ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА

WAYS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE SPORTS COMPLEX

В настоящее время на современном этапе экономическое развития особенно важным элементом экономики многих стран является конкурентоспособность. На сегодняшний день стабильный успех в предпринимательстве без расчета эффективности развития предприятия, без постоянного накопления сведений о собственных перспективах и способностях, без анализа состояния рынков, без оценки места конкурентов на этих рынках и без проведения анализа конкурентоспособности свой организации не является возможным.

Т.С. Науменко и Н.А. Чумакова определяют конкурентоспособность предприятия как свойство, которое характеризуется степенью реального и потенциального удовлетворения им определенной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. [2] Данные требования предъявляются как к физкультурным, так и спортивно-оздоровительным комплексам, т.к. высокая конкурентоспособность данных объектов является основой для удовлетворенности потребителей и вызывает желание повторно посетить спортивные занятия данного комплекса. Также, данный факт приводит к отсутствию претензий к физкультурно-оздоровительному комплексу как со стороны государства, в том числе и в лице налоговых органов, и общества в целом, так и в лице отдельных посетителей и контрагентов.

Повлиять на конкурентоспособность физкультурных и физкультурно-оздоровительных комплексов могут как уровень менеджмента и состояние рынка, степень инновационных внедрений, так и мотивация и квалификация рабочего персонала, а не только качественные и ценовые параметры. Однако, важное место в формировании конкурентоспособности данных комплексов занимает маркетинг. Выявлять наиболее значимые потребности потребителей, учитывать изменения их предпочтений, оценивать перспективы развития подразделений рынка, разрабатывать и осуществлять эффективные стратегии по повышению конкурентоспособности являются основными задачами маркетинга.

Одним из важнейших условий при формировании конкурентоспособности как отдельных товаров, так и предприятия в целом является присутствует на рынке конкуренции. Способность качественно отвечать на запросы конкурентного рынка по сравнению с такими же спортивными комплексами называют конкурентоспособностью спортивно-оздоровительных услуг. Данная способность определяется как ценами на спортивные услуги, которые устанавливает организация, так и качество предоставляемых спортивно-образовательных услуг. На конкурентоспособность влияют и другие факторы, такие как: популярность среди населения тех или иных спортивных услуг, реклама и имидж предприятия, место физкультурного комплекса на рынке спортивно-оздоровительных услуг и колебание спроса на данные услуги.

Следовательно, под конкурентоспособностью физкультурно-оздоровительного комплекса понимается совокупность его характеристик, которые отличают его от аналогичных комплексов на рынке. Также, данное понятие включает в себя технический уровень, функциональные, социальные и другие полезные свойства и цены на услуги, что составляет систему потребительских, экономических и технических показателей. При мониторинге конкурентоспособности в сравнительном анализе участвуют перечисленные ранее показатели и уровень аналогичных показателей у конкурентов.

Отечественные и зарубежные ученые, определяя конкурентоспособность используют в своих понятиях такие термины как качество, полезность, привлекательность, соотношение «цена-качество», выдержка конкуренции и другие. Обобщенным понятием конкурентоспособности является следующее определение: систематический показатель товара, следствие работы всех элементов маркетинга, обеспечивающий выигрышное положение предприятия на ранке.

Однако, более сложно определить конкурентоспособность предприятия, т.к. оно подразумевает преимущество данного предприятия по отношению к другим предприятия из данной отрасли на рынке как на территории государства, так и за его пределами.

Система конкурентных привилегий предприятия является основой конкурентоспособности предприятия, в том числе и физкультурных комплексов. По мнению А.Э. Ананяна и Н.А. Чумаковой, систематизация подходов к исследованию конкурентных преимуществ предприятий осуществляется по таким признакам, как: отношение к самой системе, область возникновения, содержание фактора, время реализации и место реализации преимущества, а также вид конечного результата. [1]

       Обязательным для автоматизированной обработки бухгалтерского учета, в том числе и факторного анализа конкурентоспособности предприятия является кодификация конкурентных преимуществ, которые были приведены выше, и их дальнейшее кодирование.

Конкурентное преимущество, которым обладает организация делится на несколько факторов: первые факторы почти целиком определяются руководством организации, т.е. внутренние факторы и факторы, появление которых уже в небольшой степени зависит от организации, т.е. внешние факторы.

