ПРОБЛЕМА УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

THE PROBLEM OF ADOPTION OF RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

Усыновление (удочерение) является одним из древнейших институтов семейного права, он был  известен еще со времен Древнего Рима.

Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления российских детей, гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами.

На данный момент существует множество нормативных актов, регулирующих процедуру усыновления.

Основным правовым актом, регулирующим усыновление в Российской Федерации, является Семейный кодекс.[1]

Статья 124 Кодекса определяет усыновление приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отношении зарубежных усыновителей СК Российской Федерации устанавливает последовательность, в соответствии с которой в первую очередь дети обязаны передаваться на воспитание в семьи людей Российской Федерации, или их членам семьи. Во вторую очередь дети передаются на воспитание российским гражданам, регулярно проживающим за границей Российской Федерации. Затем дети могут быть переданы на воспитание иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не считаются родными усыновляемых детей.

В соответствии со ст.165 СК Российской Федерации усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства ребенка, являющегося уроженцем Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством страны, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством страны, в котором данное лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) либо об отмене усыновления.

Усыновление ребенка иностранными элементами в Российской Федерации кроме того осуществляется на основании также иных законов и подзаконных актов. Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ;«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ;«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-Ф«Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.

Нормативно-правовыми актами, которые регулируют процедуру международного усыновления, считаются: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»; Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением» и т.д.

Существует несколько подписанных и ратифицированных Российской Федерацией международных конвенций и договоров (Декларация прав ребенка; Женевская конвенция о защите детей; Женевская декларация прав ребенка; Конвенция ООН о правах ребенка; Гаагская конвенция о защите детей.). В 2014 г. между Российской Федерацией и Испанией был подписан договор об усыновлении. В нем установлены механизмы контроля за критериями жизни ребенка, пределы ответственности компетентных органов и учреждений. Договором учтены положения, закрепляющие дополнительные обязанности принимающей стороны по контролю за усыновленными детьми и деятельностью аккредитованных агентств, которые могут помочь усыновителям в данном процессе.[2]

Согласно договору, дети будут сохранять гражданство того государства, где они родились. В случае отмены усыновления вопрос о возвращении решается с участием властей Российской Федерации. Подобные договоры подписаны с Францией и Италией.

Тенденция усыновления ребенка российскими гражданами в современных реалиях идет на спад, семейные пары никак не решаются взять на себя ответственность по воспитанию приемных детей, однако в случае если решение было принято выбор зачастую падает на здоровых детей малочисленной возрастной категории. Но в европейских государствах распространена практика усыновления без классификации детей по медицинскому критерию.

Ребенку, попавшему в приемную семью, представляется сложная процедура адаптации в чужой для него стране: незнание языка, культуры и традиций часто являются основными препятствиями для нормальной жизни и развития ребенка. В связи с этим, немаловажную роль играют проблемы профессиональной подготовки зарубежных усыновителей к принятию в семью ребенка (статья 127 СК Российской Федерации предусматривает прохождение такого рода подготовки).

В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», в какой-то степени регулирующего особенности прохождения подготовки претендентов в приемные родители иностранными гражданами, регулярно проживающих за пределами территории Российской Федерации. Но этого недостаточно. По этой причине следует закрепить в российском законодательстве положение, о том, что иностранные родители должны пройти подготовку в Российской Федерации, для того чтобы лучше узнать менталитет, особенности культуры и многое другое. Чтобы ребенок, попадая в новую семью смог, легко приспособиться в знакомых ему условиях.

Актуальной, считается проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами. Уже после усыновления родители должны предоставлять сведения согласно российскому законодательству и чаще всего они не предоставляются, происходит это в случаях независимого усыновления. Делается это, как правило, через частное лицо, которое берёт на себя сбор и оформление бумаг в Российской Федерации и не несёт практически никакой ответственности за последствия усыновления.

Несмотря на то, что посредничество в ходе усыновления запрещено российским законодательством, на практике в независимом усыновлении чаще всего участвуют посредники - под видом сопровождающих зарубежных претендентов в приёмные родители.

Существенной проблемой считается насилие над российскими детьми иностранными усыновителями. Решая данную проблему, депутаты Государственной Думы Российской Федерации приняли 18 декабря 2012 года Федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Закон получил неофициальное название - «Закон Димы Яковлева», в память о ребенке, который скончался из-за халатности собственных усыновителей - граждан Соединенных Штатов Америки. Закон утверждает полный запрет на усыновление российских детей гражданами Соединенных Штатов Америки. Непосредственно в последние годы участились случаи жестокости по отношению к усыновленным детям в иностранных семьях. Саму причину не могут установить даже специалисты по психологии, так как имеется целый ряд конкретных условий , которые и провоцируют вспышки гнева по отношению к детям, и скорее такие вспышки появляются из-за адаптации детей в непривычной для него среде. Помимо этого, в силу положений ст. 4 Федерального закона № 272-ФЗ, передача на усыновление запрещена лицам одного пола, состоящим в союзе, который признается браком в соответствии с законодательством иностранного государства.

