К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Федеральный закон от 18.07.2011 №223–ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[1] внес весомый вклад в развитие сферы закупок, закрепив ключевые цели, правила и принципы закупочной деятельности для корпоративных заказчиков. Однако, «эволюция правового регулирования общественных отношений»[2] в сфере государственных и иных закупок характеризуется высокой степенью нестабильности и хаотичности, что обуславливает актуальность изучения правового регулирования этих процессов. К основным субъектам, уполномоченным осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ, относятся: государственные корпорации; государственные компании; субъекты естественных монополий; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (в сфере электроснабжения, газоснабжения и т.д.), автономные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государственного (муниципального) участия превышает 50%; бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет грантов или собственных средств; унитарные предприятия, признанные особо значимыми, и другие. Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по вышеуказанному Закону, руководствуются самостоятельно разработанными Положением о закупках и Планом закупок. В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[3], где регламентированы все аспекты данной деятельности, в рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право самостоятельно устанавливать требования к закупкам.

Поскольку недостатки регламентации со стороны законодательства могут стать «лазейкой» для проведения неконкурентных закупочных процедур, анализ правового регулирования данных общественных отношений позволяет выделить некоторые проблемы этой сферы. Во-первых, в Законе № 223-ФЗ отсутствует четкий перечень основных способов осуществления закупок. В соответствии с ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ, заказчики вправе применять «иные способы». К ним могут быть отнесены, например, закупки у единственного поставщика, запрос котировок, запрос предложений или другие способы, установленные заказчиком в Положении о закупке. Таким образом, Закон №223-ФЗ позволяет заказчику установить новый вид закупок, ранее не применявшийся на практике.  Число новых способов определения поставщика с каждым годом увеличивается. Согласно докладу Федеральной антимонопольной службы РФ, в 2016 году их количество возросло с 2015 года на 983 способа и составило более 4480 способов, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика. В соответствии с мониторингом Счётной палаты РФ за 9 месяцев 2016 года, сократилась доля закупок у единственного поставщика с 51,1% до 41,5%, но наблюдался рост числа "прочих способов" - за данный период их доля увеличилась на 23,4%. На долю конкурентных способов пришлось лишь 4,6% от общего объёма закупок. Аналогичные данные были получены при проведении мониторинга Министерством финансов РФ в первом полугодии 2017 года: способ «закупка у единственного поставщика» применяют около 31,5% заказчиков, прибегают к "иным видам" – около 62,7%. На долю конкурсов и аукционов приходится 5,8% закупок. При этом в сравнении с первым полугодием 2016 г. произошло сокращение закупок у единственного поставщика на 26,3% при соразмерном росте "иных способов". Таким образом, можно отметить, что происходит постепенное снижение закупок у единственного поставщика и увеличение “прочих способов”, которые могут позволить заказчику осуществлять закупки у «нужных» поставщиков.

Следовательно, необходимым условием совершенствования Закона № 223-ФЗ, на наш взгляд, является закрепление строгого перечня дозволенных способов закупок.

Второй важной проблемой Закона №223-ФЗ является огромное количество электронных торговых площадок (далее – ЭТП). Согласно Министерству финансов РФ, на 1 июля 2017 года интегрирована 181 ЭТП, работающая в рамках данного закона. Интересно отметить, что на 3 крупнейших площадках осуществляется примерно 53% всех электронных закупок, на 47 из них – около 99% всех закупок проходит в электронной форме, на 12 площадках была проведена лишь одна закупка, на 42 – ни одной. Для поставщиков это становится барьером – им приходится проходить платную аккредитацию сразу на нескольких площадках. Следовательно, вторым важнейшим условием развития сферы корпоративных закупок должно стать усиление контроля за операторами торговых площадок. В частности, ужесточение требований для осуществления деятельности и отбор наиболее часто используемых площадок.

 Третьим актуальным вопросом Закона № 223 можно назвать отсутствие точного определения «закупок в электронной форме», что дает возможность заказчикам интерпретировать данное условие в свою пользу. Нередки случаи, когда заказчики предъявляли требование к поставщикам представлять необходимые документы частично в электронном варианте, частично – на бумажном носителе, что также обременительно для многих исполнителей. Несмотря на выявленные слабые места, необходимо признать, что они не остаются без внимания со стороны контролирующих органов. Так, в 2015 году в Государственную думу РФ был внесен законопроект, согласно которому основные пробелы Закона № 223-ФЗ предполагалось ликвидировать.  В частности, предусматривалась регламентация дозволенных способов определения поставщика, закрепление четкого перечня возможных вариантов осуществления закупок, точное определение «закупки в электронной форме», ограничение числа действующих электронных площадок – проведение торгов по Закону №223–ФЗ лишь на площадках, закрепленных в Законе №44–ФЗ.  На первый взгляд, введение данного законопроекта решает многие ключевые проблемы Закона № 223. С другой стороны, это способно породить и новые проблемы. В частности, регламентация основных способов закупок может привести к учащению случаев заключения контрактов с единственным поставщиком. На наш взгляд, помимо закрепления основных способов закупок необходимо также определить перечень тех видов товаров (работ, услуг), для которых будет возможно оформление закупки в виде малых заказов. Более того, передача полномочий торговым площадкам, работающим по Закону № 44-ФЗ, осуществлять обслуживание также и по Закону № 223-ФЗ может негативно сказаться на работе самих площадок и создать дополнительные неудобства для самих участников закупок (в результате резкого роста числа пользователей сайта вероятны частые сбои системы; также возможна путаница среди участников закупок). Поэтому предлагается ограничение числа ЭТП до наиболее используемых именно в рамках 223-ФЗ. В целом, вступление законопроекта в силу способно привести к значительному улучшению правового регулирования согласно нормам Закона № 223-ФЗ. Однако без учета возможных негативных последствий он может породить новые проблемы, устранение которых потребует дополнительных затрат ресурсов. Кроме того, что необходима эффективная «регулярная обратная связь»[4] для законодателей, на наш взгляд, еще необходимо уделить вышеуказанным вопросам внимание до введения поправок в действующий закон.

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fssprus.ru/2515217/ (дата обращения: 02.02.2020).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fssprus.ru/2515217/ (дата обращения: 05.02.2020).
  3. Байбурин Р.И. Шарипова Э.А. Принципы профессионализма и компетентности в системе государственной службы: проблемы и пути решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 33-35.
  4. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 108-113.

 

[1] Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fssprus.ru/2515217/ (дата обращения: 02.02.2020).

[2] Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 109.

[3] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fssprus.ru/2515217/ (дата обращения: 05.02.2020).

[4] Байбурин Р.И. Шарипова Э.А. Принципы профессионализма и компетентности в системе государственной службы: проблемы и пути решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 34.