БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МЕЖБАНКОВСКИХ ПЕРЕВОДОВ И КРЕДИТОВ

Организация кредитования в Банке является комплексным регламентированным процессом, направленным на достижение задач и целей, подразумевает наличие следующих основных элементов:

Стандарты кредитования представлены комплексом внутрибанковских документов по кредитованию, положениями о подразделениях Банка, должностными инструкциями сотрудников структурных подразделений, задействованных в процессе кредитования.

Структурные подразделения, задействованные в процессе кредитования являются: Кредитующие подразделения Банка, Департамент кредитования, Департамент кредитования малого и среднего бизнеса, Департамент кредитных продуктов, Операционный департамент, Блок «Банковские риски и взыскание», Блок «Обеспечения безопасности», Юридический департамент, Финансовый департамент, Управление учета банковских операций.

Кредитующие подразделения являются подразделениями Банка, взаимодействующими с клиентами по предоставлению кредитных продуктов. Главной задачей кредитующих подразделений Банка является увеличение кредитного портфеля и доходов Банка при минимизации рисков от операций по кредитованию[5].

Процесс кредитования подразумевает выполнение следующих процедур:

  • сбор информации, необходимой и достаточной для осуществления оценки кредитоспособности клиента;
  • рассмотрение заявки клиента, подготовка заключений соответствующих служб Банка (Кредитующее подразделение, Блок «Обеспечение безопасности», Блок «Банковские риски», Блок «Розничные риски и взыскание», Юридический департамент, Финансовый департамент);
  • принятие решения о предоставлении/непредставлении соответствующего кредитного продукта;
  • оформление договоров и выдача кредитного продукта в случае принятия положительного решения;
  • сопровождение кредитного продукта, в том числе включающее в себя мониторинг на постоянной основе финансового положения Заемщика, периодические проверки исполнения сделок по обеспечению выполнения обязательств по кредитному договору.

Решение о предоставлении кредитного продукта принимается на том уровне, на котором существует для этого утвержденные соответствующим органом и/или уполномоченным лицом полномочия и/или лимиты.

Бухгалтерский учет кредитования граждан (физических лиц) и физических лиц - нерезидентов осуществляется с учетом требований Положений Банка России № 579-П и 446-П.[4,5]

Учет операций по предоставлению (размещению) Банком денежных средств гражданам (физическим лицам) ведется на активных ссудных счетах первого порядка № 455, физическим лицам - нерезидентам – на счетах № 457. По счетам второго порядка учет строится в зависимости от срока предоставления кредита. Учет кредитов, предоставленных при недостатке средств на депозитном счете физического лица («овердрафт») ведется на счетах № 45509, № 45708. Кредитование в виде «овердрафт» счетов по учету депозитов (вкладов) физических лиц распространяется исключительно на счета, на которых учитываются денежные средства, привлеченные на срок «до востребования».

Учет операций по кредитованию физических лиц осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору. При открытии лицевого счета в наименовании счета следует указывать словами: ФИО заемщика, номер и дата договора.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней (таблица 1).

Таблица 1-Структура нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях2.

Уровень

Документы

законодательный

Федеральные законы, Постановления, Указы

нормативный

Правила ведения бухгалтерского учета

методический

Инструкции, указания, рекомендации по бухгалтерскому учету

внутренний

Учетная политика, рабочие документы по организации и ведению учета

Особое место на первом уровне занимает Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ, Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Основными документами второго уровня для кредитных организаций является Положение «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» от 27 февраля 2017 г. N 579-П, Положение Банка России от 22 декабря 2014 года № 446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций», Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского

учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»[2].

К документам третьего уровня относятся методические указания по ведению учета, такие как План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях на территории РФ, Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

И наконец, к документам четвертого уровня относятся рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего Рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

Для того чтобы понять устройство формирования расчетов между банками необходимо изучить суть корреспондентского счета. Функции его не различимы от функций расчетного счета, но предусматривается род деятельности банка. На счете хранятся свободные на определенное время и привлеченные средства коммерческих банков. Исполняются операции по кредитно-расчетному, кассовому и иному обслуживанию клиентов, расчеты с бюджетом; процедуры согласно межбанковским займам и депозитам, с ценными бумагами, по покупке- продаже иностранных денежных единиц; хозяйственные операции банка [1].

Прямые корреспондентские отношения предполагают собой отношения между двумя либо несколькими кредитными учреждениями об исполнении платежей и операций по расчету одним из них по поручению и за счет другого, а также предоставление ссуд, предложении иных услуг, заключенные корреспондентским контрактом. Счет первого банка, который пользуется услугой другого банка и является владельцем средств будет именоваться НОСТРО. А счет, в котором открыт счет первого банка будет являться банком- корреспондентом и будет именоваться ЛОРО.

Основные положительные моменты расчетов по межбанковским корреспондентским счетам выражаются в устойчивых контрактных отношениях, обеспечении быстрых расчетов, создании зачета взаимных поручений, расширение осуществимости активной работы банков. Становление межбанковского клиринга – предпочтительный способ коренного улучшения расчетов между банками. Клиринг – это система экономических отношений, при которых денежные претензии участников погашаются их же денежными обстоятельствами без использования реальных денег или с их минимальным использованием [3].

Концентрация платежей при клиринге дает возможность значительно снизить сумму обоюдной задолженности, оборвать цепочку неплатежей, добиться экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов, и облегчить управление ими. Облегчаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сберегается имеющаяся кассовая наличность, и с помощью этого увеличивается прибыльность и ликвидность участников.

Предложения по снижению рисков межбанковских переводов и кредитов:

  • утвердить условия предоставления продуктов (ссуды с однородными условиями предоставления), с учетом обеспечения установленного уровня минимальной доходности при ожидаемом уровне потерь;
  • ограничить концентрацию кредитного риска на одного заемщика (взять группу связанных заемщиков);
  • ограничить концентрацию требований по кредитам физическим лицам из одной географической зоны;
  • при кредитовании заемщиков юридических лиц применять системы стоп-факторов, максимально отсекающей потенциально дефолтных заемщиков на первом этапе анализа, а также использование моделей внутренних рейтингов, отражающих риск наступления дефолта заемщика в системе принятия решения о возможности выдачи и условиях выдачи кредита.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Аджиева А.Ю. Роль и значение агропромышленной интеграции в условиях финансового кризиса / А.Ю. Аджиева. – М.: TerraEconomicus, 2009. Т. 7. № 3–2. С. 75-79
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.consultant.ru-свободный доступ.
  3. Положение Банка России от 22.12.2015 № 446- П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций» [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.consultant.ru-свободный доступ.
  4. Маркова, О. М. Организация деятельности коммерческого банка [Электронный ресурс]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям экономического профиля / О. М. Маркова. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. С. 496
  5. Хасянова, С. Ю. Кредитный анализ в коммерческом банке [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов бакалавриата направления 38.03.01 «Экономика» и магистратуры направления 38.04.08 «Финансы и кредит» / С. Ю. Хасянова; Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики", Нижегород. фил. - Москва: ИНФРА-М, 2018. С. 196