Безусловно, риск на получение усыновленным ребенком от приемной семьи морального ущерба, физических страданий присутствует регулярно, однако это может произойти в любом государстве, и Российская Федерация не редкий случай.

Недостаточный уровень информационной освещенности о вопросах интернационального усыновления; отсутствие эффективных мер, направленных на осуществление надзора в отношении усыновленных детей иностранными гражданами и значительное число международных двухсторонних соглашений по вопросам международного усыновления никак не содействует точной регламентации процесса усыновления с иностранным элементом. Все эти положения являются трудностями в усыновлении детей.[3]

Процедура усыновления требует повышенного интереса страны, по этой причине существует необходимость развития особого порядка международного усыновления и системы контроля над усыновленными детьми в целях защиты их прав и интересов на территории иностранного государства.

Иностранные граждане зачастую проходят медицинское обследование в российских больницах, где они приобретают справку определенной формы. Оформление же справок на сегодняшний день превратилось в прибыльный бизнес. Насколько быстро будущие опекуны получат справку, зависит от того какого объема будет вознаграждение. Этому фактору во многом способствует коммерциализация процесса международного усыновления. Данные факты подделки бумаг и предоставления недостоверных сведений считаются недопустимыми, так как это может привести не только к нарушению интересов детей, однако и иным, наиболее серьезным последствиям. В этом случае следует тщательно регламентировать условия, предъявляемые к иностранным усыновителям и контролировать сведения, предоставляемые ими.

Проблему насилия в отношении ребенка могут решить несколько законов об ограничении либо полном запрете усыновления российских детей, таких как закон «Димы Яковлева». Данные законы необходимо принять в отношении этих государств, где чаще появляются случаи насилия.

Необходимо принятие мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, повышение условий к лицам и учреждениям, участвующим в процессе усыновления, кроме того к тщательному отбору претендентов в усыновители, проведение их психологического тестирования, полной информированности претендентов в усыновители о состоянии здоровья и психике усыновляемого ребенка.[4] Для усыновителей неукоснительное выполнение абсолютно всех пунктов при усыновлении российского законодательства.

На защиту интересов детей встали средства общественной информации, правозащитные организации. В связи с этим, следует повысить информационную кампанию по проблемам международного усыновления. В том числе и через:

- развитие в СМИ адекватного образа приемной семьи иностранных граждан;

- формирование понимающего отношения со стороны общества к приемным семьям из располагающихся рядом стран.

В заключении, можно сделать вывод о том, что основной проблемой любой страны в настоящее время считается забота о детях, оставшихся без попечения родителей. Решение проблем и введение требований будет способствовать защите прав и интересов детей.

 

Библиографический список

1.Конвенция о правах ребенка от 13.06.1990г. №1559-I //Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

2.Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014г. №11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.

  1. Семейный кодекс Российской Федерации существенно от 29.12.1995г. №223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) //Российская газета.27.01.1996. №17.

4.Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»\\Консультант плюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/(дата обращения: 25.11.2019).

5.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»\\Консультантплюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/(дата обращения: 25.11.2019).

6.Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ  «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»\\Консультантплюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/(дата обращения: 25.11.2019).

7.Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-Ф  «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»\\ Консультант плюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/(дата обращения: 21.11.2019) .

8.Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»\\Консультантплюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/(дата обращения: 23.11.2019).

9.Федеральный закон 18 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/(дата обращения: 25.11.2019)/

10.Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26751/(дата обращения: 25.11.2019).

11.Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением».URL:https://base.garant.ru/189967/(дата обращения: 25.11.2019).

12.Письмо Минобрнауки России от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попеченияродителей»).URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134407/(дата обращения: 25.11.2019).

13.Зимина Е.В., Витько О.В.; Международное усыновление в российской системе устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы функционирования и развития\\ Baikal research journal.-2017.-Т.8, №1.-С.3-6.

14.Портнова Е.В.,Кузьминкина Е.В.; Правовой аспект усыновления иностранцами детей - граждан российской федерации\\Наука. Общество. Государство.-2018.-Т.6, №4.-С.8-11.

15.Чуркина Л.М.;К вопросу о правовом регулировании международного усыновления\\ Сибирское юридическое обозрение.2019.Том 16,№3-С.285.

16.Сурков Г. Национальное регулирование вопросов международного усыновления.URL:https://zakon.ru/blog/2017/3/24/nacionalnoe_regulirovanie_voprosov_mezhdunarodnogo_usynovleniya(дата обращения: 25.11.2019).

 

Bibliograficheskij spisok

1.Konvencija o pravah rebenka ot 13.06.1990g. №1559-I //Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. Vypusk XLVI. 1993.

