ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF THE EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF PLAY ACTIVITIES

Постановка проблемы. Воспитание нового поколения является приоритетной задачей общества. Современные ученые все больше значения придают развитию личности ребенка в системе дошкольного образования. В сложных условиях современности, которые стремительно меняются, ежегодно увеличивается количество детей с недостатками эмоционально-волевой сферы. Исследования последних научно-практических публикаций в области дошкольной педагогики свидетельствуют, что большинство современных детей не умеют сочувствовать другим, неадекватно реагируют на жизненные ситуации. Самым любимым другом ребенка сегодня является телевизор, компьютер, смартфон или планшет. В результате такого «электронного» развития дети меньше общаются как с взрослыми, так и со своими сверстниками, что влияет на умение контролировать и должным образом проявлять собственные эмоции.

Указанные проблемы требуют со стороны педагогов, психологов и других специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, проведения специальной педагогической работы. Изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, ее формирования и возможностей развития имеет исключительно актуальное значение для теории и практики. Однако, отсутствие конкретных методик и практических рекомендаций по решению обозначенной проблемы требует поиска и разработки соответствующего педагогического обеспечения.

Анализ научных источников в области дошкольного детства (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А. Д. Кошелева, B.С. Мухина, Я.З. Неверович, Л.И. Божович, A.B. Запорожец, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Г.М. Бреслав, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствует о том, что дошкольный период является начальным этапом формирования ребенка, в течение которого происходит интенсивное развитие личности, становление нравственных представлений и форм общественного поведения, формирование иерархии мотивов и потребностей, и поэтому важно именно в это время заложить надлежащие основы развития личности на основе формирования ее эмоционального состояния.

Л.С. Выготский отмечал, что именно эмоции играют определяющую роль в приобщении ребенка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям, установления первых отношений с людьми в умственном и общем ее развития [5, с. 77].

Цель статьи – актуализировать проблему формирования развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и наметить пути ее решения.

Изложение основного материала. Эмоции являются внешним показателем внутреннего состояния, социально-психологического благополучия, индикатором личностного развития в дошкольном возрасте. Эмоции нужны для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Именно эмоции имеют существенное влияние на жизнь и развитие ребенка: с помощью них проходят процессы ознакомления с окружающим миром, формируется определенная реакция на среду, в котором находится ребенок, и, в конце концов, закрепляется норма собственного поведения в дальнейшем, что влияет на успешность человека и его место в социуме [4, с. 277].

Существуют неоспоримые данные, свидетельствующие о том, что эмоции являются более важным фактором регуляции процессов познания. Однако для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, что требует от него определенных знаний, определенного уровня развития.

На протяжении дошкольного детства эмоции развиваются, усложняются и приобретают интеллектуализированный характер. Уже в дошкольном возрасте начинает реально формироваться личность ребенка, причем этот процесс тесно связан с развитием эмоциональной сферы, с формированием интересов и мотивов поведения, соответственно, детерминировано социальным окружением, прежде всего типичными для данного этапа развития взаимоотношениями с взрослыми [10, с. 170].

Причины нестабильности эмоционального состояния достаточно сложные. Однако источником их, как отмечают исследователи, выступают особенности общения со взрослыми и сверстниками. Именно из-за недовольства ребенком отношения к нему окружающих возникают наиболее устойчивые негативные эмоциональные переживания, которые впоследствии, при условии длительного продолжения, закрепляются и нарушают устойчивое положительное эмоциональное состояние ребенка. Следовательно, проблема формирования эмоциональной сферы является актуальной и требует поиска эффективных методов ее решения [9, с. 43].

С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки в управлении своими чувствами и эмоциями; научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Формирование и коррекцию недостатков эмоциональной сферы старшего дошкольника необходимо рассматривать как приоритетное направление в работе педагогов и специалистов дошкольной организации.

Анализ литературных источников показывает, что существует большое количество методов и способов формирования эмоциональной сферы детей. Чрезвычайно действенным и доступным путем формирования стабильного эмоционального состояния детей дошкольного возраста является использование разных видов художественно-творческой деятельности, методов арт-терапии, сказкотерапии, с помощью музыки, литературных произведений, проектной деятельности, игровых занятий и т.д.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, поэтому применение игр в процессе формирования эмоциональной сферы дает широкие возможности. Исследованиями Е.И. Удальцовой, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко и др. установлено, что игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств и эмоциональной сферы ребенка.

