МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INTERNATIONAL PRACTICE OF NONFORMAL SCHOOL EDUCATION

Согласно ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), образованной в 1961 году, в состав которой на данный момент Россия не входит [1], образование в целом делится на три основные категории, это: формальное образование (formal education), неформальное (альтернативное) образование (nonformal education), самостоятельное обучение (informal education).

Формальное образование – это обучение, которое обычно получают с помощью подготовленных педагогов систематически и намеренно в школе, вузе или университете [4].

Самостоятельное обучение обычно происходит вне образовательных учреждений и не следует определенной учебной программе и часто профессионально не организовано, а скорее возникает случайно, время от времени, в связи с определенными событиями и случаями или из-за возникающих потребностей для различных практических навыков [2].

Неформальное образование не имеет аккредитаций и сертификаций по учебным программам, как в формальном образовании, но, в отличие от самостоятельного образования, является более структурированным [3].

Примерами неформального образования являются занятия плаванием для детей младшего возраста, общественные спортивные программы, общественные или негосударственные образовательные курсы для взрослых, профессиональные семинары и постоянное профессиональное развитие, а также программы, разработанные такими организациями, как Всемирная организация скаутского движения. Задачи учащегося могут заключаться в повышении навыков и знаний, а также в получении эмоционального вознаграждения, связанного с усилением любви к предмету или усилением страсти к обучению, что обычно мы характеризуем как хобби.

В рамках статьи рассмотрим именно неформальное образование, близкое с российским понятием дополнительного образования в контексте школьного образования.

Итак, на данный момент в России существует понятие дополнительного образования, которое берет свое начало еще с конца XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Изначально эти заведения были приняты дать поддержку «детям улиц» - это были преимущественно дети рабочих, ремесленников, которые не могли получить должное внимание в семье. Без должного контроля со стороны взрослых, они были подвержены негативному влиянию улицы, попадали в группу риска и часто пополняли ряды преступности. Так, по инициативе прогрессивных педагогов, начали появляться единичные внешкольные учреждения [5]. Так, с начала XX века открывались различные временные детские летние палаточные лагеря, которые ставили своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения.

Эффективность и популярность неформального образования привела к государственному регулированию после установления советской власти (1917 год). Под влиянием государства, термины, описывающие неформальное образование, сменялись и уточнялись, так термин «внешкольное образование» в 1930-ые годы был заменён на «внешкольное воспитание», подчёркивая таким простым и красноречивым способом, что с этого времени цели, организация процесса и структура обязаны смениться.

Для лучшего понимая грядущих (за заменой термина) отличий организаций неформального образования в СССР очень коротко опишем основные отличия между образованием и воспитанием. Во-первых, цель для образования – раскрытие потенциальных возможностей учащегося. Упрощая, цель образования можно сформулировать как освоение определённого уровня знаний, умений и навыков учащимся. Воспитание же в основном направляется на моральные, общественные, эстетические и реже правовые нормы поведения. Таким образом, воспитание зависит от культуры и даже языка, а образование – от принятой системы знаний и умений. Во-вторых, как следствие, в воспитании нет ни уровней, ни ступеней. Можно, конечно, представить, например, старших пионеров, как некое звено в стремлении к лучшему проявлению воспитания, но фактически получим либо систему партийных званий, что имеют отношение больше к политическому, чем к воспитательному, росту, либо создадим таким способом систему наград, основанную на необъективных показателях, что-то вроде незаслуженных наград. Система образования в этом смысле всегда имеет чёткие уровни или ступени, которые с достаточной мерой объективности можно разделить, например: дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование. В-третьих, образование требует высокой организованности и выполнения конкретных поставленных задач, в то время как в воспитании зачастую не только нет определённых стандартов, но и сами задачи непостоянны, потому что зависят не от системы принятых знаний, требующих доказательства, но от системы чувственных субъективных представлений о морали в конкретной организации (в том числе вполне возможны серьёзные противоречия между разными воспитательными организациями даже в рамках одной системы морали – например, в рамках одного города, а тем более страны).

