ПРОБЛЕМЫ СПРОСА НА ПЕЧАТНУЮ ЛИТЕРАТУРУ В РФ

PROBLEMS OF DEMAND FOR PRINT LITERATURE IN THE RUSSIAN FEDERATION

По статистическим данным опроса «ВЦИОМ-Спутник» в 2020 году художественную литературу в электронном формате читают на 7% респондентов больше, чем в 2018 году. А профессиональную, научную и научно-популярную всего на 2% людей. Причём чтение художественной литературы в бумажном формате сократилось, а нон-фикшн в том же бумажном виде читают на 3% опрошенных больше, по сравнению с 2018 годом. Тенденция чтения книг на электронном носителе закрепилась за молодым поколением (респонденты с 18 до 34 лет), далее, чем выше возраст, тем процент людей, читающих книги на бумаге, увеличивается, и уже сорокапятилетние читатели и старше отдают предпочтение бумажным вариантам. Научную литературу преобладающее большинство опрошенных читает в электронных версиях, кроме людей пенсионного возраста (эта же категория является самой не читающей).

За весь 2019 год процент россиян, покупающих книги, составил 66%, часто называемым количеством приобретённых книг за прошедший год стало всего 3 продукта.

Большинство участников опроса (73%) считают возможным покупку книг в подарок. В качестве получателей, названными опрошенными, наиболее популярными были их дети (51%), друзья (48%), другие родственники (41%).

Пик чтения за последние 10 лет пришёлся после кризисного для книжной индустрии 2014 года на 2015 – 2017 гг. Вспомним теперь, что 2015 был официально объявлен годом литературы в России. Благодаря тематическим мероприятиям, посвящённым этому событию, читающих в стране стало значительно больше, спрос на книги резко увеличился. Было бы разумным предположить, что завершение подобных мотивационных мероприятий и закрытие многих литературных площадок послужило шагом к спаду читательской аудитории, а вместе с ним и спросу на книги.  Отсюда вопрос: что мы можем сделать для того, чтобы спрос на печатные издания увеличился? Для ответа на этот вопрос требуется установить причины текущей непопулярности бумажной литературы.

Первая причина – это бюджетность электронных вариантов книг. Низкая себестоимость объясняется минимальными затратами на создание и публикацию книги. Для того, чтобы книга вышла в печать, обычно требуются большие затраты на редактуру, материалы, из которых она будет сделана и т.д. С электронным вариантом всё проще: автор написал, он же опубликовал на какой-нибудь платформе типа Wattpad или ЛитРес.  К тому же, в Сети широко распространено такое явление, как пиратство, когда книгу (чаще нелегальным путём) можно читать вообще бесплатно. Конечно, на психологическом уровне читатель будет выбирать товар, который стоит дешевле. Отсюда такой большой спрос на электронную литературу.

Вторая причина связана с первой – это рост цен на печатные экземпляры. В среднем покупка одной такой книги на сегодняшний день составляет приблизительно 500 рублей. Это происходит из-за того, что издательство повышает цены на товар по причине снижения тиражей, тем самым пытаясь сохранить свои доходы. Но большинство населения страны финансово не могут позволить себе часто покупать такие книги, считая их предметом роскоши.

 Третьей причиной является то, что в России действительно мало издательских домов. Причём, большая их часть расположена в Москве, Санкт-Петербурге и центральных областях. В других, более дальних регионах, их нет. Из-за этого многие книги не доходят до читателей из «глубинки», а если даже и доходят, то ограниченным ассортиментом и с завышенной ценой. И это при том, что средний заработок читателей из провинции гораздо меньше, чем доход столичного жителя. Наличие издательских центров во всех регионах способствовало бы увеличению мотивации к чтению, посредством выпуска рукописей самих жителей этого региона. Популяризация писательства скорее всего явила бы новых отечественных авторов, которых сейчас не так уж и много на книжном рынке.

Таким образом решилась бы и четвёртая причина непопулярности чтения – низкий уровень писательского мастерства издающихся авторов, большое количество макулатуры, которую некоторые издательства печатают, дабы компенсировать свои убытки. За счёт расширения ассортимента продукции, из-за чего авторы пишут значительно быстрее, теряя в качестве работ. А кому захочется читать «пустую» книгу?

Теперь, зная основные причины низкого спроса на печатные издания, можно выделить пути решения этой проблемы. Самое основное, что могут сделать представители книгоиздательской индустрии – замотивировать людей читать. Сделать это не просто, но крайне необходимо. Для этого можно пойти разными путями: снизить арендную плату читательских площадок, организовывать во всех регионах РФ книжные ярмарки и фестивали, на базе книжных магазинов проводить интересные акции и использовать бонусную программу, внедрять в школы  мотивирующие к чтению образовательные программы, возобновить деятельность региональных издательских домов, модернизировать рекламную кампанию. На ряду со всем перечисленным, в связи с развивающейся тенденцией заинтересованности людей к жизни разных медийных личностей – представителям издательств быть ближе к народу (активно вести социальные сети, рассказывая о работе в издательстве и интересных книжных новинках). В таком случае отечественных авторов станет больше, из-за чего «старым» писателям не придётся терять качество своих работ, занимаясь быстрым написанием книг; издательства получат новые имена и названия произведений, за счёт чего им можно будет не думать над тем, как сохранить текущий доход; в результате чего рост цен на книги прекратится, и их смогут позволить себе купить даже провинциальные жители страны; тогда отпадёт вопрос о пиратстве, ведь хорошие книги станет возможным приобрести, не оставляя в книжном магазине половину месячной зарплаты или стипендию.

Ispol'zovannye istochniki:

1 Portret rossijskogo chitatelja - 2020. [Electronic Resource] Rezhim dostupa: URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2020/300120_Knizhnyi_rynok_Rossii.pdf (Data obrashhenija 15.04.2020)

2 Lenskij B.V. Knigoizdatel'skaja sistema sovremennoj Rossii - M.: Nauka, 2001, 207 s.