ПРОЕКТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВИТРУВИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Архитектура традиционно описывается через создаваемые материальные объекты, связанные друг с другом художественными, композиционными, функциональными, историческими и другими отношениями. Основой теории архитектуры является ряд закономерностей возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, а также её содержание и формы. История архитектурной деятельности свидетельствует об эволюционном развитии, отличном в каждую эпоху времени.

Трактат был написан Витрувием еще до нашей эры, более двух тысяч лет назад. Сочинение является единственным сохранившимся античным источником о строительстве и механике. Сегодня существует много различных толкований описанных в нем положений, учитывается современный архитектурный опыт, достижения науки и техники. Но, несомненно, «Десять книг об архитектуре» - это база, которую заложил Витрувий на тысячи поколений вперед. Первым их теоретиков он высказал гипотезу о возникновении архитектуры, поднял вопрос золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, соразмерность здания и человека, впервые в истории исследовал проблему музыкальной акустики помещений.

Личность Витрувия и его роль в создании определенных научных представлений стала основой архитектурной школы. С давних времен его цитируют о времени появления тех или иных правил, научных взглядов, технологических процессов. Научно-исторический авторитет Витрувия велик настолько, что множество терминов и понятий, встречающиеся только у Автора, позднее были осмысленны научным сообществом и включены в образовательные регламенты (в том числе толковые словари и энциклопедии). [1]

О жизни Автора имеются лишь скудные сведения, которые, в основном, сводятся к немногочисленным автобиографическим высказываниям, которые встречаются в самом трактате.

Труды римского архитектора оказали огромное влияние на становление архитектурного стиля начиная с итальянских архитекторов раннего Возрождения и вплоть до наших дней. Описанные Витрувием шесть основополагающих принципов архитектуры долгое время являлись непреложной истиной. В них речь идет как об общих принципах архитектуры, основах формирования объема, пропорциях (приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: польза, прочность, красота), так и описаны основы организации пространства, основы проекта, ордерная систематичность и пр.

Стоит отметить, что под понятием «красоты» в современной эстетике следует иметь в виду индивидуалистическое отношение человека к объекту рассмотрения или определенному явлению. По мнению Витрувия, все три вышеописанных начала (польза, прочность, красота) лежат в определении гармонического отношения к пропорциям человеческого тела. Намного позже к данным началам было добавлено еще одно – целесообразность, которую, в целом, можно определить как производную из данных трех составляющих.

Увлечение  математикой помогло Витрувию с математической точки зрения подойти к содержанию пифагорейских идей и открытий и применять в своей деятельности такие свойства, как масштаб, размерность, модульность, геометрические построения. Применение модуля можно проследить на чертежах, сделанных на основе записей пятой книги о плане театра. О размерности можно судить по третьей книге, где в первой же главе говорится «о соразмерности в храмах и в человеческом теле» и т.д.

По словам самого Автора, до него «большинство писавших об архитектуре оставили после себя отнюдь не систематические наставления и сочинения, а лишь наброски в виде бессвязных отрывков». Витрувий посчитал «делом достойным и полезным свести воедино эту важнейшую науку, изложив ее строго систематически и назначив для каждого из определенных ее разделов соответствующую книгу». [2]

Трактат является в определенной степени энциклопедией технических наук. В первой книге изложены те принципы, которые должен знать и  соблюдать любой образованный архитектор, а именно: ему надо быть и одаренным и прилежным к науке, он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимать философам, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать юридические аспекты и обладать сведениями об астрономии и небесных законах. Все эти принципы раскрыты и аргументированы Витрувием на определенных основаниях.

