СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ И РЕШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

TECHNOLOGICAL PRODUCTS AND SOLUTIONS AS A TOOL FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF BUSINESS PROCESSES

Современный бизнес не может существовать вне цифрового мира, в 21 веке сложно найти конкурентоспособную компанию, не использует новые технологии, оборудование и программное обеспечение, главной целью которых служит оптимизация бизнес-процессов и рост прибыльности.

В общем смысле, программное обеспечение для бизнеса это – сервисы и программы, которые используются предпринимателями для извлечения экономической выгоды. Любой продукт, который прямо или косвенно способен принести прибыль фирме считается программным обеспечением для бизнеса. Традиционные способы увеличения эффективности деятельности предприятия могут быть реализованы с использованием новых цифровых технологий:

- обеспечение роста выручки от продаж при поддержании затрат на том же уровне. Примером технологического решения в данном случае можно считать использование следующих систем:

CRM (Customer Relationship Management, управление взаимодействиями с клиентами) - прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.

ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) - организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения. – систем, которые способствуют более грамотной и эффективной работе отдела продаж, что приводит к минимизации потерь, росту величины среднего чека, а также повышению качества обслуживания.

- снижение затрат при поддержании текущего объема выпуска. Классическим вариантом в данном случае является использование helpdesk-системы, цель которой организация более эффективного взаимодействия с клиентами, автоматизация большинства бизнес-процессов, в результате чего снижаются затраты на получение, обработку и выполнение заказов.

Однако, не стоит забывать, что процесс выбора конкретного цифрового продукта не так прост, как это может показаться – с развитием данной отрасли все больше компании приходят на рынок со своими разработками. Необходимо помнить, что существуют ряд программных продуктов, которые нельзя назвать универсальными по причине того, что они разрабатывались для конкретной отрасли, или компании.

Для подбора подходящего конкретному предприятию программного обеспечения, необходим алгоритм, с помощью которого можно выбрать качественный программный продукт, который повысит эффективность деятельности предприятия. Рассмотрим основные этапы выбора программного продукта.

  1. Постановка задачи. Здесь, важно руководствоваться не дизайном программы, а его функциональностью, которая должна отвечать поставленным задачам и требованиям. Разные задачи требуют разных решений и соответственно программных продуктов. Например, совершенствование работы с клиентами обеспечивается за счет внедрения CRM – системы, а оптимизация закупочной и сбытовой деятельности может быть достигнута благодаря системам складского и товарного учета. Важным фактом является то, что в мире IT для бизнеса невозможно найти универсальной программы, которая бы сочетала в себе все функции, требуемые для организации бизнеса процесса. В настоящее время некоторые компании утверждают, что смогли разработать и внедрить программные продукты, которые решают практически все задачи, с которыми сталкиваются предприниматели. Однако, попытки скомбинировать большое количество функций зачастую снижают качество работы отдельной бизнес-структуры. Рациональнее выглядит решение ограничиться несколькими программами, которые строго и лаконично решают конкретную задачу и не заявляют о возможности выйти на международные рынки за две недели работы с ней. Помимо этого, не стоит игнорировать важность подбора специалиста, который имеет опыт работы с различными программными продуктами и не имеет корыстного интереса в продвижении одной из компаний-разработчика.
  2. Выбор программного продукта. На данном этапе необходимо составить список программных продуктов, которые предварительно подходят для решения поставленной задачи. Целесообразно выбрать программное обеспечение основываясь на удобстве его использования работниками. Так, если команда программистов уже привыкла работать с какой-либо конкретной программой, то вполне логично использовать обновленную версию использованного программного продукта, чем перейти на новый, если иное не диктуется требованиями рынка или прочими условиями.
  3. Подбор компании-исполнителя. Предприниматели должны понимать, что подбор продукта, компании или лица, который будет устанавливать, настраивать и кастомизировать его под нужды каждой конкретной компании являются абсолютно зависимыми действиями. При отсутствии соответствующих компетенций у представителя обслуживающей компании любое самое современное программное обеспечение не сможет использоваться на все 100% от своего заявленного потенциала. Именно поэтому чрезвычайно важно не экономить на компании-исполнителе, так как это может привести к снижению эффективности работы самой программы. При выборе обслуживающей компании или лица стоит, в первую очередь, ориентироваться на его опыт и рыночное признание, кроме того, не лишним будет наличие соответствующих сертификатов, которые подтверждают компетентность компании в установке и настройке данного программного обеспечения.

При выборе оптимального для предприятия программного продукта следует обратить внимание на следующие факторы.

Тип кода программного продукта. Деление программных продуктов по типу кодирования представлено на рисунке 1.