До второй мировой войны очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. Несмотря на всё большую направленность в сторону воспитания, эти учреждения отличались разнообразием своей направленности, принимая во внимание первое государственное внешкольное учреждение («Станция юных любителей природы», 1918 год, Москва, Сокольники). К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений как неформального образования. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам.

Решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, развитию его интересов мешали факторы государственного регулирования, например противоречивые и непродуманные директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. Теперь внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей, что вернуло неформальное образование из области воспитания в область собственно образования. В частности, с 1 сентября 2019 года в России вводятся сертификаты дополнительного образования детей, что придаёт большую мотивацию отправлять детей знакомиться с неформальным образованием.

Однако позитивное развитие системы дополнительного образования несёт и свои негативные стороны. Как говорит Питер Грей в своей книге «Свобода учиться. Игра против школы» про образование: «Очень редко мы задумываемся, что эта система искусственна и что она появилась недавно в процессе эволюции, а также о том, что современная образовательная система начала складываться в тот мрачный исторический период, когда считалось, что дети изначально рождаются грешными и должны много трудиться. Мы забыли, что от природы детям свойственно учиться самостоятельно, играя и исследуя мир. Мы все больше отбираем у них возможность получать знания свободно, а вместо этого принуждаем к безумно медленному и скучному процессу обучения, который разработали школьные чиновники» [6]. Поэтому, оглядываясь на историю, важно взвесить все «плюсы» и «минусы», и применять только то, что может быть с максимальной пользой применено в современном мире. Также важно проводить сравнительный анализ опыта разных стран.

Например, в Японии существует практика дополнительных клубов, которые посещают после основных уроков. Дополнительные занятия могут иметь разный характер: спортивные (популярные и национальные виды спорта) и художественные (кружки чайной церемонии, литературные, кружки фотографии, любителей манги и т.п.). Так же, можно организовать свой собственный клуб, при достаточном количестве участников. К слову, в японских и корейских школах хорошо организована работа студентов в структуре школьного самоуправления. Так, в каждом классе есть официальные лица – ответственные (староста, заместитель и т.п.), а также проводятся студенческие советы, во главе с президентом школы. Таким образом, внеурочная жизнь позволяет ученикам не только развиваться в различных направлениях и получать удовольствие от выбранных самостоятельно кружков, но и получить опыт самоуправления.

В большинстве стран Европы распространены клубы по интересам, которые финансируются, как правило, из муниципальных средств или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства.

В Германии распространено такое понятие, как детские университеты (Kinderuniversität) – мероприятия, которые с 2002 года проводятся в более чем 50 немецких университетах прикладных наук с целью в простой и понятной форме познакомить детей с разными научными областями. Основная задача – увлечь детей наукой, а также пробудить в самих университетах более глубокое понимание процесса передачи знаний. В то же время такие мероприятия служат рекламой для немецких вузов, поскольку развивают в детях интерес к научному мышлению и таким образом «выращивают» будущих студентов.

В разных странах и регионах, за счет своей местной специфики со временем выработалась потребности в определенных видах неформальных занятий. Например, в Японии – уроки любования природой (традиционные японские сады широко развиты на территории страны и разбиваются как на собственных участках, так и на муниципальных); в Израиле – кибербезопасность (безопасность в Израиле является важной темой, реализованной как посредством всеобщей военнообязанности и парней, и девушек, так и бомбоубежищами в общественных местах и жилых квартирах); в Австралии – уроки серфинга; в Башкирии – пчеловодство; в Великобритании – лесная школа (уроки выживания в дикой природе) и т.п.

Все это можно применить и в России: каждый регион имеет свои особенности и можно выявить и свои неформальные увлечения, которые помогут раскрыть потенциал региона. Например: уроки выживания в тайге в школах Сибирского региона; уроки скалолазания в Красноярске (на базе заповедника «Столбы») и т.д.

