ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ ПРИ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время, как наша страна, так и весь мир столкнулись с абсолютно новой, ранее невиданной по своим масштабам, угрозой – пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В этих новых условиях государства вынуждены прибегать к крайним мерам: введению режима карантина, режимов чрезвычайного положения и т.п. мерам, которые направлены на замедление распространения инфекции, защите жизни и здоровья населения страны. Казалось бы, такие действия со стороны государства необходимы и оправданы, но нам представляется, что ответ на этот вопрос куда более сложен и многогранен, чем кажется на первый взгляд.

С одной стороны, вводя самые разные ограничительные меры, государство стремится защитить своих граждан, сохранить их жизни и здоровье, не допустить краха системы здравоохранения. С другой стороны, ограничительные меры приводят к самым различным нарушениям в привычной жизни общества [4, С. 10]. Организации теряют возможность работать, граждане теряют свои рабочие места. Нам представляется, что грань между необходимыми и чрезмерными ограничениями, которые вводятся с целью защитить население страны от различных угроз, является очень тонкой.

Сложность данного вопроса состоит и в том, что государство должно установить именно достаточный уровень ограничительных мер, так как их недостаточность приведет к распространению и увеличению угрозы (в настоящее время – к увеличению числу заболевших коронавирусной инфекцией), а излишне жесткие меры, несомненно, приведут к экономическому кризису и последствиям, которые будут едва ли не тяжелее для государства, чем лавинообразное развитие эпидемии и крах системы здравоохранения.

В затронутом нами вопросе считаем наиболее интересным и важным вопрос обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как именно эти права и свободы являются фундаментальной ценностью любого современного правового демократического государства, а потому вопросы их ограничения при чрезвычайных ситуациях крайне важны для изучения. Таким образом, в данной статье нами будут рассмотрены вопросы обеспечения прав и свобод личности при режиме чрезвычайного положения.

Начать наше исследование считаем необходимым с понятия чрезвычайного положения. Первое, что необходимо отметить – то, что правовой режим чрезвычайного положения упоминается в Конституции Российской Федерации [1].

Важно отметить, что в настоящее время Конституция предусматривает два вида специального правового режима, которые могут быть введены на территории Российской Федерации:

- чрезвычайное положение (ст. 56, 88, 102, 109 Конституции Российской Федерации);

- военное положение (ст. 87, 102, 109 Конституции Российской Федерации).

В нашей работе нами будет рассмотрен именно правовой режим чрезвычайного положения, т.к. правовой режим военного положения несколько отличается от правового режима чрезвычайного положения и, в свете нашей работы, не является предметом нашего исследования.

При этом для конституционно-правовой характеристики режима чрезвычайного положения необходимо особо отметить то, что Конституция предназначена как для регулирования «обычного» правового режима государства, так и для специальных правовых режимов – военного и чрезвычайного положения. Важно и то, что сама Конституция не содержит определения правового режима чрезвычайного положения. В этой связи возникает закономерный вопрос: где же закреплено понятие правового режима чрезвычайного положения?

Ответ на этот вопрос мы можем найти в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» [2]. В соответствии с названным законом чрезвычайное положение определяется как «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей».

Исходя из названного определения, можно сделать вывод, что чрезвычайное положение является особым правовым режимом деятельности всех органов и организаций, который ограничивает их права и возлагает на них дополнительные обязанности. Но в определении не говорится об основаниях установления такого режима. Их можно найти в статьей 3 Закона «О чрезвычайном положении», в соответствии с названной правовой нормой основанием введения чрезвычайного положения являются обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан и конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. При этом закон указывает на две группы таких обстоятельств:

- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти и т.п.;

- чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, повлекшие, способные повлечь человеческие жертвы, нанесение вреда здоровью людей и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Правовой режим чрезвычайного положения вводится Президентом Российской Федерации с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении чрезвычайного положения утверждается Советом Федерации. Такое решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.

Интересен тот факт, что срок правового режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а режима, вводимого в отдельных местностях, не может превышать 60 суток.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовой режим чрезвычайного положения предназначен для государственного реагирования на очень обширный перечень «нестандартных» ситуаций, которые могут возникнуть.

Заметим, что закрепление вышеуказанных тезисов о правовом режиме чрезвычайного положения именно в том, виде, в котором они существуют сегодня, является оптимальным со стороны необходимости обеспечения для государства возможности реагировать на широкий спектр опасных для государства, общества и человека ситуаций и событий.

Считаем необходимым особо отметить следующее: в соответствии с частью 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не могут подлежать ограничению права и свободы, установленные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

В указанных статьях закреплены основополагающие права и свободы человека и гражданина, которые, несомненно, ограничивать нельзя. И это ни в коем случае не должно зависеть от серьезности сложившейся ситуации и угрозы. Ведь именно гарантированием и соблюдением этих прав и свобод характеризуется правовое государство. А закрепление такого положения в Конституции означает то, что изменить или отменить это положение будет максимально сложно, оно будет действовать и гарантировать гражданам Российской Федерации правовую охрану их основополагающих прав и свобод даже в условиях чрезвычайного положения.

