СОВРЕМЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ ПУТЕШЕСТВИЙ В КИТАЕ

MODERN TRAVELING JOURNALS IN CHINA

Журнал путешествий определяется как массовый научно-популярный тип издания, материалы которого освещают путешествия по странам, рассказывают о быте разных народов, знакомят с их культурой, историей и мифологией. Такой вид научно-популярных журналов пользуется спросом во многих странах. Опыт функционирования данных изданий в КНР представляет интерес для всех, кто занимается вопросами удержания внимания аудитории и расширения ее круга, развития СМИ в условиях растущих требований со стороны читателей, в условиях конкуренции между СМИ, освещающих ту же тематику. Рассмотрим опыт работы ряда журналов, которые занимают в КНР ведущее место среди национальных журналов по гуманитарным наукам, географии и туризму.

Наибольшей популярностью в настоящее время в КНР пользуется
«中国国家地理» («Национальная география Китая») журнал, основанный в городе Нанкин в 1950 году под названием «Знание географии». Данное ежемесячное научно-популярное издание содержит преимущественно географические сведения о Китае, также охватывает такие области, как астрономия, биология, история и археология.

Журнал имеет большой тираж и коллекционную ценность. Статьи и фотографии данного журнала часто перепечатываются центральными и местными СМИ. Журнал пользуется авторитетом, так как его консультантами являются эксперты и специалисты Академии наук Китая в области географии.

На момент создания весь журнал составлял всего 8 страниц, а годом позже он вырос до 16 страниц. В 1957 году содержание журнала расширилось до 48 страниц. Во время Большого скачка вперед и культурной революции некоторые научные журналы в материковом Китае сильно пострадали, и данный журнал не стал исключением. Ситуация улучшилась после окончания культурной революции. В 1998 году журнал был полностью переработан, количество страниц увеличилось до 84 страниц, в 1999 году до 100 страниц. В октябре 2000 года журнал был переименован в “National Geographic of China”, а затем начал выходить на Тайване, в Гонконге, а также на японском языке. В 2004 году объем увеличился до 148 страниц, было выпущено молодежное издание. В октябре 2005 года по случаю 55-летия журнала был издан специальный выпуск на 550 страниц, посвященный конкурсу красоты в Китае. В январе 2009 года количество страниц возросло до 176. В апреле 2009 года была опубликована английская версия “National Geographic”. В 2020 году исполняется 70 лет со дня запуска “China National Geographic”.

Одной из причин стабильно растущей популярности данного издания является его стиль: язык издания легкий и непринужденный. Редакция требует, чтобы все материалы о ярких событиях были написаны от первого лица, что создает эффект присутствия. Подача материала от первого лица является очень сильным приемом. Статьи действительно увлекают читателя. Ему интересно пережить с автором каждое событие, путешествие. «Знания, интегрированные в тему», – это обязательная составляющая каждой статьи[1]. Наряду с общепринятыми требованиями к названию, подзаголовку, введению и т. д., есть специфические: текст и иллюстрации должны занимать равный объем. Редакция тщательно подходит к выбору изображений и крупномасштабной аэрофотосъемки, к точному описанию каждого изображения.

Редакционная политика основывается на нескольких принципах.

  1. Принцип региональной всесторонности: темы, связанные с природой, должны раскрывать ее влияние на людей, а жизненные темы показать природную основу человеческих взлетов и падений.
  2. Принцип дифференциальной преемственности: все природные изменения, а также процветание и упадок гуманитарных наук осуществляются в определенные время и место. Всегда необходимо показывать крупномасштабные пространственно-временные изменения.
  3. Принцип оригинальности выпуска: основанная на исследованиях система подбора тем и экспертная производственная команда обеспечивают оригинальность содержания журнала, а система интернет-контроля гарантирует исключительность публикуемого контента.

Существует ряд требований к дизайнерскому оформлению публикации. Во-первых, необходимо, чтобы общий стиль визуального дизайна журнала был полным и последовательным, обеспечил координацию и сохранение уникального визуального образа всего журнала. Во-вторых, важно выдержать прямую и эффективную передачу информации: читательский интерес должен возрасти после первого прочтения, а процесс чтения быть более плавным. В-третьих, дизайн преследует простоту, духовность и значимые формы, подчеркивает зависимость визуального ряда от контента. Издателем уделяется внимание балансу между формой передачи информации и интересом к чтению, расширяется пространство воображения[2].

Журнал «中国国家地理» («Национальная география Китая») вышел за рамки печатных СМИ. Материалы издания размещаются в интернете (с июня 2002 года), в электронных журналах, в мобильных СМИ, на Китайском национальном географическом мобильном телевидении (с мая 2008 года). Новости предоставляются авторитетной командой консультантов, состоящей из ученых, художников, писателей, и командой по созданию контента, состоящей из старших редакторов “China National Geographic Magazine”, которые обеспечивают наполненность мобильных СМИ новостями. Организация научных экспедиций, выпуск специальных изданий («Список самых красивых мест Китая Конкурс красоты Китая» и др.), альбомов (например, на тему соли: «Соль и здоровье», «Соль это пейзаж»), создание телевизионных программ, производство документальных фильмов – это различные направления деятельности “China National Geographic Magazine”. Данное СМИ сочетает разнообразные формы деятельности, различные платформы для поддержания внимания аудитории, заинтересованной в специфической тематике. В данном случае ярко проявляется конвергенция медиа как результат слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс.