По нашему мнению, дополнительное образование в России приняло слишком систематизированный характер и не оставляет «поля для творчества». Стремление упорядочить и задокументировать всё приводит к тому, что дополнительное образование, которое призвано раскрывать творческий потенциал, сужает возможность выбора до установленного рамками законодательства и не оставляет ничего иного, кроме как находиться в установленных рамках.

ВЫВОДЫ

  1. Неформальное (дополнительное) образование должно раскрывать творческий потенциал ребенка, носить ознакомительный и развлекательный характер.
  2. Возможно развитие неформального образования индивидуально под особенности и потребности конкретного региона, что обеспечит разнообразие вне учебного образования, и поэтому не нуждается в жестком урегулировании.
  3. Возможность проводить новые дополнительные занятия должны учитываться школами, для обеспечения помещениями (территорией) и оборудованием, педагогами, и финансироваться из средств местных муниципальных и общественных организациях и месячными оплатами.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Statement by the OECD regarding the status of the accession process with Russia & co-operation with Ukraine – OECD / http://www.oecd.org/. [Электронный доступ]: http://www.oecd.org/newsroom/statement-by-the-oecd-regarding-the-status-of-the-accession-process-with-russia-and-co-operation-with-ukraine.htm (Дата обращения: 26.02.2020)
  2. Informal education – Wikipedia [Электронный доступ]: https://en.wikipedia.org/wiki/Informal_education (Дата обращения: 26.02.2020)
  3. Nonformal learning – Wikipedia [Электронный доступ]: https://en.wikipedia.org/wiki/Nonformal_learning (Дата обращения: 26.02.2020)
  4. Formal learning – Wikipedia [Электронный доступ]: https://en.wikipedia.org/wiki/Formal_learning (Дата обращения: 26.02.2020)
  5. Дополнительное образование детей — Википедия [Электронный доступ]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_ образование_детей (Дата обращения: 26.02.2020)
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации", ст.75 // Консультант плюс
  7. Свобода учиться. Игра против школы / Питер Грей; пер. с англ. Татьяны Землеруб. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 336 с. – Глава 3 – Рост власти и стандартизация образования.
  8. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Министерство общего и проф. образ. - Москва, 1998. - 22 с.

REFERENCES:

  1. Statement by the OECD regarding the status of the accession process with Russia & co-operation with Ukraine – OECD / http://www.oecd.org/. [Jelektronnyj dostup]: http://www.oecd.org/newsroom/statement-by-the-oecd-regarding-the-status-of-the-accession-process-with-russia-and-co-operation-with-ukraine.htm (Data obrashhenija: 26.02.2020)
  2. Informal education – Wikipedia [Jelektronnyj dostup]: https://en.wikipedia.org/wiki/Informal_education (Data obrashhenija: 26.02.2020)
  3. Nonformal learning – Wikipedia [Jelektronnyj dostup]: https://en.wikipedia.org/wiki/Nonformal_learning (Data obrashhenija: 26.02.2020)
  4. Formal learning – Wikipedia [Jelektronnyj dostup]: https://en.wikipedia.org/wiki/Formal_learning (Data obrashhenija: 26.02.2020)
  5. Dopolnitel'noe obrazovanie detej — Vikipedija [Jelektronnyj dostup]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Dopolnitel'noe_obrazovanie_detej (Data obrashhenija: 26.02.2020)
  6. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.03.2020) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii", st.75 // Konsul'tant pljus
  7. Svoboda uchit'sja. Igra protiv shkoly / Piter Grej; per. s angl. Tat'jany Zemlerub. – M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2016. – 336 s. – Glava 3 – Rost vlasti i standartizacija obrazovanija.
  8. Berezina, V.A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak sredstvo ih tvorcheskogo razvitija : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01 / Ministerstvo obshhego i prof. obraz. - Moskva, 1998. - 22 s.