Теперь считаем необходимым перейти к исследованию ограничений, которые могут быть установлены при введении правового режима чрезвычайного положения.

Так, в соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» такие ограничения можно разделить на две группы. Первые – ограничения, которые могут быть введены при любом основании введения чрезвычайного положения. Возможность введения вторых зависит от оснований установления правового режима чрезвычайного положения. Ряд исследователей, например Подмарев А.А., называет первые «общими», а вторые «особенными» [5, С. 50]. Считаем такую классификацию полностью оправданной.

Подробное исследование всех возможных ограничительных мер, которые могут быть введены при установлении в Российской Федерации правового режима чрезвычайного положения, не является главной целью нашей работы. А потому мы выделим среди них те ограничения, которые кажутся нам наиболее интересными, дадим их краткую характеристику, а также выразим свое мнение относительно того, насколько такие меры оправданы и в каких случаях их наиболее целесообразно вводить.

Первое ограничение, о котором хотелось бы поговорить особенно – ограничение, которое можно охарактеризовать как ограничение проведения массовых мероприятий.

С одной стороны, можно сказать о том, что право собираться мирно – является одним из основных прав человека и гражданина в цивилизованном демократическом обществе. С другой – большое скопление народа, коим являются места проведения массовых мероприятий, представляет собой очень большую опасность. Так, при недостаточной организации мероприятия и возникновении по той или иной причине паники может пострадать большое количество людей, при эпидемиях, вызванных заболеваниями, передающимися например воздушно-капельным путем, недопустимо в принципе, т.к. это многократно ускорит распространение инфекции. Таким образом, считаем такое ограничение правомерным и необходимым.

То же можно сказать и о запрете проведения выборов и референдумов, которые по своей сути вызывают большое скопление граждан на избирательных участках и трудности в работе государственного аппарата. Их проведение в условиях чрезвычайного положения недопустимо.

Особенно интересной нам представляется возможность ограничения отдельных видов финансово-экономической деятельности. Мы придерживаемся мнения, которое заключается в том, что любое общество так или иначе строится на экономике, движении денежных средств, товаров и услуг внутри экономической системы. Нарушения в работе экономики являются наиболее болезненными для общества. А потому, считаем, что в условиях чрезвычайного положения наиболее важно сохранить нормальное функционирование экономики, либо добиться того, чтобы удар, который нанесет по ней правовой режим чрезвычайного положения был минимален.

Так возможность ограничения деятельности предприятий торговли, предприятий, работающих в сфере услуг, может привести к упадку малого и среднего бизнеса, который составляет немалую часть экономической системы. Но наибольшая опасность кроется в том, что именно малый и средний бизнес оказывает наибольшее количество социально-значимых услуг, работает в сфере продажи продуктов питания и товаров первой необходимости. Потому считаем, что именно данная сфера должна быть защищена больше всего.

Ограничительные меры, водимые государством должны обеспечивать нанесение максимально малого ущерба экономике в целом, и малому и среднему бизнесу в частности. Ведь без малого и среднего бизнеса нормальное функционирование экономики просто невозможно.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях устранить имеющуюся угрозу без применения кардинальных и жестких мер возможно [3, С. 131]. В этом случае государству, несомненно, нужно действовать так, чтобы минимизировать ущерб как жизни и здоровью граждан, так и ущерб экономике. Безусловно это непросто, но нельзя забывать о том, что защищая только жизнь и здоровье граждан или только экономику нельзя добиться того, что после отмены режима чрезвычайного положения жизнь общества быстро наладится и вернется в прежнее русло.

В заключение, необходимо еще раз отметить следующее: сама возможности и суть режима чрезвычайного положения, безусловно, подтверждают необходимость существования в российском законодательстве такого правового механизма. В то же время нельзя забывать о том, что принимаемые меры должны быть адекватны угрозе и быть направлены не только на ее нейтрализацию, но и на уменьшение или полное исключение ущерба экономической деятельности общества, ведь без обеспечения стабильного поступательного развития экономики невозможно нормальное развитие общества, которое позволит обеспечить всем его гражданам нормальные условия жизни, удовлетворит их потребности, создаст фундамент для обеспечения их прав и свобод государством.

 

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с поправками от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Российская газета. – № 105. – 02.06.2001.
  3. Лебедев В. А. Конституционные основы ограничений прав и свобод человека и гражданина // Lex Russica. – 2017. – № 1 (122). – С. 130-139.
  4. Несмеянова Светлана Эдуардовна, Колобаева Наталия Евгеньевна Конституционное ограничение основных прав и свобод человека // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2018. №3 (105). С. 9-16.
  5. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 1 (77). – С. 50-53.