ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

FEATURES OF CIVIL IDENTITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

В настоящее время в связи с возросшим интересом исследователей к проблематике социальной идентичности, например, анализируются религиозные, этнорегиональные, профессиональные, корпоративные и другие виды идентичности [2], [4], [6]. Политики, социологи отмечают, что наметились тенденции активизации идеологии объединения российского народа. В основе феномена консолидации людей лежит формирование и развитие гражданской идентичности, как одной из разновидностей социальной идентичности, целью которой является осознание своей принадлежности к гражданскому сообществу, объединенному рамками государства [1]. Так, гражданская идентичность, гражданское сознание и поведение являются значимыми сторонами личности в связи с возросшим ростом ксенофобий, а также в условиях возрастающей угрозы терроризма и экстремизма.

В современных отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно феномена гражданской идентичности, его структуры, соотношения с другими родственными ему понятиями, такими как: государственная, национальная, российская, этническая и культурная идентичность.

Исследования, посвященные различным аспектам изучения гражданской идентичности и гражданского образа, представлены в трудах отечественных ученых: Л.М. Дробижевой, К.Г. Холодковского,  М.Б. Хомякова,  А.Б.Гаглоевой, А.Г. Здравомысловой, В.Н. Ефименко, А.М. Кондаковой, Г.У.Солдатовой и др. Тем не менее, проблематика гражданской идентификации в социальной психологии остается еще недостаточно изученной как в теоретическом, так и практическом плане [3].

Так, религиозная идентичность рассматривается некоторыми авторами как целостное динамическое образование, как система ключевых социальных конструктов личности. В её структуру входит единство когнитивных и ценностно-мотивационных особенностей личности [6].

По мнению А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой, гражданская идентичность представляет собой один из компонентов социального капитала и имеет ведущее значение для экономического роста страны. В качестве основных  составляющих идентификации они считают определенность и валентность [7].

Т.В. Водоложская в качестве основополагающих компонентов гражданской идентификации выделает когнитивный, эмоциональный и  ценностный компоненты [1]. При этом содержание когнитивного компонента гражданской идентичности составляют знания об идеальном гражданине, о гражданском обществе, о государственной символике, знания об истории Отечества и его культурных ценностях, о политических событиях, происходящих в государстве, о его законах. В качестве же основных характеристик ценностного компонента гражданской идентичности рассматриваются такие ценности, как: «Родина», «благородство», «великодушие», «толерантность» «ответственность», «долг», «справедливость», «гордость» «любовь к Отечеству, к гражданской общности» и др. В содержание поведенческого компонента включены действия и поступки типичные для гражданина: участие в гражданских акциях, митингах, социальных проектах, в субботниках по благоустройству города и территорий, а также соблюдение общественного порядка и др.

 Базовыми функциями вышерассмотренных компонентов являются: когнитивного компонента – рефлексивно-оценочная, ценностного компонента – мотивационная и регулирующая, поведенческого компонента – оценочная и ценностная.

Обобщая вышесказанное, мы можем говорить о том, что гражданская самоидентификация предполагает принятие своей принадлежности к государству, сопровождающееся возникновением чувства сопричастности к проблемам страны и ответственности за происходящее и будущее малой и большой Родины [6]. Мы в своем исследовании опираемся на понимание гражданской идентичности как совокупности следующих характеристик: представления о ролевых позициях, посредством которых в обществе реализуется статус гражданина, отношение к Отечеству и готовность реализовывать гражданское поведение. При этом гражданский образ как один из индикаторов гражданской идентичности определяется как совокупность представлений в сознании человека о роли гражданина в современном обществе.

Исходя из анализа социально-психологической и социологической литературы, можем представить обобщенную модель структуры гражданской идентичности, в которую входят следующие компоненты:

- когнитивный (знание о принадлежности к одной социальной общности);

- ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

- эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);

- деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Отметим, что студенческий возраст – это наиболее благоприятный и сензитивный период для формирования и становления мировоззрения, определения своих жизненных позиций. В связи с происходящими в стране и в мире в целом социальными изменениями за последние десятилетия, приведших к переосмыслению ценностей, к отказу от сложившихся традиционных установок среди молодежи изучение особенностей гражданской идентификации и гражданского образа как его ведущего компонента является актуальным в современном обществе. Более того, изучение данных феноменов у студентов педагогического вуза как будущих трансляторов ценностей и субъектов по формированию убеждений, установок и мировоззрения подрастающих поколений представляется особенно актуальным.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей гражданской идентичности и гражданского образа в сознании студентов педагогического вуза.

Исследование проводилось в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте со студентами психолого-педагогического и дефектологического факультетов, факультета физического воспитания и факультетеа управления. В выборке нашего исследования приняли участие 60 студентов, среди них 40 девушек и 20 юношей.

В качестве психодиагностических методов исследования использовались: 1) методика на гражданскую идентичность; 2) шкала «психологический портрет гражданина России».

Методика на выявление особенности гражданской идентичности представляет собой опросник, направленный на изучение отношения личности к своей гражданской принадлежности, отношения к своему Отечеству в целом. Данная методика позволяет выявить три уровня развития гражданской идентификации у студентов: низкий (от 0 до 7 баллов) говорит о том, что респондент не ощущает своей принадлежности к России и предпочел бы жить в другой стране; средний  (от 8 до 14 баллов) свидетельствует о нейтральном отношении личности к своей гражданской принадлежности; высокий (от 15 до 20 баллов) характеризует личность с высокой степенью гражданской самоидентификации и говорит о том, что человек гордится своей страной и её историей.

