкиваясь от мнения М.И. Лисиной, можно сделать вывод о том, что познавательной активности близки такие понятия как любознательность, любопытство.

Для выявления уровня развития познавательной активности у старших дошкольников был организован констатирующий эксперимент на базе МДОУ № 6«Колобок» комбинированного вида городского округаСтрежевой. В исследовании участвовали 20 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.

Познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления ребенка.Е.И. Щербакова предложилакритерии и показатели познавательной активности, которые представлены в таблице 1[6, с.50].

Таблица 1

Критерии и показатели развития познавательной активности у детей 6-7лет

Критерии

Показатели

Познавательная активность

концентрация внимания; сосредоточенность на вопросе; исследовательский интерес, стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, позитивные эмоциональные переживания и чувства; потребность делится мнением со сверстниками и воспитателем.

Познавательная самостоятельность

Интерес к выполнению деятельности; проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного; концентрация внимания

Оригинальность мышления

Нестандартные ответы на вопросы, творческий подход к решению задач, сложные развернутые размышления, присутствие юмора.

С учетом выделенных критериев и показателей были описаны уровни развития познавательной активности у старших дошкольников, которые представлены в таблице 2

Таблица 2

Уровни развития познавательной активности у детей 6-7 лет

Уровни

Характеристика уровней

Высокий уровень

Достаточно выражена познавательная активность, проявляется интерес и стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Высокий уровень поисково-исследовательской активности в форме вопросов при выполнении заданий разного типа, выраженная поисковая направленность вопросов. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования, рассуждает самостоятельно. Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать). Проявляет интерес к познавательной литературе.

Средний уровень

Познавательная активность выражена умеренно. Потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. К занятию, связанному с умственной работой эмоции выражены не ярко (по сравнению с другими ситуациями). Пассивность в постановке задач и поиске решения, «практический» подход к решению задач, направленность на формальное достижение результата. Поисково-исследовательская активность существенно зависит от мотивации.

Низкий уровень

Слабо выражена познавательная активность, стремление понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Неустойчивость волевых усилий, отсутствие интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему? Зачем?». Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Для достижения цели и решения задач констатирующего эксперимента были использованы диагностические задания из следующих методик: анкета для родителей для выявления интересов детей, методика «Древо желаний» В.С. Юркеевича, методика «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой, методика «Познавательная активность дошкольника» А.А. Горчинской.Диагностические задания и определяемые ими критерии развития познавательной активности у детей 6-7лет представлены в таблице 3

Таблица 3

Диагностические задания для определения уровня познавательной активности старших дошкольников

Методика, цель

Задания

Методика

В.С. Юркевича

«Древо желаний».Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал?

Регистрируются первые 5 ответов (4 мин).

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Методика

М.Б. Шумаковой

«Вопрошайка». Изучениепознавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

 

Подготовка и проведение исследования.

Подбираются две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимниеразвлечения и т.п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Ребенку предлагается поиграть в игру«Вопрошайка». Ребенок может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах фиксируются имена, пол,возрасти вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?»,«На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?»,«А из чего сделана шапка?»,«А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы –относящиеся кпознаниювзаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?»,«Зачем девочке нужна сумка?»,«А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?»,«Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

Методика А.А.Горчинской

«Познавательнаяактивностьдошкольника».

Оценка степени выраженности познавательной активности старших дошкольников.

1.Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

а)да;

б)иногда;

в)нет.

2.Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а)помучиться, но самому найти ответ;

б)когда как;

в)получить готовый ответ от других.

3. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

а)всегда нахожу на них ответ;

б)иногда нахожу на них ответ;

в)не обращаю на них внимания.

4. Что ты делаешь, когда узнаешь на занятие что-то новое?

а)стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

б)иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в)ты не станешь об этом рассказывать.

Данные диагностические задания позволили оценить уровень познавательного активностистарших дошкольников:

– по критерию «Познавательная активность» испытуемый мог набрать от 4 до 12 баллов;

– по критерию «Познавательная самостоятельность» испытуемый мог набрать от 4 до 16 баллов;

– по критерию «Оригинальность мышления» испытуемый мог набрать от 4 до 12 баллов.

Минимально возможное количество баллов за диагностику – 12, максимально возможное – 40 баллов.

Балльно-уровневая система оценки познавательной активности старших дошкольников:

– 31–40 баллов – высокий уровень;

– 21–30 баллов – средний уровень;

– 20и менее баллов – низкий уровень.

По критерию «Познавательная активность»были получены следующие результаты (рис. 1).

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/05/4161-1.PNG

Рис. 1. Распределение детей старшего дошкольного возраста по результатам исследования критерия «Познавательная активность», %

 

Высокий уровень познавательной активности у0-15% старших дошкольников (0–3 человека в разных диагностических заданиях). Эти дети давали положительные ответы, демонстрируя интерес к сложным заданиям на математическое развитие, к вопросам на сообразительность, демонстрировали готовность при изучении новой темы находить ответы на возникшие вопросы. На вопрос «Что ты делаешь, когда узнаешь на занятии что-то новое?» они реагировали стремлением поделиться новыми знаниями с ближайшим окружением.

Средний уровень познавательной активности – у 50–60% старших дошкольников (10–12 человек в разных диагностических заданиях). Эти дети демонстрировали непостоянство и избирательность в ответах на вопросы нашего устного теста. У них отмечен переменный интерес к сложным заданиям на математическое развитие, к вопросам на сообразительность, нерегулярная готовность при изучении новой темы находить ответы на возникшие вопросы и делиться новыми знаниями с ближайшим окружением.

Низкий уровень познавательной активности – у 30-40% старших дошкольников (6–8 человек в разных диагностических заданиях). Эти дети продемонстрировали отсутствие интереса к сложным заданиям на математическое развитие, к вопросам на сообразительность, неготовность при изучении новой темы находить ответы на возникшие вопросы или делиться новыми знаниями с ближайшим окружением.

