ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

Современные тенденции в социально-политической жизни общества приводят к определенным изменениям и в сфере межнациональных отношений. С одной стороны, явно проявляется либерализация общественных отношений, толерантность представителей различных культур по отношению друг к другу, в этнических отношениях проявляются факторы глобализации. С другой, в качестве реакции на эти процессы, обостряется необходимость различных национальных групп в защите и сохранении своей идентичности. В этой сложной системе межкультурных взаимодействий языковая идентичность и право использования родного языка занимают особое место, ведь язык – не только важнейшее коммуникативное средство, но и важнейшая культурная ценность для большинства народов.

 

Российская Федерация – это многонациональное государство, стабильные межнациональные отношения в котором являются необходимым условием гармоничного существования народов, проживающих на его территории, их взаимного культурного обогащения и развития общества. Основа национальной самоидентификации – осознание личностью себя как часть этнической общности, группы людей, которые связаны тем, что общаются на общем языке.

В Российской Федерации существует множество разных народов и языков, на которых они говорят. Различные ситуации речевого взаимодействия приводят к тому, что двуязычие и многоязычие являются основной формой существования языка в нашей стране.

 Право пользования родным языком – одно из важнейших прав каждого человека. Будучи одним из важнейших элементов культуры и основной формой общения людей, родной язык представляет исключительную важность для каждого члена общества. Свободная возможность общаться на родном языке – необходимое условие для комфортной жизни в любом современном социуме

Правовое регулирование использования языка очень важно в современных условиях. Специфика языковых правоотношений такова, что требует определенных условий в конституционно-правовом регулировании.

Использование языка – это получение или передача устной или письменной информации и осуществление любых других сообщений гражданам или должностным лицам на указанном языке [8, 35].

Гарантии права каждого на пользование родным языком установлены международными правовыми нормами и положениями: ч. 2 ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека и гражданина, независимо от языка; ч. 2. ст. 68 Конституции РФ о праве республик в составе РФ устанавливать свои государственные языки; ч. 3 ст. 68 Конституции РФ о гарантированности всем народам РФ права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития [1].

Конституция Российской Федерации регламентирует основы правового регулирования использования родных языков народами России. В документе русский язык определяется в качестве государственного языка на всей территории Российской Федерации. Кроме того, Конституция предоставляет право устанавливать свои языки для республик и декларирует право каждого на использование родного языка. Это право «в теории конституционного права относится к группе личных прав» [11, 193]. Конституционная норма указывает, что любой гражданин может свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. Конституция закрепляет за каждым народом Российской Федерации право на изучение, развитие и сохранение родного языка [10, 198].

Гарантия предоставления каждому субъекту Российской Федерации права устанавливать на своей территории государственный язык. В нашей стране это право предоставлено республикам, так как они являются субъектами федерации, основным признаком формирования которых является национальный фактор. Принятые в рамках этих законодательных норм языки используются в органах государственной и муниципальной власти, государственных учреждениях вместе с государственным языком Российской Федерации. Но эти языки не могут полностью замещать его. Другие субъекты – автономные области и округи не попадают под действие этих норм, что, несомненно, является пробелом в законодательстве.

         Закон о языках устанавливает, что в зонах компактного проживания этносов, не имеющих собственных территориальных образований или находящихся вне их, наряду с государственным языком Российской Федерации или республики, на территории которой проживает народ, возможно использование языка населения этой местности [2].

Положения Конституции, таким образом, направлены на установление и уточнение гарантий сохранения и развития родных языков народов Российской Федерации.

Важнейшим условием государственной поддержки реализации российскими народами прав на использование родного языка является разработка целевых программ развития, изучения и сохранения языков народов России. Такие программы формирует и реализует Правительство Российской Федерации [4, 118].

Кроме необходимости существования и поддержки таких программ для защиты прав и свобод граждан и стабилизации политики в области национальных отношений, для случаев нарушения законодательства об использовании родного языка должна быть установлена соответствующая ответственность. «Закон о языках народов Российской Федерации» определяет только ответственность за отказ в обслуживании граждан, которые не владеют языком организации, предоставляющей услуги. Однако уровень обобщения видов нарушений и оснований для ответственности в этом нормативно-правовом акте недостаточен.

Право на использование, сохранение и развитие родного языка, предоставляемые народам Российской Федерации, проявляется в установлении возможности изучения родных языков коренными малочисленными народами в соответствии с принципами и нормами международного права.

В России в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона «О языках народов Российской Федерации» государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями. Благодаря этому каждое национальное сообщество может сохранить свою национальную определенность» [1]. В местах компактного проживания их языки используются в топонимике, в работе органов местного самоуправления, других установленных официальных сферах общения, изучаются в общеобразовательных учреждениях.

В Российской Федерации действуют нормы, направленные на сохранение языков коренных малочисленных народов, на обеспечение и их права на свободный выбор языка обучения.

