Особенности формирования готовности к дополнительной проектной деятельности педагогов

Дополнительное образование детей является явно инновационным, практикуя новые модели обучения, в общем образовании, как «навигатор» в системе образования.

В течение многих лет система образования развивалась в контексте положений Федерального закона 273. Потребовалось много времени, чтобы понять правовые положения, в частности, понимание места и новой роли «образовательной программы» в системе образования. Федеральный закон № 273 юридически впервые предусматривает и дает прямое нормативное определение этой концепции.

Напомним: «Образовательная программа представляет собой совокупность базовых образовательных функций (объем, содержание, планируемые результаты), организационных и педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сертификационных форм, представленных в виде учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), другие элементы, а также материалы для оценки и преподавания» (Федеральный закон № 273, статья 2, стр. 9).

Если понятие «образовательная программа» закреплено в законе, то все разработанные образовательные программы должны соответствовать правовой базе, то есть содержать в своей структуре следующие элементы:

объем

содержание

запланированные результаты

организационно-педагогические условия

формы сертификации

программа обучения

календарь тренировок

рабочие программы по предметам, курсам, дисциплинам (модулям)

материалы для оценки

учебные материалы

другие ингредиенты.

В противном случае, при отсутствии какого-либо из перечисленных элементов, документ нельзя назвать «образовательной программой».

Исходя из вышеизложенного, структура программы дополнительного общего образования может выглядеть следующим образом:

Пояснительная записка (описание программы), которая включает в себя акцент, уровень, существенность, цель и задачи программы; студенты, для которых важна программа; формы и режим занятий в программе; Объем и дата программы.

Содержание программы (учебный план (тематический) и его содержание).

Ожидаемые результаты, формы сертификации и материалы для оценки.

Организационно-педагогические условия реализации программы (методические, информационные, материально-технические и другие условия, календарный график обучения)

Другие элементы программы (по усмотрению руководителя образовательной организации или учителя).

Разъяснение позиции «рабочей программы» требует особого внимания, поскольку этот перенос истории «школы» на дополнительное образование вызывает путаницу. В целом (школьное образование), федеральный закон № 273 и федеральный штат образования ввели 2 категории образовательных программ:

базовые образовательные программы, разработанные для каждого уровня образования;

рабочие программы предметов, курсов, дисциплин, которые входят в основную образовательную программу.

В дополнительном образовании отсутствуют образовательные уровни (федеральный закон № 273 - статья 2, пункт 14), поэтому не может быть базовых образовательных программ, поскольку «в Российской Федерации по уровню общего и профессионального образования, профессионального образования, базовых образовательных программ, программ (Федеральный закон № 273 - статья 12, стр. 2). В рамках дополнительного образования реализуются дополнительные образовательные программы (Федеральный закон № 273 - статья 12, пункт 2), которые подразделяются на дополнительные профессиональные и дополнительные общеобразовательные программы.

И только если сложная дополнительная общеобразовательная программа включает в себя несколько предметов, курсов, дисциплин (модулей), только эти предметы, курсы и дисциплины можно условно назвать «работниками», хотя в одном документе эта ситуация не исправляется.

Например, если в дополнительную общеобразовательную программу «Театральная студия» включены темы: «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Актерское мастерство», «Исполнительское искусство» и т. Д., То эти программы будут называться «СОТРУДНИКИ», которые являются частью дополнительной общеобразовательной программой.

Таким образом, структура дополнительного общего учебного плана должна быть переформатирована, чтобы соответствовать требованиям законодательства, которое мы неоднократно упоминали. Многие образовательные организации сегодня и игнорируют уставные требования, продолжая развивать программу по обычным схемам.

Таким образом, изучение дополнительной образовательной программы, которую организация образования должна разработать и утвердить самостоятельно, не имея типовых и примерных программ, остается в силе.

Когда речь идет о создании идей для дополнительного образования, имеет смысл объяснить ключевую концепцию. Обычно термин «дополнительное образование детей» описывает сферу неформального образования, связанного с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которую он выбирает (или с помощью значительного взрослого) в соответствии с его желаниями и потребностями. Это также обучение, образование и развитие личности. Дополнительное образование встроено в структуру каждого занятия, в которое входит ребенок, создает «мосты» для человека, который может переходить от одного образования к другому, может предшествовать стандартным занятиям и может следовать за ними, создавая возможность для перехода. Структурно дополнительное образование является частью системы общего и профессионального образования, а также сферы образовательного и культурного отдыха, объединяет и дополняет эти системы: пересекаются тематические области общего образования, профессионального образования и культурного отдыха (например, математика или физическое воспитание может практиковаться в разных планах). Эта область пересечения является областью дополнительного образования.

