АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

ANALYSIS OF THE UNEMPLOYMENT LEVEL IN RUSSIA

Безработицa – это социально-экономическое явление, при котором предложение рабочей силы превышает над спросом. По определению Международной организации труда безработными считаются граждане: не имеющие работу и заработок; зарегистрированные в службе занятости, с целью поиска работы; ищущие работу; готовые приступить к работе [2]. Человек, считается безработным, если соблюдены все вышеперечисленные критерии.

Безработными не считаются: лица, не достигшие шестнадцати лет; пенсионеры; граждане, отказавшиеся от подходящей работы в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости; граждане, которые не явились без уважительной причины в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости; граждане, не явившиеся в срок для оформления их в качестве безработных; граждане, которые предоставили ложные сведения для признания безработными.

Численность экономически активного населения в период 2014-2018 гг. на территории всей Российской Федерации отображена на рисунке 1.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/04/4021-1.PNG

Рисунок 1 – Экономически активное население, в тыс. чел. [3]

 

В 2014 г. численность экономически активного населения была ниже, чем в 2018 г. на 583 тыс. человек. Начиная с 2016 г. численность рабочей силы пошла на спад вплоть до 2018 г. За этот период, она сократилась на 624,7 тыс. человек.

В статистике процессом развития называется динамика, а её система показателей, которые характеризуют весь процесс во времени называется ряд динамики. В таблице 1 представлены показатели динамики уровня безработных в России.

Таблица 1 – Показатели динамики уровня безработных в России [3]

Годы

Число безработных, тыс. чел.

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

2014

3889,4

-

-

100

100

-

-

2015

4263,9

374,5

374,5

109,6

109,6

9,6

9,6

2016

4243,5

354,1

-20,4

109,1

99,5

9,1

-0,5

2017

3966,5

77,1

-277

101,9

93,5

1,9

-6,5

2018

3657,0

-232,4

-309,5

94,0

92,2

-6,0

-7,8

 

За анализируемый период общая численность безработных в России уменьшилась на 6%, а в среднем каждый год количество уменьшалось на 58,1 тыс. человек. Уменьшение числа безработных связано с миграцией населения, а также старением. В таблице 2 представлена информация об изменении уровня безработицы за рассматриваемые годы.

Таблица 2 – Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет в России [3]

Год

2014

2015

2016

2017

2018

Уровень безработицы, %

5,2

5,6

5,5

5,2

4,8

 

Уровень безработицы в России имеет тенденцию к снижению, это связано с тем, что на сегодняшний день, большая часть вакансий, которая предлагается на рынке труда – инженеры и рабочие. Из-за дефицита высококвалифицированных рабочих в данной области, организации стали открывать учебные центры и сотрудничать с высшими учебными заведениями.

Еще одним способом борьбы с безработицей является малое предпринимательство. В последнее время малый бизнес стал одним из главных секторов экономики, оказывающий большое влияние на социальную и экономическую ситуации в стране. В этом сегменте экономики создаются новые места для работы.

В период с 2014 года по 2018 год количество рабочей силы увеличилось на 0,5 млн. человек. Численность занятых в экономике была увеличена на 815,4 тыс. человек, а число безработных уменьшилось на 232,4 тыс. человек и составило 4,8% экономически активного населения. Количество предприятий (без учета микропредптиятий) за это время увеличилось на 2713 малых организаций. Например, если 50 человек взять, как среднее число мест в малом бизнесе, то число занятых увеличится на 0,602 млн. человек. Из исследования видно, что при увеличении количества малых предприятий происходит увеличение числа занятых на этих предприятиях. При создании нового предприятия, вместе с ним появляются и новые места работы. Помимо увеличения рабочих мест малые предприятия помогают в борьбе с молодёжной безработицей. Из-за отсутствия опыта и квалификации у выпускников высших учебных заведений рынок труда безразлично относится к ним.  Исходя из этого, данная категория людей не может устроиться на работу в крупные фирмы, и они ищут работу в малых организациях, где молодёжь может повысить свою квалификацию, получить опыт работы и наработать стаж. Это всё, как правило, помогает им в дальнейшем поиске работы.

Важно отметить, что любой безработный может открыть своё дело. Одним из видов помощи является предоставление субсидий в денежном эквиваленте при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, малое предпринимательство это один из оптимальных способов преодоления безработицы. Он оказывает влияние на уровень безработицы, заключающееся в способности впитывать освободившуюся рабочую силу и вновь прибывшую на рынок труда. Но государству необходимо больше вкладывать в малый бизнес, чтобы уменьшить уровень безработицы. В Санкт-Петербурге около 80% малых предприятий связаны со сферой торговли, общественного питания и услуг. Небольшую долю, около 11%, занимают сферы строительства и производства. Основной проблемой, которую испытывает малый бизнес, является низкая доступность земельных участков и помещений, с 2015 года участки стали распределять через аукционы. Несмотря на то что в Санкт-Петербурге действует программа государственной поддержки предприятий, данной помощью пользуются только 3-4% организаций.

Таким образом, практика показывает, что безработица является постоянным спутником народного хозяйства. Её невозможно ликвидировать, максимум можно добиться «естественной безработицы». Качественное информирование населения о наличии вакантных мест является одним из главных факторов борьбы с ней. На сегодняшний день государственная деятельность не отвечает требованию рынка труда. Конечно же, их совершенствование требует немалых финансовых вложений. Уменьшение затрат времени лишь на 1% может привести к увеличению объёмов производства ВВП минимум на 2%.

Немалую роль играет и образование. Большинство выпускников выходят на рынок труда не подготовленными, так как у них нет опыта работы, профессиональных навыков.

Важнейшими стратегиями государства по регулированию занятости являются усиление экономической и общественной эффективности, модернизация экономических отношений занятости. Для этого необходимо снизить уровень переизбытка на предприятиях, заняться перераспределением освобождаемой рабочей силы в другие области занятости. Несомненно, все вышеперечисленные меры существуют в стране, но это разовые, единовременные мероприятия, инициирующиеся службой занятости.

 

Литература

  1. Кудрявцева М.В., Неуструева А.С. Проблема безработицы в России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32509144
  2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/