К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASES OF STATE MANAGEMENT OF MIGRATION PROCESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Особенность правовых основ свободы передвижения в России заключается в том, что одноименный закон предусматривает сохранение советских традиций государственного контроля за перемещением граждан через институт обязательной регистрации по месту жительства и пребывания. Обязанность регистрироваться по месту жительства является всеобщей и подкрепляется административным наказанием согласно правилам статьи 19.15.2. КоАП РФ. Если, к примеру, человек не зарегистрировался по месту жительства в течение определенного времени после снятия с регистрационного учета по другому месту жительства, он будет привлечен к административной ответственности.

Органы, призванные осуществлять регистрационный учет граждан Российской Федерации с указанием их места пребывания и места жительства внутри Российской Федерации - это территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Они контролируют соблюдение «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"[1]. Однако не обусловленность регистрации по месту жительства размерами жилой площади привела к тому, что очень распространенным явлением стала так называема фиктивная регистрация как граждан России, так и иностранных граждан, лиц без гражданства без намерения пребывать и проживать по адресу регистрации. Иными словами, регистрация по месту жительства стала объектом неограниченной ничем купли-продажи. Заслон данному явлению был поставлен лишь с декабря 2013 года: появилась совершенно новая к тому времени уголовно-правовая ответственность за фиктивную регистрацию (статьи 322.1, 322.3 УК РФ). До сих пор достаточно частым является привлечение собственников жилых помещений к уголовной ответственности по санкциям этих статей.

По общему правилу, все имеют право пользоваться конституционным правом на свободу передвижения. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 в редакции от 01.04.2019 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит перечень оснований, когда это право может быть ограничено. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

        В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 в редакции от 27.12.2019) «О Государственной границе Российской Федерации», въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону может быть осуществлен при наличии документов, удостоверяющих личность, индивидуальных или коллективных пропусков, выдаваемых пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Определяются конкретные места въезда (прохода) в пограничную зону. Возможно установление времени въезда (прохода), маршрутов передвижения, продолжительности и иных условий перемещения в пограничной зоне физических лиц и транспортных средств.

         Статья 3 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 29.06.2018) "О закрытом административно-территориальном образовании" предусматривает

 ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании. В закрытых военных городках предусмотрены также установленные данным законом ограничения на перемещение.  Установленные законодательством о закрытых административно-территориальных образованиях нормы запрещают въезд на такие территории иностранных граждан. То есть, необходимо заметить, законодательство «не гарантирует равенство при реализации права на свободу передвижения» с гражданами России лиц, не имеющих гражданство России [2, с. 110].

          Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в редакции от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает ограничительные мероприятия (карантин). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

 Что касается иммиграционных процессов, государственное управление которыми осуществляется органами исполнительной власти, здесь основные процессы связаны с приобретением иностранными гражданами вида на жительство и гражданства Российской Федерации. За 2019 год российское гражданство получили 497,817 иностранных граждан, 299,422 из них ранее были гражданами Украины, наибольшее количество иностранных граждан, имеющих вид на жительство в России - также граждане этой страны; 50,492 из тех, кто приобрел гражданство России, в прошлом - граждане Казахстана, чуть меньше, граждане Таджикистана - 44,707.  В 2018 году 269,362 человек приобрели гражданство России, лидируют претенденты - граждане Украины и Казахстана. 257,822 новых граждан России прибавилось в 2017 году. Изменение статистических данных приобретения российского гражданства в сторону увеличения показывает тенденцию развития миграции - из стран СНГ (Украины, Казахстана, Таджикистана и других стран) в Россию [4]. 

Проведенный анализ правового регулирования процессов перемещения граждан в России показывает, что в Российской Федерации реализация тех или иных прав человека до сих пор ставится в зависимость от регистрации по месту жительства, что является неотъемлемым элементом паспортной системы. К данным формам контроля за перемещением граждан поэтапно были добавлены требования предъявления паспорта при приобретении проездных билетов не только на воздушный, морской и железнодорожный, но и на все другие виды общественного транспорта междугороднего сообщения. На сегодняшний день, цифровизация важных аспектов жизни человека и общества открывает уже совершенно иные возможности контроля за перемещением граждан, к примеру, система распознавания или сканирования лиц уже «позволяет отслеживать людей в реальном мире, так, словно бы они онлайн» [3, с. 104]. Вследствие применения подобных технологий в ближайшем будущем в разы увеличится эффективность государственного контроля за перемещениями граждан.

Таким образом, отношения, регулируемые миграционным законодательством, - это отношения, возникающие по поводу въезда, выезда, пребывания и проживания на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.       Решение вопросов гражданства России, выдача гражданам документов, устанавливающих личность гражданина Российской Федерации: регистрационный учет граждан России по месту пребывания и жительства в границах России, контроль за соблюдением правил регистрации и снятия с регистрационного учета; миграционный учет иностранных граждан; выдача иностранными гражданам и лицам без гражданства удостоверений для въезда на территорию России, проживания и временного пребывания в России; федерального государственный контроль (надзор) в сфере миграционных отношений; как контроль, так и надзор в сфере внешней трудовой миграции, привлечения работников-иностранцев в Россию и трудоустройство граждан России за пределами нашего государства;  изготовление и выдача документов беженцам и вынужденным переселенцам, участие в установленном порядке в процессе предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, ходатайствующим об этом - по всем вышеуказанным вопросам Главное управление по вопросам миграции МВД России согласно Положению  о нем, оказывает государственные услуги [5].

 

Список использованной литературы:

  1. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7271/
  2. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового и административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 108-113.
  3. Шарипова Э.А., Файзрахманова И.Р. Защита персональных данных в контексте основных принципов конституционно-правового статуса личности // Евразийский юридический журнал. 2019. № 11 (138). С. 103-105.
  4. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года с распределением по регионам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/
  5. Приказ МВД России от 15 апреля 2016 № 192 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guv (дата обращения: 21.03.2020).