Наименее популярными считаются системы с закрытым кодом, в которых только разработчик может вносить правки, так как при необходимости внести даже минимальные изменения придется дорабатывать всю программу. Наиболее оптимальными признаны системы с открытым кодом, которые могут быть настроены под спецификации конкретного бизнеса, а небольшие правки не требуют серьезных затрат. Однако, самым часто встречающимся видом является частично открытый код, в котором скомбинированы защищенность и гибкость продукта, что и привело к популярности данных систем.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/04/3987-2.PNG

Рис. 1 - Классификация категорий программных систем по видам кода

        

Типа программного продукта. В настоящее время программы, разработанные для бизнеса, подразделяются на два вида в зависимости от лицензии: SaaS (прикладной программный продукт) и Standalone (автономный программный продукт) (Рис.2.)

 

Рис. 2 - Типы программных продуктов.

Как правило, программы с SaaS решениями являются более привлекательными, по причине своей комплексности и распространенности.

Надежность программы. В наше время никогда нельзя быть уверенным в полной сохранности своих данных, поэтому надежность становится одним из ключевых критериев. Эксперты утверждают, что лидеры рынка – лучший выбор по причине того, что чем дольше компания присутствует на рынке, тем меньше не доработок будет у ее программного продукта. Кроме того, каждое современное программное обеспечение должно иметь настраиваемый уровень доступа, а также обеспечивать максимально безопасную передачу данных. Очевидно, что сегодня большая часть корпоративных и личных данных передаются через интернет с использованием «облачных» SaaS решений, что ставит приоритетность вопросов безопасности на первый план.

Формирование отчетности. Сложно переоценить важность отчетности: на ее основе ежедневно принимаются управленческие решения, от которых зависят показатели бизнеса. Именно поэтому глубокие аналитические возможности программы гораздо важнее ее дизайнерских компонентов.

Качественная работа на мобильных устройствах. Во время цифровой трансформации, через которую в данный момент проходит мировая экономика сложно представить полноценный продукт, который бы имел только компьютерную версию. Миллионы сделок, встреч, переговоров ежедневно проходят с использованием лишь мобильных устройств, поэтому наличие мобильного приложения является скорее обязанностью, чем дополнительной функцией, так как диктуется современным образом жизни предпринимателей.

Наличие сообщества продукта. Другим фактором является активное и вовлеченное сообщество, которое возникает вокруг продукта, так как это формирует доверие, позволяет найти нужного специалиста, а также просто получить быструю и качественную консультацию.

Таким образом, программное обеспечение для бизнеса может приносить доход двумя способами: увеличивая выручку, либо снижая затраты при поддержании текущего объема выпуска. Выше были описаны наиболее значимые факторы, которые должны быть учтены при выборе программного продукта для бизнеса.

 

Литература:

  1. Минаев В.Д., Тропынина Н.Е. Перспективы развития малого бизнеса в России //Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2017. № 3. С. 205-209.
  2. Тропынина Н.Е., Куликова О.М. Цифровизация технологических процессов — основа инновационной активности промышленных предприятий // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А.Горохов. 2018. С. 321–324
  3. Тропынина Н.Е., Фурсова Е.А. Малое инновационное предпринимательство как интеллектуальный потенциал России: проблемы и направления развития // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической 309 конференции. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2016. С. 756–764.
  4. Официальный сайт Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. URL: https://www.cppi.gov.spb.ru
  5. Официальный сайт Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. URL: https://www.crppr.gov. spb.ru

 

Literatura:

  1. Minaev V.D., Tropynina N.E. Perspektivy razvitiya malogo biznesa v Rossii //Vestnik molodyh uchenyh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna. 2017. № 3. S. 205-209.
  2. Tropynina N.E., Kulikova O.M. Cifrovizaciya tekhnologicheskih processov — osnova innovacionnoj aktivnosti promyshlennyh predpriyatij // V sbornike: Instituty i mekhanizmy innovacionnogo razvitiya: mirovoj opyt i rossijskaya praktika. Sbornik nauchnyh statej 8-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor A.A.Gorohov. 2018. S. 321–324
  3. Tropynina N.E., Fursova E.A. Maloe innovacionnoe predprinimatel'stvo kak intellektual'nyj potencial Rossii: problemy i napravleniya razvitiya // Rol' intellektual'nogo kapitala v ekonomicheskoj, social'noj i pravovoj kul'ture obshchestva XXI veka: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj 309 konferencii. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologij upravleniya i ekonomiki. 2016. S. 756–764.
  4. Oficial'nyj sajt Komiteta po promyshlennoj politike, innovaciyam i torgovle Sankt-Peterburga. URL: https://www.cppi.gov.spb.ru
  5. Oficial'nyj sajt Komiteta po razvitiyu predprinimatel'stva i potrebitel'skogo rynka Sankt-Peterburga. URL: https://www.crppr.gov. spb.ru