Во второй книге рассмотрены материалы, необходимые для постройки зданий (сырцовый кирпич, песок, известка, камень, строевой лес). Третья книга описывает устройство храмов, различные их типы, а также распределение частей в каждом из этих типов в отдельности (причем все это применительно к ионийскому ордеру – одному из трех, которые обладают тончайшими соотношениями в своих модульных пропорциях). В книге четвертой говорится о правилах, установленных для дорийского и коринфского ордеров, различиях между ними и особенностях каждого. В пятой книге Витрувий объясняет расположение общественных мест, рассказывает об устройстве форума, говорит о важности его значения для общественных и частных дел. Шестая книга раскрывает правила постройки частных домов и соответствующей их размерности. В книге седьмой Витрувий излагает все, что касается отделки, а в восьмой – о способах находить воду и о том, какими свойствами она обладает в зависимости от особенностей места.

Автор упоминает, что вода в высшей степени необходима и для жизни, и для удовольствия, и для повседневного употребления. В девятой книге говорится об устройстве часов, о тенях, в то время как десятая книга раскрывает основы строения машин. Все, что Витрувий мог разъяснить относительно устройства машин и военного времени, все, что счел наиболее полезным для последующих поколений – он изложил в последней книге. Весь трактат, заключенный в десяти книгах, содержит объяснение всех отделов архитектуры.

По словам Витрувия, «писать об архитектуре – совсем не то, что писать историю или стихи». История сама по себе приковывает внимание читателей ожиданием все новых и новых событий. В стихах слова ложатся на строки, а изысканные рифмы очаровывают чувства читателей. «Но в сочинениях по архитектуре это невозможно, потому что понимание их затрудняется вытекающей из особенностей этого искусства необходимостью применять особые слова и необычный язык». 

Создавая свою энциклопедию, Витрувий не скрывает трудностей, которые ему приходится преодолевать. Главной задачей является объединение информации, существующей благодаря предшественникам, которая представляет собой разрозненные и несистематические отрывки, посвященные отдельным вопросам. Помимо этого, важно найти такую форму изложения, которая будет понята любому читателю, в том числе не специалисту. Стремясь облегчить восприятие «вещей для многих необычных и темных», Автор намеренно ограничивает свое изложение короткими книгами, потому что так они будут доступнее. С той же целью Витрувий структурирует материал таким образом, «чтобы не пришлось его искать и собирать в разных местах». [2]

В одном из вступлений Автор, обращаясь к «предкам», высказывает «бесконечную благодарность» за разумный и полезный обычай передавать потомкам посредством памятных записей свои мысли, «дабы они не пропадали», но, обогащаясь от поколения к поколению в издаваемых книгах, со временем достигли высшего научного совершенства. Следовательно, Витрувий допускает различную трактовку его наследия в соответствии с эпохой, научными достижениями и пр.

При этом, Автор считает недопустимым молчаливо присваивать чужое мнение, поэтому добросовестно и подробно перечисляет все источники информации. Подавляющее большинство цитируемых авторов — греческие мастера эллинистического периода. Яснее других обрисовывается фигура Гермогена, архитектора II в. до н.э. Помимо литературных источников, Витрувий очень часто иллюстрирует свое изложение ссылками на памятники. [3]

Основной целью издания книг являлась, по словам Автора, известность среди потомков. Витрувий пишет «… я же, Цезарь, не прилагал старания приобрести своим искусством деньги, но предпочитал держаться того правила, что скудный достаток при добром имени лучше богатства при бесчестии. Ради этого я приобрел мало известности. Но тем не менее изданием этих книг я надеюсь стать известным потомству… ». Его труды не были забыты и в средние века. Списки трактата хранились во многих монастырях, и имя Витрувия не раз упоминается у средневековых авторов.

Затем Возрождение заново открывает Автора «Десяти книг об архитектуре», позиционируя Витрувия как источник познания античности. Основным моментом, связывающим античную архитектуру с архитектурой Возрождения, была ордерная система. Ордера Витрувия  являлись исходной точкой для всей архитектурной эстетики Возрождения. Все теоретики XV в., и в первую очередь Альберти, пользовались рукописными текстами Витрувия. Первое печатное издание Витрувия вышло почти одновременно (1484-1486) с трактатом Альберти о зодчестве (1485). Последнего называли «итальянским Витрувием» по причине попытки создания в своем трактате такой же энциклопедии. Несмотря на то, что Альберти успешно развил учение Витрувия, практически все авторы исторических трудов обращались именно к первоисточнику.

