ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

THE EFFECTIVENESS OF VARIOUS FORMS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

В последние несколько лет по результатам наблюдения за физическим состоянием студентов поступающих и проходящих обучение в учебном заведении имеет место устойчивая тенденция к снижению физической подготовленности, в том числе уровню развития физических качеств, а также двигательных умений и навыков. Об этом свидетельствуют результаты сдачи контрольных нормативов, уровень усвоения программного материала, а также результаты соревнований проводимых в студенческой среде. Кроме того, наблюдается увеличение количества обучающихся отнесенных к специальной медицинской группе, для которых может быть реализована только оздоровительная физическая культура. Нами было исследовано влияние различных форм физической культуры на физическую подготовленность студентов и уровень развития физических качеств.

 Физическая культура студентов представлена в следующих организационных формах: учебные занятия по физической культуре в системе высшего образования, участие в спортивно-массовых мероприятиях, самостоятельные занятия физическими упражнениями, тренировочные занятие по видам спорта  в группах спортивного совершенствования [1]. 

Рассматривая каждую форму занятий физическими упражнениями в отдельности, следует отметить следующие особенности и степень воздействия на развитие физических качеств. Первым основным видом реализации физической культуры являются учебные занятия. Данная форма физической культуры реализуется по двум направлениям. Одна из них это занятия имеющие общефизическую направленность основу которых составляет развитие физических качеств и изучение основ сложнокоординационных, игровых и циклических видов спорта, рассмотрение тактических приемов и правил проведения соревнований.    Следующее направление учебных занятий – это элективные курсы по избранному виду спорта. Данные учебные занятия направлены на развитие определенных физических качеств, совершенствование специфических двигательных умений и навыков, а также особенностей технико-тактического мастерства и организации и проведения соревнований по данному виду спорта. К положительным сторонам практических учебных занятий следует отнести то, что они проводятся в логически структурированной цепочке, в соответствии с целесообразностью развития тех или иных качеств, обеспечиваются специалистами в области физической культуры и спорта, мотивируют студентов на сдачу нормативов для получения положительной оценки. Среди недостатков можно выделить значительные временные интервалы между занятиями, препятствующие формированию навыков и снижающие эффективность тренирующего воздействия, а также пропуски занятий студентами в силу различных причин, в том числе и неуважительных. Кроме того значительное различие студентов в учебной группе по уровню физического развития вынуждает педагогов искать усредненные варианты нагрузки при выполнении упражнений, что для части занимающихся является излишним, а для части недостаточным [2]. 

Следующей формой реализации физической культуры студентов является участие в спортивно-массовых мероприятиях. Спортивно-массовая работа со студентами проводится в виде отдельных соревнований или спартакиад по видам спорта, спортивных праздников посвященным памятным датам, государственным или профессиональным праздникам, а также иные варианты студенческих игр. Эффективность данной формы занятий физической культурой проявляется, как правило, в высокой степени эмоциональности проведения мероприятий, присутствия соревновательного элемента, выполнения соревновательных упражнений «до отказа», что создает высокий тренирующий эффект, увеличивает вероятность вовлечения в регулярные занятия физической культурой. В то же время данные мероприятия носят несистематический характер,  проходят при сниженном контроле со стороны специалистов в данной предметной области не только за правильностью выполнения упражнений, но и за влиянием нагрузки на развитие адаптационного потенциала занимающихся, повышается риск получения травм.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями широко распространенная форма физической активности студентов. Студенты в свободное время посещают фитнес-клубы, залы атлетической подготовки, спортивные залы и площадки для спортивных игр, ледовые дворцы, бассейны и т.д. Для данной формы занятий физической культурой характерна высокая степень мотивации к подержанию физических кондиций, занятия, как правило, проводятся в свободной форме, позволяют переключаться от умственного труда к физическому и дополнительно выполняют функцию психологического восстановления. В случае постановки целей по достижению высокой физической подготовленности и существенных физических показателей возможно выполнение массовых спортивных разрядов и значительное развитие отдельных, лимитирующих данное упражнение,  физических качеств.  Основным проблемным вопросом является слабая степень контроля за выполняемой физической нагрузкой, что может привести к высокой степени утомления или травмам характерным для данных упражнений [3].

Высшей формой занятий физической культурой для студентов является участие в учебно-тренировочном процессе в составе групп спортивного совершенствования по видам спорта. Целью тренировочного процесса является участие в соревнованиях, выполнение спортивных разрядов и норм. Осуществляется данный процесс под руководством тренера-преподавателя по виду спорта, по заранее разработанному плану, отличает его высокая мотивация занимающихся на достижение спортивного результата. Участите в группах спортивного совершенствования предполагает строгое соблюдение режима дня, повышенные требования к питанию и витаминизации, соблюдению гигиенических и восстановительных процедур. Отличительной особенностью является высокая степень физической подготовленности к избранному виду деятельности, стремление к максимально возможным показателям физических качеств, к автоматическому выполнению двигательных действий и устойчивому формированию навыков. Кроме того на фоне развития физических возможностей происходит повышение технико-тактического мастерства, психологической устойчивости к утомлению и сбивающим факторам. Так же в зависимости от выбранной профессии, приобретаемые двигательные навыки могут являться базой для профессионально-прикладной физической культуры, востребованность которой может проявляться в трудовой или оборонной деятельности [4].   Негативными факторами занятия студентов в группах спортивного совершенствования   можно выделить пропуски учебных занятий вследствие участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях и, что как правило, приводит к снижению успеваемости.

Таким образом, изучив особенности реализация различных установленных форм физической культуры для обучающихся по программам высшего образования, можно констатировать, что наиболее существенное влияние на развитие физических качеств и физической подготовленности оказывают самостоятельные занятия физическими упражнениями и участие в спортивных мероприятиях в составе групп спортивного совершенствования.

Список литературы.

  1. Гилев, Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие / Г.А. Гилев. - М.: МГИУ, 2007. – 376 с.
  2. Железняк, Д.Ю. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие / ред. Д.Ю. Железняк. - М.: Академия, 2002. – 378 с.
  3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / ред. В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2005. – 448 с.
  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. / Л.П. Матвеев. – СПб, 2005. – 378 с.

 Literatura.

  1. Gilev, G.A. Fizicheskoe vospitanie v vuze: ucheb. posobie / G.A. Gilev. - M.: MGIU, 2007. – 376 s.
  2. ZHeleznyak, D.YU. Pedagogicheskoe fizkul'turno-sportivnoe sovershenstvovanie: Ucheb. posobie / red. D.YU. ZHeleznyak. - M.: Akademiya, 2002. – 378 s.
  3. Il'inich, V.I. Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik / red. V.I. Il'inich. - M.: Gardariki, 2005. – 448 s.
  4. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty. / L.P. Matveev. – SPb, 2005. – 378 s.