Необходимо отметить, что типовая конкурентоспособность обладает следующими преимуществами: рыночные, управленческие, технические, структурные и ресурсные.

Такие показатели, как издержки производства, размер относительной доли рынка, степень овладения улучшенными технологиями стратегии продаж, отличительные свойства оказываемых спортивно-оздоровительных услуг и популярность физкультурного комплекса являются показателями конкурентных преимуществ.

В зарубежной и отечественной научной литературе можно найти достаточно большое количество определений понятия «конкурентоспособность предприятия». Несмотря на это можно выделить характерные свойства, которыми обладает данное понятие:

  • Воздействие экологической и социальной среды на конкурентные преимущества предприятия;
  • То, насколько развита конкретная спортивная организация относительно ее конкурентов по степени удовлетворения спроса на оказание услуг и по эффективности производственной деятельности, определяет конкурентоспособность предприятия;
  • Привлекательность организации для инвесторов повышается благодаря ее конкурентоспособности;
  • Под конкурентоспособностью понимается способность одного предприятия превзойти своего конкурента по всем параметрам;
  • Способностью предприятия выстоять на рынке с аналогичными услугами, оказываемыми конкурентами называется конкурентоспособность предприятия;
  • Определения конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность спортивных услуг тесно связаны между собой;
  • Конкурентоспособность определяется как показатель, базой сравнения для которого являются показатели предприятий – конкурентов;
  • Изменения конкурентоспособности физкультурного комплекса зависят от времени, а также от определенных внешних и внутренних факторов;
  • Значениями и эффективностью применения всех ресурсов физкультурного комплекса характеризуется конкурентоспособность данного комплекса.

Огромную роль в обеспечении финансовой устойчивости организации имеет конкурентоспособность спортивных услуг, именно поэтому ими необходимо правильно управлять. Задача маркетинговой службы заключается в выяснении потребностей общества для того, чтобы их удовлетворить, а также прогнозирование актуальных потребностей в ближайшем будущем, которые могут возникнуть в связи с изменениями условий жизни, а именно: инфляции, увеличение доходов населения, пандемии и т.д.

Основой обеспечения конкурентоспособности продукции является соотношение цены, сервиса и качества данной продукции. Кроме того, на конкурентоспособность оказывают как положительное, так и отрицательное влияние и такие факторы, как: маркетинг, мода и др. Конкурентоспособность ограниченно поддается воздействию маркетинга в ходе реализации несмотря на то, что закладывается она еще на начальной стадии проектирования и производства.

В наше время становится актуальной проблема повышения конкурентоспособности, решение которой тесно связано с усовершенствованием разработки, изготовления реализации и техническим обслуживанием спортивно-оздоровительных программ.

Именно благодаря данным условиям, можно добиться следующих результатов:

  • Повышение качества оказываемых услуг;
  • Стимулирование рекламных кампаний;
  • Увеличение экономичности и оперативности послепродажного обслуживания, т.е. абонементов.

Необходимо отметить, что конкурентоспособное предприятие предпринимает стратегический подход при управлении конкурентоспособностями. Эксплерентный, виолентный, патиентный, коммутантный элементы конкурентоспособности представляют самостоятельные объекты управления.

В теории конкурентных преимуществ Майкла Портера (американский экономист) маркетинг и издержки были рассмотрены как два главных источника преимуществ. Конкурентоспособность, которая возникает благодаря более низким производственным и маркетинговым расходам относительно конкурентов определяется как преимущества в издержках, что позволяет предприятию либо значительно снизить цены на выпускаемую продукцию, либо съекономить на рекламе и распределении. Преимуществом маркетинга называется конкурентоспособность товаров и услуг, которые удовлетворяют покупателей больше, чем товары конкурентов.

Большую ориентированность на потребителя можно увидеть у предприятий, которые добиваются успехов в маркетинге, нежели у предприятий, стремящихся к преимуществам в издержках, но данное предприятие тоже не может игнорировать потребителей, т.к. его преимущество будет непрочным.

Некоторые свойства оказания спортивно-оздоровительных услуг, более желательны, чем конкурентные спортивные комплексы, в этом и заключается преимущество маркетинга на рынке.