Следующая методика – шкала «Психологический портрет гражданина России» – позволяет выявить, насколько индивид соотносит себя, свои личные качества с качествами, присущими гражданину России. Так, данная методика состоит из двух шкал (A и B). По первой шкале испытуемому требуется отметить пять наиболее ярко выраженных черт, характеризующих его самого. Во второй же шкале следует отметить пять черт, которые, по мнению испытуемого, характерны для гражданина России. Далее при обработке полученных данных подсчитывается наибольшее количество совпадений. Полученные данные измеряются в процентом соотношении. Соответственно по данной методике наибольшее количество совпадений может быть пять (100 %), а наименьшее один или два (20% или 40%).

Анализируя полученные результаты эмпирического исследования, мы выявили, что 10% студентов не ощущают своей принадлежности к России и предпочли бы жить в другой стране. 58,3% студентов со средним уровнем гражданской идентичности, что  свидетельствует о нейтральном отношении личности к своей гражданской принадлежности. С высоким уровнем гражданской идентичности 31,7%, что говорит о высокой степени их гражданской самоидентификации, о том, что человек гордится своей страной и её историей.

16,7% студентов характеризуются низким уровнем гражданской идентификации, т.е. их личностный профиль не совпадает с профилем гражданина России. Напротив, 83,3% студенческой выборки показали наибольшее количество совпадений выраженных черт, характеризующих их самих, и характерных для гражданина России, т.е. эти студенты с высоким уровнем гражданской самоидентификации.

С помощью Т-критерия Стьюдента нами выявлены половые различия в особенностях гражданской идентичности между юношами (среднее 14,95) и девушками (среднее 11,10), обучающимися в педагогическом вузе. Данные показатели преобладают в мужской выборке (t = 5,376 при р< 0,001). У юношей преобладает высокий и средний уровни гражданской идентичности, так как у большинства из них значения высокие или выше среднего. У девушек же превалирует средний или ниже среднего уровень гражданской идентичности.

Также выявлены достоверные различия в гражданской самоидентификации между юношами и девушками (t =5,146 при р< 0,001). У большинства юношей уровень гражданской идентификации высокий или выше среднего по сравнению с девушками, обучающимися в педагогическом вузе. Полученные результаты говорят о том, что юноши сильнее, чем девушки, ощущают свою гражданскую принадлежность к России и испытывают чувство гордости за свою страну и её богатую историю.

Результаты нашего исследования согласовываются с данными исследований З.Н. Зангиевой, доказывающими, что в современном высшем образовании одной из важных задач должно стать «формирование умения современного студента соотносить себя с гражданским обществом, его нормами и ценностями» [5], что позволит «молодым людям осознавать себя полноправными гражданами своей страны, чувствовать свою принадлежность к определенной гражданской общности» и транслировать эти ценности подрастающим поколениям в своей будущей профессиональной педагогической деятельности. Соответственно, необходимо усилить работу в данном направлении и актуализировать разработку мероприятий по формированию гражданской идентичности у студентов педагогических вузов, что мы рассматриваем как перспективу дальнейших исследований.

 

Список литературы:

  1. Водоложская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. – 2010. - №5/6 (43). – С. 140-141.
  2. Гаглоева А.Б. Риски формирования гражданской идентичности в поликультурном пространстве // "European multi scientific journal", 2019. –№ 8. – С. 13-16.
  3. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этно-социологические очерки / М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 764 с.
  4. Дробижева Л.М. Государственно-гражданская идентичность и межэтническое согласие: теоретические и социально-практические проблемы // Власть. – 2014. – №11. – С. 12-17.
  5. Зангиева З.Н. Проблемы формирования гражданской идентичности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14459 (дата обращения: 01.04.2020).
  6. Иванова Н.Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С. 83-93.
  7. Татарко А.Н. Социальный капитал: теория и психологические исследования: монография / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева. – М.: Рос. Ун-т дружбы народов, 2009. – 233 с.

 

References:

  1. Vodolozhskaya T. V. Identichnost' grazhdanskaya // Obrazovatel'naya politika. – 2010. - №5/6 (43). – S. 140-141.
  2. Gagloeva A. B. Riski formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v polikul'turnom prostranstve // "European multi scientific journal", 2019. –№ 8. – S. 13-16.
  3. Guboglo M.N.. Identifikaciya identichnosti: Etnosociologicheskie ocherki / M.N. Guboglo; In-t etnologii i antropologii im. N.N. Mikluho-Maklaya. – M.: Nauka, 2003. – 764 s.
  4. Drobizheva L.M. Gosudarstvenno-grazhdanskaya identichnost' i mezhetnicheskoe soglasie: teoreticheskie i social'no-prakticheskie problemy // Vlast'. – 2014. – №11. – S. 12-17.
  5. Zangieva Z.N. Problemy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014. – №4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14459 (data obrashcheniya: 01.04.2020).
  6. Ivanova N.L. Izmeneniya etnicheskoj i grazhdanskoj identichnosti v novyh obshchestvennyh usloviyah / N. L. Ivanova, G. B. Mazilova // Voprosy psihologii. – 2008. – №2. – S. 83-93.
  7. Tatarko A.N. Social'nyj kapital: teoriya i psihologicheskie issledovaniya: monografiya / A.N. Tatarko, N.M. Lebedeva. – M.: Ros. Un-t druzhby narodov, 2009. – 233 s.