ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ КОМПОЗИЦИОННУЮ СТРУКТУРУ ГОРОДА

PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL AND URBAN PLANNING DESIGN AND ACCOMMODATION OF PUBLIC BUILDINGS FORMING THE COMPOSITE STRUCTURE OF THE CITY

Общественные здания играют важную роль в композиционной структуре города, являясь основными элементами застройки общегородского центра и районов. Планировочные и функциональные связи с системой улиц, площадей, транспортных магистралей создают основу городского плана, образуя городские ансамбли, которые подчиняют территорию своему художественно-образному воздействию и воспринимаются как композиционное целое. Г. Орлов и К. Держинский («Советская архитектура. Творческие проблемы») считали, что ансамбль, соединяя пространственную и изобразительную форму, способен эстетически обогащать образную содержательность среды жизнедеятельности человека, формируя композиции исключительно высокого идейно-художественного [1].

Являясь местами притяжения масс людей, здания размещаются на оживленных транспортных направлениях и площадях города или в непосредственной близости. Транспортные и пешеходные сети создают планировочную схему города, где общественные здания являются точкой опоры и играют роль архитектурной доминанты  или служат ориентиром. Ярким примером является здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, шпиль которого видно с 3 магистралей: Невского проспекта, улицы Гороховой и Вознесенского проспекта, создающих планировочный трезубец, который основал планировочную структуру и силуэт большого района.

В прошлом, в основном культовые здания определяли городской силуэт, задавая определенный «характер»: Коломенский дворец, Казанский Кремль в Казани, Петропавловский собор и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, колокольня Киево-Печерской лавры в Киеве и т.д. Сегодня эту функцию выполняют общественные здания: главные здания МГУ и МВД в Москве, комплекс "Москва-Сити», инновационный культурный центр в Первоуральске и т.д. Выгодное размещение таких зданий в центральной части города позволяет использовать их высотность не только, как ориентир, но и как «опорную точку» для создания градостроительной структуры и городского облика, а также может подчеркивать  функциональную значимость [2].

Современные социально-экономического городские условия требуют быстрого роста численности населения и развитию транспортных сетей,  что приводит к увеличению плотности застройки и всестороннего общественного обслуживания. Это явилось результатом появления  укрупненных и концентрированных комплексов, в которых скооперированы различные общественные учреждения. На размещение таких зданий в структуре города, объёмно-пространственную композицию и конфигурацию плана большое влияние оказывают развитие транспортного сообщения, т.к. привлекают население не только внутренних районов города, но и обширной внешней зоны [3]. Требования заключаются в комфортном пользовании транспортом, расположении остановок и парковок, безопасных пешеходных путях и прямом сообщении с внешними частями города. В результате, разрабатываются новые архитектурно-планировочные решения, объединяя общественные здания и транспортные сооружения, что создает многоуровневые комплексы с пешеходно-транспортными путями, галереями, стоянками для автомашин др. Социально-функциональная организация и пространственное окружение общественных зданий формируют архитектуру отдельного здания, которое становится градостроительным явлением и влияет на структуру композиции города [4].

Художественная выразительность, формирующая эстетическую композицию города и отражающая социально-экономические процессы развития, формирует у населения образные представления о качественной среде обитания, идейные и духовные предпочтения и  культурное воспитание. Именно «социальная архитектура»  создает  полноценные и востребованные общественные пространства и архитектурные ансамбли, а также мощные градостроительные акценты в городском контексте [5]. Проектные решения должны соответствовать возможностям всех категорий населения и повышать качество архитектурной среды, отвечая критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для обычных граждан и маломобильных групп населения без ущемления их возможностей [6]. 

Функциональное значение общественных зданий определяет их расположение в определенной структуре города. Учебно-воспитательные здания  размещаются рядом с жилой застройкой, спортивные сооружения планируются  вблизи скверов, парков и водоемов, торговые предприятия и «общепит»  требуют тесную взаимосвязь с центром города и развитой транспортной инфраструктурой [7]. В ряду улицы общественные здания, как правило, заглубляют по отношению к ее застройке, образуя парадные курдонеры и создавая композиционные акценты улиц. Даже в самой урбанизированной среде здания стараются связывать с природой, располагая их на возвышенностях, на берегах водоемов, вписывая в парковые массивы, и т. д. Для рационального решения генерального плана составляют схемы функционального зонирования городской среды, которые показывают нужду в размещении общественных комплексов, коммунальных объектов и зданий, обслуживающих потребности населения [8].

К каждому виду общественных зданий предъявляются определенные требования к проектированию, и имеется свой функционально-технологический процесс. Помещения здания должны соответствовать  функциональному назначению, создавая оптимальные условия для человека, а пространство отвечать технологическому процессу. В совокупности условий, определяется пространственная организация, размеры и формы здания [9].

Библиографический список

  1. Советская архитектура. Творческие проблемы / Орлов Г. М., Держинский К. А – М.: 1977.
  2. Белоусов В.Н и Кулаг Л.Н «Основы формирования архитектурно-художественного облика городов». – М.: Стройиздат, 1981.
  3. «Руководство по проектированию общественных центров городов, поселков и сельских населенных мест». Учебное пособие / ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя. – М.: Стройиздат, 1982.
  4. Гутнов Э.А «Эволюция градостроительства». – М.: Стройиздат, 1984.
  5. Маклакова, Т.Г. Проектирование жилых и общественных зданий/ Т. Г. Маклакова, С. М. Нанасова, В. Г. Шарапенко. – М.: АСВ, 1998.
  6. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1989.
  7. Бочаров Ю.П., Кудрявцев О.К. Планировочная структура современного города. – М.: Стройиздат,1972.
  8. Груза И. Теория города. – М.: Стройиздат, 1972.
  9. Кудрявцев О.К. Город и транспорт. – М.: Знание, 1975.

Bibliography

  1. Soviet architecture. Creative problems/Orlov G. M., Zhovinsky K. A - M.: 1977.
  2. Belousov VN and Kulag L.N "Basics of Formation of Architectural and Artistic Appearance of Cities." - M.: Stroyizdat, 1981.
  3. "Guidelines for the Design of Public Centres of Cities, Towns and Rural Settlements." Training Manual/CNIIP of Urban Planning State Citizen. - M.: Stroyizdat, 1982.
  4. Gutnov E.A "Evolution of Urban Planning." - M.: Stroyizdat, 1984.
  5. Maklakov, T.G. Design of Residential and Public Buildings/T. G. Maklakov, S. M. Nanasova, V. G. Sharapenko. - M.: ASV, 1998.
  6. Architectural design of public buildings and structures: textbook for universities. - M.: Stroyizdat, 1989.
  7. Bocharov Yu.P., Kudryavtsov O.K. Planning structure of the modern city. - M.: Stroyizdat, 1972.
  8. Pora I. Theory of the city. - M.: Stroyizdat, 1972.
  9. Kudryavtsov O.K. City and Transport. - Moscow: Knowledge, 1975.
а