Другим популярным журналом о путешествиях является ежемесячное издание «中国旅游» («Путешествия по Китаю»), выходящее с 1980 года. Цель деятельности редакции – познакомить читателей с малоизвестными достопримечательностями Китая и историями обычных людей, представить новые интересные туристические проекты и предложить «самые практичные информационные технологии для путешествий»[3]. В издании представлены следующие рубрики: «Тематическая история», «Интервью с героем», «Советы туристу» и др.

Журнал имеет свой сайт. В анонсе номера на сайте журнала с восточной поэтичностью выложена небольшая информация о публикации и предоставлена возможность ознакомиться с материалом подробнее. Так, в мартовском журнале 2020 года (№ 477) можно прочитать в рубрике «Тематическая история» статью «Поиск острова Чжоушань» («Как крупнейший архипелаг Китая, он эквивалентен 20% от общего числа внутренних островов. Среди тысяч островов есть остров Дунфушан, где можно встретить первый рассвет в Китае. Монах династии Тан Цзяньчжэнь сделал остановку перед тем, как пересечь Японию. Остров цветов и птиц, известный как «Восточный Санторини»). В том же номере в рубрике «Тема номера» можно познакомиться с материалом «Северный Цзяннань» («Весенний ветерок лежит на южном берегу зеленой реки … когда мы говорим о весне, в нашем мозгу всегда будет разворачиваться свиток с изображением Цзяннаня – дует ветер, персиковые ивы зеленые, и вода течет по берегам. Цзяннань прекрасен, но ...»). Живописность языка: «Волнистые горные позы, как дракон, не чувствуют злости и похожи на драгоценный камень, разбросанный по лесу, тихий и элегантный…», – позволяет читателю даже без просмотра иллюстраций ощутить эффект присутствия в данном месте.

Особенностью журнала является обращение к социально важным событиям (закрытие города Ухань с целью борьбы с эпидемией новой коронавирусной инфекции), обращение к мнению авторитетных людей (Ли Ифэнь, куратор Академического музея Рао Цзуньи Университета Гонконга, директор Центра буддийских исследований Дуньхуанского научно-исследовательского института и т. д.).

Ознакомившись с материалом на сайте издания, каждый читатель имеет возможность оставить комментарий о публикации. По мнению редакции, журнал служит «мостом для общения в материковом Китае». Интерактивность представляет собой особенность многих китайских СМИ.

Представляет интерес и такое издание, как “Global Human Geography” («Глобальная география человека»)[4], которая была переименована из “National Human Geography” в мартовском выпуске 2010 года. «Глобальная география человека» – ежемесячный полноцветный журнал о путешествиях, об экотуризме в Китае. Журнал основан на деятельности влиятельных экспертов и ученых, имеет широкий круг авторов. С изданием сотрудничают мобильные группы журналистов во многих городах страны и за рубежом.

В издании реализуется повествовательный стиль, который соответствует концепции познавательного и развлекательного чтения. Изысканные графические иллюстрации, подробная справочная информация привлекают читателей. «Глобальная география человека» содержит такие рубрики, как «Первый взгляд», «Географическое открытие», «Человек и природа», «Кунг-фу География», «Глобальный стиль» и др.

Профессиональное сообщество занимается редактированием и изданием книг под брендом “Global Human Geography” и “Urban Geography”. Совместно с “National Human Geography” (предшественником “Global Human Geography”) опубликовано значительное количество книг. Каждый год готовится не менее 8 крупномасштабных книг, в том числе «Загадочные племена мира», «Путеводитель по туризму Чунцина», «38 великих географических открытий Китая в 2000–2009 годах», «По местам съемок фильмов», «Путешествие», «Самый красивый китайский колледж», «Национальная коллекция человеческой географии 2007», «Национальная коллекция человеческой географии 2008», «Национальная коллекция 2009» и так далее.

Таким образом, представленные журналы путешествий в Китае имеют своим предметом науку (научные исследования, их результаты), а их основная задача популяризация, распространение научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга читателей.

В настоящее время медиа расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом новые формы подачи. Под воздействием цифровых технологий активно развиваются процессы конвергенции и интеграции в медиасреде, что способствует не только популяризации научных знаний, но и дает возможность редакции активно включиться в географические исследования, а читателю – на практике применить полученные сведения, выстраивая маршруты собственных путешествий, демонстрируя собственный кругозор.

 

Библиографические ссылки:

  1. 中国国家地理 [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item/中国国家地理#2_8 (дата обращения 30.03.2020).
  2. Национальная география человека [Электронный ресурс]. URL: http://pic.sogou.com/d?query=%A1%B6%D6%D0%B9%FA%B9%FA%BC%D2%B5%D8%C0%ED%A1%B7%D4%D3%D6%BE%C4%BF%C2%BC&mode=1&did=7#did0 (дата обращения 30.03.2020).
  3. 中国旅游 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hkctp.com.hk/travels (дата обращения 30.03.2020).
  4. Global Human Geography [Электронный ресурс]. URL: https://baike.sm.cn/item/f41474b85df20e12e9aa19b907edbcf8.html (дата обращения 31.03.2020).

 

[1]  Официальный сайт "中国 国 地 中文 网" [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item/中国国家地理#2_8

 

[2]http://pic.sogou.com/d?query=%A1%B6%D6%D0%B9%FA%B9%FA%BC%D2%B5%D8%C0%ED%A1%B7%D4%D3%D6%BE%C4%BF%C2%BC&mode=1&did=7#did0

 

[3] Официальный сайт "中国旅游" [Электронный ресурс]. URL: http://www.hkctp.com.hk/travels.

 

[4] Global Human Geography [Электронный ресурс]. URL: https://baike.sm.cn/item/f41474b85df20e12e9aa19b907edbcf8.html.