СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ОДИНОКИХ ОТЦОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

SOCIAL PRACTICES OF SINGLE FATHERS IN RUSSIAN SOCIETY

На сегодняшний день большинство российских исследований, посвященных темам семьи и семейных отношений, посвящены, в основном, анализу семьи в целом либо изучению материнства. Исходя из этого, можем предположить, что отчетливо виден дефицит исследований, которые обращены на проблемы и перспективы развития института отцовства, что подтверждает актуальность темы.

Данные последней Всероссийской переписи населения 2010 года гласят, что на момент проведения переписи в Российской Федерации проживало около 654969 отцов, единолично воспитывающих своих детей. Если учитывать региональный компонент, то в республике Татарстан отцов одиночек проживало порядка пятнадцати тысяч двести шестнадцать человек, что явилось достаточно высоким показателем [1]. Несмотря на такой весомый процент таких отцов, официального толкования термина «отца-одиночки» Законодательство РФ не дает. В качестве основных причин, по которым мужчина может получить статус отца-одиночки можно выделить лишь следующие. Во-первых, смерть матери или пропажа ее без вести. Во-вторых, лишение матери родительски прав либо ее долгое пребывание в лечебном учреждении. В-третьих, самовольный отказ матери от воспитания и последующая передача прав воспитания супругу или отцу детей. И, в-четвертых, отбывание уголовного наказания матери, соответственно, нахождение ее в местах лишения свободы.

Традиционная роль отца всегда была связана с материальным обеспечением и институтом наследства. Одинокие отцы, в данном случае, выходят за рамки традиционной установки. Одной из основных повседневных практик отца-одиночки становится бытовая. Она является одной из наиболее острых, поскольку современному российскому обществу все еще присущ гендерный стереотип касательно домашних обязанностей, выполняемых исключительно женщиной: уборка, стирка, приготовление пищи.  Стоит отметить, что также одинокому отцу домашние дела необходимо совмещать с работой, так как на нем держится материальное благополучие семьи. Отмечается, что такие отцы могут пожертвовать своей карьерой ради воспитания детей.  Зачастую, им приходится выбирать такой способ осуществления трудовой деятельности, который наравне позволяет находиться рядом с детьми и получать заработную плату, необходимую для комфортного проживания и удовлетворения первостепенных нужд [2, с. 132].

Дети, оставшиеся без материнского воспитания, нуждаются в продуцировании отцами женских качеств, что порождает проблему социально-психологического характера, а, если быть точнее, совмещения ролей. Так, отец совмещает в себе женские роли с мужскими, одновременно проявляя заботу и оказывая эмоциональное сопровождение ребенка, оставаясь авторитетом и кормильцем семьи [3, с. 169].

Как одной из современных составляющих жизни отца-одиночки становится его включение в диалог с другими отцами через интернет-порталы и сообщества («Мапулечки», «Папаland»). Так, например, в нашей стране эффективно функционируют портал «Отцовство России», задачей которого является обмен опытом в сфере поддержки отцовства. Он включает в себя список «отцовских» организаций в разных городах, а также эффективные методики воспитания. Портал освещает такие практики, как проведение фестиваля «Папин день», городского праздника «Папа-старты», организация Всероссийской ежегодной премии «Папа года» и специальных форумов, посвященных темам отцовства. [4]

Одним из основных видов социальных практик отцов-одиночек в Российской Федерации является взаимодействие с государством. Мужчине, который считается себя отцом-одиночкой необходимо получить документ, который подтверждает, что мать ребенка лишена родительских прав/недееспособна/умерла и что ребенок проживает с ним. Исходя из причины одинокого отцовства для получения такого документа мужчины сталкиваются с такими социальными практиками как лишение матери родительских прав, подтверждение проживания детей совместно с отцом, а также установление отцовства в тех случаях, если мать и отец ребенка не зарегистрировали свои отношения.

Еще одним видом взаимодействия с государством является получение определенных социальных льгот и пособий. Здесь одинокие отцы сталкиваются с рядом проблем. Зачастую отцам приходится «выбивать» определенные льготы от государства, такие как социальное питание в школе для детей, пособия, возможность получать материнский капитал и пр.. Так, например, п. 1 ст. 3 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ гласит о том, что у мужчин возникает право на получение материнского капитала в том случае, если они «являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей». [5] Также отец может воспользоваться правом на материнский капитал в случае смерти супруги, доказав свое право через суд, при условии, что мать ребенка им уже не воспользовалась. Необходимо подчеркнуть, что мужчины, которые одни воспитывают своих детей отмечают, что подобные «уступки» от государства, а также все, что связано с официальными документами очень сложно для получения. [2, стр. 132]

Взаимодействие с образовательными учреждениями также является важной составляющей жизни отца-одиночки. Мужчины сталкиваются с такими практиками, как выбор наиболее подходящего и удобного варианта образовательного учреждения и устройство в него своего ребенка, будь то школа или детский сад, а также со всеми трудностями, которые при этом возникают. [2, стр. 133] При устройстве своего ребенка в образовательное учреждение в повседневность отцов-одиночек вписываются такие практики как посещение родительских собраний, взаимодействие с учителями, организация учебной деятельности ребенка и т.д. То же касается и дополнительных образовательных учреждений, таких как музыкальные, художественные, спортивные школы, различные секции.

Уделить внимание также стоит и практике воспитания детей. Роль отца в воспитании, развитии и социализации ребенка очевидна. Кроме того, необходимо отметить, что практики воспитания отцов-одиночек ничем не отличаются от практик воспитания в семье с двумя родителями. Отец, как родитель, обеспечивает усвоение детьми моральных норм, модели поведения, стратегий и тактик взаимодействия с окружающим миром. [6]

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что отцы, одиноко воспитывающие своих детей, становятся все более многочисленной группой населения. Таким отцам свойственно сталкиваться с большим перечнем проблем разного характера, поэтому необходимо принимать соответствующие государственные меры по информированию и поддержке данной категории граждан.

Литература

  1. Всероссийская перепись населения. 2010.[Электронный ресурс]. - Режим доступа://https://docviewer.yandex.ru/view/556013900/?page=1&*=y1KAddUs3Lm3xHE7v% (дата обращения: 22.03.2020).
  2. Кириллова О.С., Петрова Л.Е. Социальные практики одиноких отцов: анализ на основе качественных интервью // Вестник Пермского университета, 2014. №3. -С. 128-136.
  3. Шевченко И.О. Одинокие отцы России: повседневные практики и проблемы //Вестник РГГУ. -2014. -С.163-172.
  4. Сайт «Отцовство России» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:// https://rosotcovstvo.ru/ (дата обращения: 22.03.2020).
  5. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ (с изменениями на 1 марта 2020 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:// http://docs.cntd.ru/document/902021711
  6. Титова О.А. Феномен отца-одиночки в социально-психологическом контексте // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - № 2 (13) – б/н.