Влияние темперамента на учебную деятельность младшего школьника

Особенности темперамента младших школьников оказывают существенное влияние на учебную деятельность. Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментных особенностей детей.

Темперамент с латинского языка обозначает смесь, соразмерность. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде[4].

Выделяют четыре основные типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Холерический темперамент характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У него часто наблюдается цикличность в деятельности, т. е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Люди холерического темперамента отличаются быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, их чувства ярко выражаются в мимике, речи. Для такого темперамента довольно типичны вспыльчивость и даже агрессивность. Склонность к экстраверсии выражается не только в широте общения с окружающими людьми, но и в резких переходах - от выражения симпатии к проявлению антипатии по отношению к одному и тому же человеку.

Сангвинический темперамент также отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспособляется к изменяющимся условиям жизни, сензитивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить и о довольно значительной резистентности, хотя человек сангвинического темперамента быстро реагирует на окружающие события, неприятности он переживает легко. Сангвиник общителен, легко вступает в контакты с другими людьми, у него отсутствуют резкие отрицательные реакции на поведение других и т. д. Легкость образования и переделки новых временных связей создает благоприятные условия для формирования такого ценного качества, как гибкость ума. Этим же свойством определяется и легкость переключения внимания.

Флегматический темперамент отличается слабыми возбудимостью, сензитивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у человека этого темперамента протекают медленно, после длительного периода «врабатываемости» он может настойчиво работать в одном и том же направлении. Люди флегматического темперамента не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей.

Меланхолический темперамент связан не только с высокой эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, но и с повышенной ранимостью; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым, длительным настроениям меланхолики внешне слабо выражают свои чувства. У представителей меланхолического темперамента преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители приводят к запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Сочетание высокой чувствительности с реактивностью нервной системы приводит к тому, что меланхолик может добиваться высоких результатов там, где нужна хорошая скорость реакции[2].

Надо сказать, что тип темперамента уже можно достаточно точно определить в детском возрасте. Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок, можно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения, его реакций на различные воздействия. Причем чем младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация[1].

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом высшей нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В. С. Мерлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни. Первые признаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений (приводится по[4].

В процессе учебной деятельности младших школьников выделяются исследователями и педагогами следующие особенности 4 типов темперамента.

Сангвиник.

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

 Холерик.

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Флегматик.

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.

 Меланхолик

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.

Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым.[3]

Наше исследование по изучению влияния типа темперамента на школьную успеваемость младшего школьника проводилось на базе СОШ в 4-х классах. Использование методики: детский вариант личностного опросника Айзенка. Опросник содержит 60 вопросов, на которые дети должны дать ответ либо «да», либо «нет».

Наибольшую успеваемость демонстрируют младшие школьники с флегматическим типом темперамента, далее успеваемость постепенно снижается в следующем порядке: холерики-сангвиники-меланхолики.

Такого рода результаты можно объяснить тем, что дети-флегматики эмоционально более стабильны, усидчивы, способны длительное время концентрировать свое внимаине на выбранном предмете, они менее отвлекаемы, трудоспособны. Дети-меланхолики, напротив, обладают слабой нервной системой, их нервно-психическая деятельность быстро истощается, что приводит к утомлению, отвлекаемости и в целом снижению мотивации к обучению. Это в свою очередь напрямую отражается на их школьной успеваемости. Дети холерического и сангвинистического типов темперамента показали наиболее близкие результаты. Они более успешны чем меланхолики из-за того, что способны выдерживать большие нагрузки, но менее успешны чем флегматики, из-за того, что их неврно-психические процессы более подвижны, а эмоционально они менее стабильны.

Таким образом, можно сделать вывод, что тип темперамента младшего школьника влияет на его школьную успеваемость. Наиболее успешными являются дети флегматического, холерического и сангвинистического темперамента, наименее –меланхолического.

Вывод

Темперамент, отражает многие динамические аспекты протекания психической деятельности человека, выступая тем самым важным детерминантом ее эффективности, что необходимо учитывать при ее организации, особенно в детском возрасте. Особенности развертывания темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста дают ряд возможностей для успешной воспитательной и обучающей работы с ними. Как показало проведенное исследование, тип темперамента младшего школьника влияет на его школьную успеваемость. Наиболее успешными являются дети флегматического, холерического и сангвинистического темперамента, наименее –меланхолического. . Ввиду этого, учителям младшей школы необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности детей, в частности тип темперамента, для соответствующей организации их учебной деятельности в контексте повышения школьной успевемости.

Литература

  1. Пак Н.В., Вольнов К.А. Индивидуальные особенности: темперамент и психологические свойства личности // Московский двор. 2018. №12. С. 47
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2009. 713 с.
  3. Тремаскина Е. В., Разбежкина Е. П. К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1790-1793.
  4. Усмонова М.А., Расулова Ш.А. Влияние темперамента на деятельность и поведение человека // Вестник науки и образования. 2019. №19. С.56-58