Дополнительное образование может по-разному дополнять три обозначенные области: оно может расширять предметные знания, добавлять новые элементы; может увеличить «вооружение» человека, оснастив его новыми средствами познания, работы и общения; способен усиливать мотивацию к образовательной деятельности, вызывая необходимость самовыражения в полной мере.

Что касается «местоположения» в системе образования, то это целая область образовательной деятельности, которая выходит за рамки государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

С принятием ФЗ- 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права на дополнительное образование детей были переданы на муниципальный уровень. Однако на практике значительное количество муниципалитетов не имеют достаточных средств, для финансирования учреждения дополнительного образования детей.

Местные органы власти характеризуются недостаточным управлением и выстраиванием долгосрочной политики, механизмы регистрации порядка в местном сообществе не выстроены. Оставшийся принцип местного финансирования не обеспечивает достаточных условий для развития и материально- технического оснащения учреждения. 50% дополнительных учебных зданий требуют капитального ремонта.

Преимущества дополнительного образования:

расширяющиеся горизонты;

полезные навыки;

организованный детский отдых;

сбор команды в классе;

сбалансированная диета;

бесплатные кружки;

оборудование, приобретаемое для занятий, универсально, его можно использовать на уроках;

занятия начинаются чаще после обеда;

мы имеем дело с классами, но не с целыми числами;

Дополнительное образование имеет большое разнообразие. Один учитель может вести разные темы;

Конечно, вам не нужно оценивать и проверять тетради.

Недостатки дополнительного образования:

- детям не хватает времени общаться с друзьями вне школы, чтобы побыть наедине друг с другом;

- санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования-ограничение группы до 15 классов

перегрузка детей;

снижение родительской роли семьи;

заработная плата не соответствует времени, затрачиваемому на подготовку к занятиям;

не хватает специально оборудованных площадей, нет возможности дифференциации классов;

недостаточно средств на оборудование, материалы и канцтовары.

Согласно указу Президента, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить следующие показатели в области образования: увеличение количества детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, от общего числа детей в этом возрасте до 70-75%, что означает, что 50% из них должны пройти обучение за счет средств федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче полномочий по предоставлению дополнительного образования детям субъектов Российской Федерации, предусматривающие при необходимости софинансирование реализации этих полномочий за счет средств федерального бюджета.

Для полного удовлетворения образовательных потребностей молодых граждан и молодежи была создана инфраструктура, в том числе поиск и поддержка молодых талантов.

Образовательные потребности учащихся и молодежи реализуются в многих учреждениях дополнительного образования для детей, молодежи и молодежи.

Общее количество детей, участвующих в дополнительных учебных заведениях, составляет 72% (в сфере образования - 46,5%) от детей в возрасте от 5 до 18 лет. Дополнительное образование детей осуществляется в основном бесплатно и доступно для широкого круга детей всех возрастов.

Наиболее популярными и популярными среди детей и подростков являются: художественные и эстетические - 39%, патриотические - 17,5%, спортивные (17,4%).

Показан мониторинг возрастной структуры контингента учащихся: в ассоциацию вовлечено 10,3% детей до 7 лет; с 7 до 10 лет - 39,6%; с 11- 15 лет - 33,46%; 16- 18 лет - 15,1%; старше 18 лет - 1,5%), из них количество учащихся и учащихся начального и среднего профессионального образования составляет 491 человек (0,48%).

Характерными особенностями системы дополнительного образования детей являются:

В то же время, наряду с положительными тенденциями в системе дополнительного образования детей, существует ряд проблем регионального плана и проблем, характерных для системы образования Российской Федерации, которые препятствуют полному использованию потенциальной системы дополнительного образования детей.

В конце двадцатого века система дополнительного образования детей утратила эту роль, оставалась упорядоченной и имела четкое видение своего места и перспектив развития.

В этой ситуации значительная часть учреждений дополнительного образования не была готова строить свою работу с упором на порядок потребителей (семьи, детей), как из- за фиксированных (патерналистских) взглядов, так и из- за отсутствия управленческих навыков в маркетинге.