По критерию «Познавательная самостоятельность» результаты следующие (рис. 2).

Рис. 2. Распределение детей старшего дошкольного возраста по результатам исследования критерия «Познавательная самостоятельность», %

 

Высокий уровень познавательной самостоятельности – у 5–20% старших дошкольников (1–4 человека в разных диагностических заданиях). Детям были предложены две сюжетные картинки: с зимними забавами и летней рыбалкой детей. Эти дети задавали по предложенным картинкам сложные причинные вопросы –относящиеся кпознанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему на улице мало народа?»,«Почемуна голове снеговика ничего нет?»,«Почему дети на рыбалке без родителей?»). Кроме того, эти испытуемые формулировали вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Дети на рыбалке, потому что у них каникулы?»,«Малыш стоит рядом, потому что он не умеет лепить снеговика?», «Дети не купаются, а рыбачат, потому что боятся утонуть?»)

Средний уровень познавательной самостоятельности – у 20–55% старших дошкольников (4–11 человек в разных диагностических заданиях). Эти дети задавали в основном вопросы определительноготипа – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («А морковка у снеговика настоящая?»,«А у мальчика удочка или спиннинг?»,«А на улице не холодно?», «А детей не кусают возле речки комары?», «А речка не глубокая»).

Низкий уровень познавательной самостоятельности – у 40–75% старших дошкольников (8–15 человек в разных диагностических заданиях). Эти дети обходились устанавливающими вопросами – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Это снеговик?»,«Они ловят рыбу?», «Они гуляют?», «Они в деревне?», «Это речка или озеро?»)

По критерию «Оригинальность мышления» результаты следующие (рис. 3).

Рис. 3. Распределение детей старшего дошкольного возраста по результатам исследования критерия «Оригинальность мышления», %

Высокий уровень познавательной самостоятельности – у 0–10% старших дошкольников (0–2 человека в разных диагностических заданиях). Эти дети давали нестандартные ответы на вопросы, демонстрировали творческий подход к ответам, реагировали на вопросы теста сложными развернутыми размышлениями, с юмором, например: «На ковре-самолете я бы полетела в волшебную страну, где живут принцы и феи», «Я бы приказал чудо-машине изобрести капсулу времени, мы бы переместились туда с мамой и папой и попали бы в гости к бабушке, которая умерла, мы по ней очень скучаем», «Если бы я очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается, я бы стал летать над городом и тайгой вместе с мамой, это было бы здорово!»

Средний уровень познавательной самостоятельности – у 50–70% старших дошкольников (10–14 человек в разных диагностических заданиях). Эти дети избирательно демонстрировали творческий подход, их ответы свидетельствуют о некотором проявлении фантазии. Примеры ответов: «Я бы попросил у волшебника, чтобы я стал хорошим лыжником, а пока у мены не получается», «Я бы попросила себе красивое платье, как у феи, красивые туфли, сумочку, корону и королевский плащ», «Я бы попросила у чудо-машины робота-помощника для моей мамочки и робота-строителя для моего папы, он строит нам большой дом», «Там, где все разрешается, я бы отменил уроки для моего старшего брата - он их очень не любит».

Низкий уровень познавательной самостоятельности – у 30–35% старших дошкольников (6–7 человек в разных диагностических заданиях). Эти дети давали банальные ответы на вопросы, реакции их приближены к обстановке их существования и ограничены ею, они не проявляют фантазии и креативности. Примеры ответов: «Я бы попросил у волшебника деньги, машину, игрушки, снегоход и квадроцикл», «Я бы попросила платье, деньги, игрушки, котенка и щенка», «Я бы слетал на ковре-самолете к бабушке в Томск», «Я бы заставил чудо-машину испечь торт и пиццу», «Вместе с мамой в таком месте, где все разрешается, я бы играл, плавал в аквапарке».

Общий уровень сформированностипознавательной активностиу детей 6–7 лет был проанализирован как совокупность качественных и количественных данных о проявлении выделенных критериев и показателей, полученных в результате диагностического обследования. Обобщение этих результатов позволило распределить детей по трем условным подгруппам в зависимости от уровня развития познавательной активности (рис. 4).

Рис. 4. Уровни развития познавательной активности старших дошкольников, %

 

Как показывает диаграмма, высокий уровень развития познавательной активности у двоих дошкольников (10% группы), средний – у 11 детей (55% группы), низкий – у 7 детей (35% группы).

Таким образом, результаты проведенной диагностики показали, что уровень развития познавательной активности старших дошкольников недостаточный и нуждается в коррекции.Наименее развиты у старших дошкольников такие критерии, как оригинальность мышления и познавательная самостоятельность.Полученные результатысвидетельствуют о необходимостиразработать программу развития познавательной активности старших дошкольников и реализоватьее внедрение в ходе образовательной работы в условиях ДОУ.

 

Литература

  1. Ахмедбекова Р.Р. К вопросу о сущности и содержании познавательной активности младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. №1. С.9-12.
  2. История педагогики и образования: учебное пособие / О.Б. Лобанова, З.У. Колокольникова – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 183 с.
  3. Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сврстниками. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК,2008. – 325 с.
  4. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск: Изд-во ОмГПУ,2010. 16 с.
  5. Щербакова Е.И. О некоторых особенностях познавательной активности в процессе обучения математике // Дошкольное воспитание. 1983. №9. С.42-45.
  6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие. Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. 392с.
  7. Щетинина В.В. Проблемы развития познавательной активности в современных исследованиях // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. № 11. Ульяновск: ИП Качалин, 2013. С.32-35.
  8. Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 2010. №1. С.53-59.