Существует определенная система обеспечения конкурентоспособности предприятия. В теории вопрос обеспечения конкурентоспособности оказываемых спортивных услуг рассматривается одновременно как процесс и как структура. Реализацией связанных между собой научных подходов, методов, принципов, средств и мероприятий, которые разрабатываются по всем критериям управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов и нацеливаются на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции называется процесс обеспечения конкурентоспособности. Система, состоящая из внешнего окружения предприятия и ее внутренней структуры, которая направлена на обеспечение конкурентоспособности спортивных услуг является системой обеспечения конкурентоспособности как структуры.

Для сравнения эффективности рекламной деятельности определенного спортивно-оздоровительного комплекса с комплексом – конкурентом, используются следующие признаки:

Первым признаком являются различные виды спортивных направлений, качество оказываемых услуг, высококвалифицированный тренерский состав, показательный уровень качества услуг, место расположения спортивного комплекса, современный спортивный инвентарь, т.е. спортивно-оздоровительные услуги.

Второй признак включает в себя уровень цен, гибкость ценовой политики, ценообразование на новые направления спортивных услуг, т.е. цена.

Третий признак уровень - рекламной деятельности физкультурного комплекса, т.е. бюджет маркетинговой деятельности, виды рекламы, используемые СМИ, уровень и метод стимулирования реализации услуг, использование индивидуальной продажи, наличие специальных подразделений, которые необходимы для осуществления связи с общественностью.

Проведение мероприятий, которые будут перечислены ниже, необходимо для повышения конкурентоспособности предприятия:

  • Конкурентоспособность оказываемых услуг обеспечивать только в целевых секциях рынка. Конкурентоспособностью спортивных услуг называют их условное и обобщенное свойство, которое отражает выгодные отличия предприятия от спортивно-оздоровительных услуг, которые оказывает конкурент, по степени удовлетворения потребности и по расходам на нее;
  • Повышение до высокого уровня в конкретной отрасли производительности предприятия и его подразделений, которые позволяют в будущем открыть возможность успешной работы предприятия;
  • Поэтапное внедрение новых технологий;
  • Оказание спортивно-оздоровительных услуг высокого качества, отвечающих как отечественным, так и мировым стандартам;
  • Спортивно-оздоровительные услуги должны оказываться только высококвалифицированным тренерским составом;
  • Постепенное обучение и повышение квалификации кадров;
  • Систематическое проведение экономического анализа, необходимого для выявления сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

Необходимо отметить, что внутренними преимуществами конкурентоспособного предприятия являются:

  • Экономическое положение физкультурного комплекса;
  • Конкурентоспособность спортивных услуг;
  • Выгодность продаж абонементов по различным направления;
  • Индивидуальный имидж физкультурного комплекса;
  • Эффективное управление.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ориентация предприятия на потребительскую сферу, повышение качества оказываемых спортивных услуг и эффективная реализация услуг позволяют повышать конкурентоспособность физкультурно-оздоровительного комплекса. Именно поэтому увеличивается показатель конкурентоспособности предприятия, а также умение максимального использовать свои потенциалы: трудовой, научно-технический, производственный и финансовый.

Список литературы

  1. Ананян А.Э., Чумакова Н.А. Значение управленческого анализа в современных условиях развития экономики. В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей. Редакторы: Ю.И. Сигидов, М.А. Коровина, А.В. Чухнов. 2013. С. 280-285.
  2. Науменко Т.С., Чумакова Н.А. Экономический анализ. Учебное пособие. Краснодар, 2012.

 

  1. Ananjan A.Je., Chumakova N.A. Znachenie upravlencheskogo analiza v sovremennyh uslovijah razvitija jekonomiki. V sbornike: Jekonomicheskaja nauka v XXI veke: problemy, perspektivy, informacionnoe obespechenie Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija studentov, aspirantov, magistrantov i prepodavatelej. Redaktory: Ju.I. Sigidov, M.A. Korovina, A.V. Chuhnov. 2013. S. 280-285.
  2. Naumenko T.S., Chumakova N.A. Jekonomicheskij analiz. Uchebnoe posobie. Krasnodar, 2012.