Это отрицательно сказалось на самих институтах, интересах потребителей и, в конечном итоге, интересах государства.

Метод работы проекта направлен на самостоятельную педагогическую работу, организованную студентом, и, таким образом, на более глубокие знания о деятельности проекта и смежных дисциплинах. Зачастую в дополнительных образовательных проектах, направленных на развитие у учащихся социальных навыков, в таких проектах участники активно взаимодействуют, и вместе с основными результатами своей деятельности повышается социальная адаптация ребенка. Так что методология дизайна выглядит значимой в современном образовании.

Изучив историю метода и его текущую потребность, мы можем сделать вывод, что мероприятия проекта особенно важны для дополнительного образования учащихся. Ведь дополнительное образование детей, как и взрослых, направлено на дифференцированное удовлетворение образовательных потребностей данного человека, его улучшение в различных сферах деятельности.

Дополнительное образование означает высокую мотивацию к творчеству и знаниям, что близко к существенным особенностям проектной деятельности. Успешная реализация творческих способностей ученика приносит огромные результаты с точки зрения самооценки, самоопределения личности, развития творческого мышления. Разработка и реализация проекта для учащихся связана с большим количеством решений для решения проблем. Существует возможность углубиться в исследования по конкретной теме, чтобы добиться визуального и «внутреннего» эффекта, основанного на сложных личностных характеристиках подростка, его формирования.

Дополнительное образование хорошо вписывается в систему общего и профессионального образования, не только дополняет эти системы, но и повышает удобство перехода учащихся от одного к другому.

Вовлечение учащихся в работу над проектом имеет большое значение для развития познавательной компетентности личности. Из-за возрастных психологических особенностей учеников старшего школьного возраста трудно тренироваться, не интересуясь их деятельностью. Это интерес, который гарантирует, что студент сосредоточится на предмете науки. Это особенно важно для дополнительного образования, куда дети - старшеклассники ходят самостоятельно.

Рекомендации по использованию метода проекта в дополнительном образовании детей

Если мы рассмотрим методологию проектирования как педагогическую технологию, она объединяет множество взаимосвязанных аспектов.

Выделим стимулирующую функцию этого метода, который ориентирован на повышение познавательного интереса к учебному процессу. Еще одна четко определенная технологическая функция - объединение. Ведь даже работа над авторскими творческими проектами требует участия учителя, только минимального. В представленных долгосрочных проектах большое количество участников участвуют совместно. Это тесно связано с функцией коммуникации, которая отвечает за сотрудничество между участниками проекта, успешное взаимодействие между членами команды проекта и так далее. Функция ценностей направлена ​​на развитие духовной ориентации учащихся в окружающем обществе, понимание ценности взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Целевая функция отражает пристальное внимание деятельности проекта к достижению цели и результата и, таким образом, ведет к детальной разработке структуры будущего проекта.

Практическая или функциональная функция выражает направленность проекта на достижение результата посредством практики, в том числе педагогической. Творческая функция - включает в себя развитие студента во всех областях работы подразделения посредством проектных мероприятий. Интеллектуальная функция основана на создании, развитии умственной деятельности учащихся.

Поэтому при разработке креативного проекта мы рекомендуем вам запомнить эту классификацию и обратить внимание на цель проекта по достижению определенного функционального результата.

При разработке мероприятий проекта рекомендуется определить существующие предпосылки для запуска проекта, план действий, теоретически разработать этапы и структуру будущих действий.

Чтобы грамотно выполнить этапы проекта, необходимо понять количество участников проекта, принять их базовый возраст, спланировать географию масштабов проекта и так далее.

Если мы рассмотрим метод проектирования как синтез действий и связанных ресурсов, который проявляется в определенном результате. Рекомендуется указать, какие ресурсы уже есть у участников и организаторов проекта и какие ресурсы необходимо будет привлечь.

Рекомендуется учитывать специфику направления проекта. Исходя из этого, основные мероприятия проекта должны быть запланированы. Рекомендуется заранее рассчитать возможность эквивалентной замены любых событий.

Использовать современные информационные ресурсы для обеспечения проектной деятельности - Интернет- пространство как среда для распространения практики.