Игра имеет несколько функций и одна из них – терапевтическая. Использование взрослыми игровой деятельности в профилактической и коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста сохраняет свою актуальность потому, что в игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности, психика ребенка проявляется в естественных для него условиях, тем самым давая возможность получать достоверные данные относительно ее особенностей и изменений [1, с. 22].

Игровая деятельность обеспечивает возможность позитивного личностного развития детей. Игра предоставляет дошкольникам возможность эмоционально реагировать на различные волнения и трудности; строить на уровне чувств отношения с окружающими, учиться контролировать и регулировать свой внутренний мир.

Эмоции делают игру увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности [6, с. 222].

Итак, игровая деятельность создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Игра, с создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову. В процессе вербализация игр ребенку дается возможность на словесном уровне выразить тревожащие его ситуации, перевести их из сферы бессознательного на вербальный уровень, тем самым снизить уровень аффективных проявлений.

Коммуникативные игры способствуют углублению сферы общения и обучают умению сотрудничать дошкольников с окружающими людьми.

Большое место исследователи отводят в развитии эмоционального сферы детей старшего дошкольного возраста умению определять свои и чужие эмоции, поэтому в теории и практике разработано много дидактических игр данной направленности.

Большая роль в формировании эмоциональной сфере отводится театрализованным играм, поскольку их воспитательная ценность заключается в том, что, организуя такие игры с детьми, педагог имеет возможность путем продуктивного распределения ролей влиять на реальную позицию ребенка через игру. Дети в играх мимикой, жестами, движениями передают разное эмоциональное состояние персонажей [2, с. 50].

Педагог должен создать условия для обогащения эмоциональной сферы ребенка, предоставлять возможность проявлять собственные чувства, поддерживать живой интерес полноценного личностного развития, как неисчерпаемого источника социальной и эмоциональной активности ребенка.

В формировании эмоциональной сферы дошкольников используют сюжетно-ролевые игры. Одной из значительных особенностей таких игр является произвольность игровых действий, которые подчинены общим игровым интересам. По наблюдениям выдающегося психолога Л.С. Выготского [5, с. 65], в игре дети действуют по пути наименьшего сопротивления, то есть делают то, чего им больше всего хочется. В то же время они учатся действовать путем наибольшего сопротивления. Когда дети выполняют принятые роли, то они стараются по-своему воссоздать действия, взаимоотношения взрослых подчиняются обусловленным ролью правилам поведения.

Итак, анализ этой проблемы дает основания для вывода, что формирование эмоциональной сферы дошкольников требует особого педагогического внимания и поисков научных разработок по ее решению. Одним из мощных путей ее решения является применение игровой деятельности с целью гармонизации психоэмоциональной сферы и формирования эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию эмоциональной сферы, навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который является важным для развития их личности.

Список литературы:

  1. Алдошина, Е.В. Игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /Е.В. Алдошина, Т.С. Чебакова // В сборнике: Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики. – 2017. – С. 22-24.
  2. Бгуашева, З.К. Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников [Текст] / З.К. Бгуашева, Казиева З.М., Можанова С.П. // В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения. 2018. – С. 49-52.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование [Текст] / Л.И Божович.. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
  4. Бубчикова, Н.В. К вопросу изучения эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет [Текст] / Н.В. Бубчикова // В сборнике: Современная наука: теория и практика. – 2018. – С. 277-280.
  5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2017. – 512 с.
  6. Емельянова, Л.А. К проблеме изучения эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /Л.А. Емельянова, И.Л. Стибунова // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд. – 2018. – С. 222-225.
  7. Жолобова, С.В. Развитие эмоциональной сферы у дошкольников [Текст] /С.В.  Жолобова// В книге: Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. – 2018. – С. 300-302.
  8. Забелина, И.М. Особенности эмоциональной сферы дошкольника [Текст] / И.М. Забелина, Н.В. Шаманин // В сборнике: Психология учебной и профессиональной деятельности. – 2018. – С. 152-155.
  9. Костыгова, И.Н. Психолого-педагогические технологии развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] /И.Н. Костыгова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2019. – С. 43-48.
  10. Шкрябко, И.П. Характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольников [Текст] / И.П. Шкрябко, В.В. Коноваленко, Л.С. Аванесова // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2019. – С. 169-171.