Сохранению родных языков в известной мере способствует установление национальных традиций именования (наименований географических объектов, надписей, дорожных и иных указателей), что выступает не только как условие укрепления государственности, но и как значимый фактор сохранения национальной самобытности [5, 84]. Каждый народ имеет право на сохранение и развитие своей культуры и языка, в том числе народ, у которого нет государственно-территориальных образований, либо народ, чьи представители мигрируют из других государств на территорию Российской Федерации.

Законодательство в области использования родного языка оказывает непосредственное воздействие на социально-политические отношения граждан Российской Федерации и затрагивают культурные и экономические стороны жизни общества.

Закрепленное Конституцией РФ право дает возможность каждому человеку свободно пользоваться родным языком. Законом «О языках народов Российской Федерации» устанавливается принцип государственных гарантий равноправия языков: Российская Федерация гарантирует всем ее народам, независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

В теории права истинное равноправие языков трактуется как допущение «двух или более языков к свободному употреблению» как в межличностных, так и в официальных сферах общения, в том числе при обучении [5, 84].

В Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

На территориях республик гарантируется языковой суверенитет каждого народа без какой-либо дискриминации.

В конституции республик в составе РФ включена норма о государственных языках. Государственными языками в них являются язык или языки своей республики и обязательно русский. Также в республиках в составе Российской Федерации приняты соответствующие законы о языках их народов. В этих законах устанавливается, что республики в составе Российской Федерации на своей территории самостоятельно решают все вопросы, связанные с языками, обеспечивают их экономическую, социальную и юридическую защиту. 

Статья 8 Закона Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года «О языках народов Республики Башкортостан», также закрепляя право на выбор языка воспитания и обучения, гарантирует башкирскому населению, проживающему за пределами Республики Башкортостан, содействие государства в организации различных форм воспитания и обучения на башкирском языке [3]. 

Стоит отметить, что действующее российское законодательство в основном обращает внимание на контроль национально-правовых отношений, не оказывая должного внимания социокультурным факторам. Это обуславливает необходимость принятия специализированных документов, в которых будут задекларированы права на защиту национальных языков народов России как культурного наследия [9, 109]. Для реализации этой программы нужно использовать действенные нормативно-правовые и экономические механизмы и разработать новые способы воздействия на политические процессы в развитии национальных и языковых отношений.

         Положения ч. 2 ст. 26 и ч. 3 ст. 68 Конституции России задают основы для защиты права личности пользоваться родным языком, связывая его с правом на национальную самоидентификацию. Указанные в этих положениях правовые нормы направлены на фактическое осуществление права на использование родного языка каждым гражданином. Отдельно стоит отметить недопущение пропаганды языкового превосходство.

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности и стабилизации этнических отношений. В то же время для расширения доступа личности к ценностям отечественной и мировой культуры, духовного обогащения существенное значение имеет овладение языками других народов, прежде всего русским языком, который является не только государственным языком Российской Федерации, но прежде всего добровольно принятым народами России средством межнационального общения. Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» и законы республик обеспечивают определенный объем защиты свободы права на пользование родным языком, в этой области наблюдаются недостатки: например, отсутствие конституционного права органов власти автономных округов и областей устанавливать на своей территории государственные языки. Исправление этих недочетов законодательства способствовало бы укреплению межнациональных отношений и гармоничному развитию российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ).
  2. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1 (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 126-ФЗ, от 11.12.2002 N 165-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ).
  3. Закон Республики Башкортостан от 15.02.99 № 216-з (ред. от 14.07.2010) «О языках народов Республики Башкортостан» (с изменениями от 5 января, 2 марта 2001 г., 1 марта 2002 г., 17 марта 2003 г., 5 апреля 2004 г.).
  4. Босхомджиева Г.Г. Нормативно-правовое закрепление права пользования родным языком в субъектах Российской Федерации // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. 2006. Т. 1. № 1. С. 117-123.
  5. Васильева Л.Н. Право на пользование родным языком: тенденции развития и новеллы реализации // Вестник Московского университета. 2018. № 3. С. 81-93.
  6. Галиев Р.С., Колмыкова А.М. Государственно-правовое регулирование права на пользование родным языком в Российской Федерации // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 15-1. С. 218-219.
  7. Гацалов Р.Р. Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества: действительность или мечта для жителей республик, входящих в состав Российской Федерации? // Право и государство, общество и личность: история, теория, практика : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2017. С. 90-103.
  8. Колмыкова А.М. Право на пользование родным языком // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 35.
  9. Ларин А.А. Реализация конституционного права на пользование родным языком в процессуальном законодательстве // Законность и правопорядок: сборник научно-практических статей. Нижний Новгород, 2013. С. 108-111.
  10. Ченцов С.Д. Право на пользование родным языком в контексте национальной самоидентификации // Научный альманах. 2019. №5. С. 197-200.
  11. Шарипова Э.А., Акбашева Д.Х. Конституционные основы религиозной толерантности в Республике Башкортостан / Проблемы реализации конституций и уставов субъектов федеративных государств: материалы Всероссийской конференции, посвященной 20-летию образования Конституционного Суда РБ. Уфа: КС РБ, 2017. 236 с. С. 191-198.