2.Konstitucija Rossijskoj Federacii 1993g. (v poslednej red. Zakona RF o popravkah k Konstitucii RF ot 21.07.2014g. №11-FKZ) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. №31. St. 4398.

  1. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii sushhestvenno ot 29.12.1995g. №223-FZ (red. ot 06.02.2020) //Rossijskaja gazeta.27.01.1996. №17.

4.Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 1998 goda № 124-FZ «Ob osnovnyh garantijah prav rebenka v Rossijskoj Federacii»\\Konsul'tant pljus.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/(data obrashhenija: 25.11.2019).

5.Federal'nyj zakon ot 24 ijunja 1999 goda № 120-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih»\\Konsul'tantpljus.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/(data obrashhenija: 25.11.2019).

6.Federal'nyj zakon ot 16 aprelja 2001 goda № 44-FZ  «O gosudarstvennom banke dannyh o detjah, ostavshihsja bez popechenija roditelej»\\Konsul'tantpljus.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/(data obrashhenija: 25.11.2019).

7.Federal'nyj zakon ot 21 dekabrja 1996 goda № 159-F  «O dopolnitel'nyh garantijah po social'noj zashhite detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej»\\ Konsul'tant pljus.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/(data obrashhenija: 21.11.2019) .

8.Federal'nyj zakon ot 24 aprelja 2008 g. № 48-FZ «Ob opeke i popechitel'stve»\\Konsul'tantpljus.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/(data obrashhenija: 23.11.2019).

9.Federal'nyj zakon 18 dekabrja 2012 goda № 272-FZ «O merah vozdejstvija na lic, prichastnyh k narushenijam prav i svobod cheloveka, prav i svobod grazhdan Rossijskoj Federacii».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/(data obrashhenija: 25.11.2019)/

10.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 marta 2000 g. № 275 «Ob utverzhdenii pravil peredachi detej na usynovlenie (udocherenie) i osushhestvlenija kontrolja za uslovijami ih zhizni i vospitanija v sem'jah usynovitelej na territorii RF i pravil postanovki na uchet konsul'skimi uchrezhdenijami RF detej, javljajushhihsja grazhdanami RF i usynovlennyh inostrannymi grazhdanami ili licami bez grazhdanstva».URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26751/(data obrashhenija: 25.11.2019).

11.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 nojabrja 2006 g. № 654 «O dejatel'nosti organov i organizacij inostrannyh gosudarstv po usynovleniju (udochereniju) detej na territorii RF, i kontrole za ejo osushhestvleniem».URL:https://base.garant.ru/189967/(data obrashhenija: 25.11.2019).

12.Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 24.08.2012 № IR-713/07 «O podgotovke lic, zhelajushhih prinjat' na vospitanie v svoju sem'ju rebenka, ostavshegosja bez popechenija roditelej» (vmeste s «Rekomendacijami po organizacii i osushhestvleniju dejatel'nosti po podgotovke lic, zhelajushhih prinjat' na vospitanie v svoju sem'ju rebenka, ostavshegosja bez popechenijaroditelej»).URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134407/(data obrashhenija: 25.11.2019).

13.Zimina E.V., Vit'ko O.V.; Mezhdunarodnoe usynovlenie v rossijskoj sisteme ustrojstva detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej: problemy funkcionirovanija i razvitija\\ Baikal research journal.-2017.-T.8, №1.-S.3-6.

14.Portnova E.V.,Kuz'minkina E.V.; Pravovoj aspekt usynovlenija inostrancami detej - grazhdan rossijskoj federacii\\Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo.-2018.-T.6, №4.-S.8-11.

15.Churkina L.M.;K voprosu o pravovom regulirovanii mezhdunarodnogo usynovlenija\\ Sibirskoe juridicheskoe obozrenie.2019.Tom 16,№3-S.285.

16.Surkov G. Nacional'noe regulirovanie voprosov mezhdunarodnogo usynovlenija.URL:https://zakon.ru/blog/2017/3/24/nacionalnoe_regulirovanie_voprosov_mezhdunarodnogo_usynovleniya(data obrashhenija: 25.11.2019).

 

[1] Семейный кодекс Российской Федерации существенн от 29.12.1995г.  №223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) //Российская газета.27.01.1996. №17.

[2] Чуркина Л.М.;К вопросу о правовом регулировании международного усыновления\\ Сибирское юридическое обозрение.2019.Том 16,№3-С.285.

[3] Зимина Е.В., Витько О.В.; Международное усыновление в российской системе устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы функционирования и развития\\ Baikal research journal.-2017.-Т.8. №1.-С.5.

[4] Портнова Е.В.,Кузьминкина Е.В.; Правовой аспект усыновления иностранцами детей - граждан российской федерации\\Наука. Общество. Государство.-2018.-Т.6, №4.-С.8-11.