При работе с детьми по этой методической практике рекомендуется, чтобы учителя активно сотрудничали со студентами; привлекать родителей и коллег на определенных этапах проекта; включить в план действий других организаций, например, конкурсы, в которых учащиеся могут участвовать в своих творческих продуктах.

Рекомендуется использовать метод проекта для развития познавательной инициативы учащихся и диверсификации учебного процесса; использовать проект для междисциплинарной интеграции знаний и навыков.

Рекомендуется использовать методологию для получения опыта, как в творческой, так и в исследовательской / практической деятельности старших школьников.

Рекомендуется оценить деятельность по проекту, поскольку успешный результат и определение показателей успеха, а также недостатков в работе помогут устранить сбои в дальнейшей работе и закрепить уже установленные позиции.

Работа над проектом требует от учителя не только объяснения материала, но и создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательных интересов и на этой основе возможностей их самообразования и самореализации в практическом применении знаний. Поэтому учитель, который берет на себя организацию и управление проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческих способностей, воображения, без которого он не может быть генератором развития у студента интереса и его творческого человеческого потенциала.

Когда речь идет о создании условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности, самым сложным вопросом является степень независимости учащихся, работающих над проектом. Какую из задач, стоящих перед командой проекта, должен решать учитель, то есть сами учащиеся, которые решаются в сотрудничестве с учениками и учителями? На эти вопросы нет готового ответа. Это объясняется тем фактом, что степень независимости учащихся зависит от многих факторов: от возраста и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта работы с проектами, от сложности проблемы, которую должен решить проект, от характера отношений в группе. Для учителя важно избегать излишеств в обоих направлениях. И для этого нужно думать, анализировать и пробовать.

Подготовка преподавателя к заданию по проекту перед уроком также имеет большое значение для успешной организации деятельности студенческого проекта. Преподаватель должен будет заранее выделить темы, которые являются наиболее сложными с точки зрения понимания и мастерства, чтобы учащиеся могли сами понять их, получить более глубокое и подробное понимание материала. Тема должна быть достаточно гибкой, чтобы ее можно было рассматривать с разных точек зрения. Следует обратить внимание на проблемный характер темы.

При выборе предмета следует исходить не только из познавательных, творческих интересов учащихся, но и из практической, теоретической и социальной значимости результатов проектной деятельности как для самих учащихся, так и для школы. Такой подход позволит вам создать единую программу, состоящую из серии связанных проектов с одной проблемой.

Учитель сам формулирует возможную проблему для проекта, а ученики не выражают ее на уроке. Ученики должны будут сами сформулировать конкретную проблему будущих исследований. Затем учитель готовит ситуации, на основе анализа которых учащиеся будут строить свои мысли, выявлять проблемы, представлять возможные решения выявленных проблем.

Практически все проекты обеспечивают самостоятельную работу учащихся с информацией. Помимо возможности самостоятельно искать информацию, необходимо предоставить студентам готовую информацию. Кроме того, информация должна отражать разные точки зрения на один и тот же вопрос или проблему. Такое изменение не будет ограничивать самостоятельность и инициативность учащихся. Выбор материала для конкретного проекта должен быть организован до начала работы над проектом.

Таким образом, мы видим, что грамотное использование метода проекта требует значительной подготовительной работы в интегрированной системе образования. Такие работы должны выполняться непрерывно и систематически.

 

Список литературы:

  1. Фирсов, М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. - М.: КноРус, 2017. - 397 c.
  2. Freire, P. The Pedagogy of the Oppressed / P. Freire. - M .: Kolibri, 2017. - 152 c.
  3. Khodusov, A.N. Pedagogy of education: theor., Method., Technology., Method .: Uch. / A.N. Khodusov. - M .: Infra-M, 2017. - 56 c.
  4. Khutorskoy, A.V. Pedagogy: Textbook / A.V. Farmhouse. - SPb .: Peter, 2017. - 112 p.
  5. Huhlaeva, O.V. Ethnopedagogy: a textbook for bachelors / O.V. Huhlaeva, A.S. Krivtsov. - Lyubertsy: Yurayt, 2016. - 333 p.
  6. Chekulaenko, V.L. General social pedagogy. Fundamentals of the Theory: Study Guide / V.L. Chekulaenko. - M .: Infra-M, 2017. - 160 c.7. Шарухин, А. Военная педагогика. Учебник для военных вузов / А. Шарухин. - СПб.: Питер, 2017. - 576 c.