ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ

THEORETICAL AND EMPIRICAL LEVELS OF RESEARCH

Структуру научного исследования составляют два тесно связанные между собой уровня организации знания – теоретический и эмпирический. Различаются они глубиной изучения сущности предмета. Методы исследования на эмпирическом уровне более связаны с внешней стороной предмета, с его индивидуальными свойствами, на теоретическом – с его внутренними свойствами и связями.

Эмпирический уровень исследования, главной целью которого является получение знания об объекте, в области научного знания рассматривается как исходный.

В рамках эмпирического исследования можно выделить три стадии. В ходе первой получают первичные данные наблюдения и опыта, которые образуют базисное эмпирическое знание. На второй стадии эти данные обрабатываются, определяются их связи с данными, полученными в более ранних опытах, разбиваются на группы, систематизируются и классифицируются. На третьей стадии выявляются эмпирические закономерности внутри каждой группы.

Логико-математическая обработка опытных данных проводится еще на уровне эмпирического исследования, из чего можно сделать вывод, что и чувственную и рациональную ступень сознания можно связать и с эмпирическим и с теоретическим уровнем исследования. Разница будет в их соотношении. На теоретическом рациональное будет преобладать над чувственным, на эмпирическом – наоборот.

Для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому необходимо совершить качественный скачок для обнаружения связей более глубокого порядка.

Теоретическое исследование – это наиболее развитая форма обобщенного научного познания. Оно непосредственно направлено на понятия и связи между ними, а к физической и социальной реальности обращается лишь опосредствовано. Теоретическое знание нельзя свести или вывести из эмпирического. И для того, чтобы определить связь между теоретическим знанием и действительностью, необходимо найти теоретический базис научного познания – общие принципы, понятия и гипотезы, которые служат исходным основанием. Определение нового такого базиса или развитие существующего составляют первую стадию теоретического уровня исследования. На второй стадии с помощью логико-математических методов на основе базиса строятся новые научные теории. В ходе третьей стадии из теории выводятся более простые законы, которые можно отнести к каждой группе явлений, и таким образом теория применяется на практике.

Методы научного исследования предназначены обеспечить решение определенных проблем познания и практики. Методы используются на основе соответствующих принципов и требований, определяемых относительно исследуемого предмета, а также уровня научного исследования. В зависимости от того, на каком уровне методы применимы, их можно распределить по трем группам. В первую группу входят методы, используемые в эмпирическом исследовании – это наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение. Вторую группу образуют общелогические методы, которые можно применить как к эмпирическому исследованию, так и к теоретическому, - анализ, синтез, абстрагирование, отождествленное и изолирующее, идеализация, дедукция и индукция. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод и методы логического и исторического исследования применяются только в теоретическом исследовании и образуют третью группу.

В зависимости от характера применяемых методов можно определить, к уровням какого исследования относятся те или иные науки. Эмпирические науки основаны на фактах и экспериментировании, они не имеют общепринятой теории, в них все факты интерпретируются разными теориями и концепциями. К таким наукам можно отнести медицину, психологию, социологию и педагогику, например. Теоретические науки основываются на одной общей теории. К ним можно отнести математику, логику, теоретическую физику. Когда методы одной науки применяются в области другой науки, на стыке возникают новые эмпирические науки – биофизика, биохимия и социальная психология, например.

 

Литература

  1. Методология научного иссследования: учебное пособие / Н.В. Липчиу, К.И. Липчиу. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 290 с.
  2. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
  3. Наймушин А.И. Методы научных исследований / А.И. Наймушин, А.А. Наймушин. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС, 2000.
  4. Гулякин Д.В. Факторы, детерминирующие необходимость формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза//Историческая и социально-образовательная мысль. –2014. –№ 3 (25). –С. 109-111. 

 

 

Literatura

  1. Metodologija nauchnogo isssledovanija: uchebnoe posobie / N.V. Lipchiu, K.I. Lipchiu. – Krasnodar: KubGAU, 2013. – 290 s.
  2. Novikov A.M. Metodologija nauchnogo issledovanija / A.M. Novikov, D.A. Novikov. – M.: Librokom, 2010. – 280 s.
  3. Najmushin A.I. Metody nauchnyh issledovanij / A.I. Najmushin, A.A. Najmushin. Jelektronnyj variant. – Ufa, LOT UTIS, 2000.
  4. Gulyakin D.V. Factors determining the need for the formation of a socio-informational culture of students of a technical university // Historical and socio-educational thought. 2014. –№ 3 (25). -WITH. 109-111.