Трактат Витрувия — знаменательное событие в истории. Это тот самый случай, когда литературная традиция, более того — отдельная книга, надолго определила характер и направление развития целой области человеческого творчества. Вся европейская архитектура от Возрождения до наших дней воспринимала наследие античности прежде всего и главным образом через Витрувия, и трудно себе представить, как сложился бы ее облик, если вычеркнуть труды Витрувия из этого наследия. [3]

 

Библиографический список

  1. Общественно-исторический проект РоСа – [Электронный ресурс]. – arcitauro.ru/7-1-vremya-m-p-vitruviya-vremeni-zh-b-alberti
  2. Десять книг об архитектуре / Витрувий ; пер. с лат. Ф. А. Петровского. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 320 с.
  3. Tehne — российский архитектурно-дизайнерский портал – [Электронный ресурс]. – http://tehne.com/library/vitruviy-desyat-knig-ob-arhitekture-tom-i-tekst-traktata-moskva-1936
  4. Некрасов, А. И. Теория архитектуры / А. И. Некрасов. Москва: Стройиздат, 1994.
  5. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – ru.wikipedia.org/wiki/Витрувий
  6. ARCHITECTOR – [Электронный ресурс]. – www.architectorgallery.ru/architectorgallery/news/arkhitektor-vitruviy/
  7. Федоров, В.В. Архитектурный текст: Очерки по восприятию и пониманию городской среды. — М.ЛЕНАРД, 2016. —160 с.
  8. Иконников, А.В. Утопическое мышление и архитектура. Социальные, мировоззренческие и идеологические тенденции в развитии архитектуры. / А.В. Иконников // Москва - «Архитектура-С», 2004.
  9. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Архитектон, 1998.
  10. Мусатов, А.А. Методика архитектурного анализа: учебное пособие / А.А. Мусатов. – Москва: МАРХИ, 2015.

 

Bibliograficheskij spisok

  1. Obshhestvenno-istoricheskij proekt RoSa – [Jelektronnyj resurs]. – arcitauro.ru/7-1-vremya-m-p-vitruviya-vremeni-zh-b-alberti
  2. Desjat' knig ob arhitekture / Vitruvij ; per. s lat. F. A. Petrovskogo. – SPb. : Azbuka, Azbuka-Attikus, 2017. – 320 s.
  3. Tehne — rossijskij arhitekturno-dizajnerskij portal – [Jelektronnyj resurs]. – http://tehne.com/library/vitruviy-desyat-knig-ob-arhitekture-tom-i-tekst-traktata-moskva-1936
  4. Nekrasov, A. I. Teorija arhitektury / A. I. Nekrasov. Moskva: Strojizdat, 1994.
  5. Vikipedija – svobodnaja jenciklopedija [Jelektronnyj resurs]. – ru.wikipedia.org/wiki/Vitruvij
  6. ARCHITECTOR – [Jelektronnyj resurs]. – www.architectorgallery.ru/architectorgallery/news/arkhitektor-vitruviy/
  7. Fedorov, V.V. Arhitekturnyj tekst: Ocherki po vosprijatiju i ponimaniju gorodskoj sredy. — M.LENARD, 2016. —160 s.
  8. Ikonnikov, A.V. Utopicheskoe myshlenie i arhitektura. Social'nye, mirovozzrencheskie i ideologicheskie tendencii v razvitii arhitektury. / A.V. Ikonnikov // Moskva - «Arhitektura-S», 2004.
  9. Martynov F.T. Filosofija, jestetika, arhitektura: Ucheb. Posobie. - Ekaterinburg: Arhitekton, 1998.
  10. Musatov, A.A. Metodika arhitekturnogo analiza: uchebnoe posobie / A.A. Musatov. – Moskva: MARHI, 2015.