КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ DSG

DSG TRANSMISSION

DSG – аббревиатура Dual Shift Gearbox (англ.)[1]. Переводится как двойная коробка переключения передач (КПП). Еще и иногда называют преселективной КПП.

         Это роботизированная КПП с двумя механизмами сцепления, позволяющими улучшить динамику разгона автомобиля за счет экономии времени на переключение передач.

         DSG не принято считать ни механической коробкой переключения передач (МКПП), ни автоматической коробкой переключения передач (АКПП), несмотря на то, что это некий симбиоз этих устройств. Ее относят к роботизированным КПП – потому что это всем известная МКПП, в которой за переключение передач отвечает компьютер.

         В МКПП при переключении передач водитель выполняет следующие действия:

  1. Нажатие на педаль сцепления. Диск сцепления отходит от маховика, передача крутящего момента прекращена.
  2. Выключение текущей передачи.
  3. Включение выбранной передачи.
  4. Отжатие педали сцепления. Диск сцепления зацепляется с маховиком, крутящий момент от двигателя передается.

Каждое действие занимает определённое количество времени. К тому же в момент, когда сцепление выжато, не передается крутящий момент от двигателя на колеса – теряется динамика.

В DSG динамика находится на хорошем уровне, потому что конструкторские особенности позволяют переключать передачи (включать сцепление) максимально быстро.

 К тому же водителю не требуется выполнять никаких действий, кроме случаев, когда выбран ручной режим. В таком случае передвигается рычаг, и передача включается.

В теории, это надежность и преимущества МКПП вкупе с комфортом АКПП.

Конструкция.

Все дело в механизме двойного сцепления. Одно сцепление выводится на вал с 1,3,5 передачами, а второе – на вал с 2,4,6 передачами [2].

         Получается, конструкцией предусмотрено два сцепления, два первичных вала, два вторичных вала и один выходной вал.

Принцип работы DSG сводиться к обеспечению последовательного включения передач (ввод шестерен разных размеров в зацепление) на двух, параллельно крутящихся валах.

         Двигатель, создавая крутящий момент, передает его на маховик, который в свою очередь вращается корпус. Внутри корпуса и находятся два сцепления, которые и зажимаются по очереди (либо не зажимаются – нейтральное положение). Зажимаются по-разному, в зависимости от вида DSG. Приводы зажима сцепления управляются гидравликой.

         Муфты синхронизаторов перемещают шестерни вторичного вала, вводя их в зацепление с жесткозакрепленными шестернями первичного вала. Вилки же приводятся в действие гидравлическими цилиндрами [3].

Во время разгона (или замедления), при работе одного сцепления и конкретной передачи, компьютер уже посылает сигнал о подготовке следующей передачи. И автоматическим способом происходит выключение одного диска сцепления и мгновенное переключение на другой диск сцепления с заранее подготовленной передачей. Таким образом передача крутящего момента происходит практически бесперебойно.

Управлять процессом зажима сцепления, предсказанием следующей передачи призван компьютер – “Мехатроник”.

Мехатроник – совокупность электрических систем, считывающих сигналы датчиков (частота вращения валов, давление и температура масла, положение элементов КПП), и электрогидравлических систем, создающих алгоритм и осуществляющих непосредственное управление.

Виды.

  • DSG Появилось в 2003 году. Это шестиступенчатая КПП, использующая “мокрое” сцепление – сцепление, работающее в масляной ванне (тот же принцип, что и в АКПП). Масло призвано охлаждать сцепление, и смазывать его, что позволяет продлить ресурс. Обеспечивает крутящий момент до 350 Н*м. Количество масла в картере – 5,5 литров. Используют преимущественно на более мощных двигателях (от 140 л.с).

Считается наиболее предпочтительным вариантом (ввиду надежности).

Преимущества:

  • Надежность.

Недостатки:

  • Потеря мощности за счет наличия масла (масло снижает коэффициент сцепления).

Устанавливается на Volkswagen Golf GTI, Sharan, Touran, Skoda Octavia, Passat, Audi A3.

  • DSG 7. Появилась в 2006 году. Это семиступенчатая КПП, использующая “сухое сцепление”. Крутящий момент не превышает 250 Н*м. Количество масла в картере – 1,7 литров.

Устанавливается на менее мощные автомобили.

Преимущества:

  • Маленькая масса (70 кг).
  • Большая топливная экономичность.
  • Малое количество используемого масла.

Недостатки:

  • Ненадежность. Сухое сцепление подвержено ускоренному износу (из-за некорректных алгоритмов работы Мехатроника).

Устанавливается на Volkswagen Beetle, Golf, Jetta, Passat, Polo, Scirocco, Skoda Fabia, Octavia, Rapid, Superb, Yeti, Seat Ibiza, Leon, Toledo.

  • S-Tronic. Это семиступенчатая КПП, использующая “сухое” сцепление. Обеспечивает крутящий момент до 600 Н*м. Количество масла в картере – 6 литров.

Устанавливается на Audi Q3, RS3, TT RS, Volkswagen Tiguan, Skoda Kodiaq.

(Имеется и модификация S-Tronic с “мокрым” сцеплением).

Преимущества.

Если сравнивать DSG с механическими или автоматическими КПП, то можно выделить следующие преимущества:

  • Комфорт управления.
  • Постоянность передачи мощности двигателя – при переключении передач прерывания практически не происходит. Как следствие – лучшая динамика разгона.
  • Экономичность, более эффективное использование топлива (до 10%).
  • Возможность выбора ручного и автоматического режима.

DSG стала очень популярной, и с момента ее появления (2003 год) их было выпущено более миллиона.

Недостатки.

Если сравнивать DSG с механическими или автоматическими КПП, то можно выделить следующие недостатки:

  • Стоимость на автомобили увеличивается.
  • Сложная конструкция трансмиссии, следовательно, низкая ремонтопригодность. Высокие цены на запчасти и на ремонтные работы.
  • Выход из строя блока Мехатроник (перепады температур)(в DSG 6 он находится в масле). Мехатроник не поддается ремонту – только замена на новый.
  • Дорогая замена масла в DSG
  • Толчки при переключении передач в DSG
  • Очень небольшой ресурс DSG 7.

Вывод.

Коробки переключения передач – относительно тупиковая ветвь развития [4]. Да, со временем будут совершенствоваться конструкции, возможно, будут предлагаться принципиально новые решения. И DSG, в теории, должна была стать идеальным вариантом, сочетающим комфорт, надежность, экономичность и экологичность (экологичность в наше время является очень важным критерием). Но на практике оказалось, что и у этой конструкции есть слабые места. А возможно, эти слабые места изначально были заложены, ведь маркетинговая составляющая тоже присутствует. Производители не заинтересованы во вторичном рынке – их идеал состоит в том, чтобы после поломки автомобиля покупатели сдавали его в trade-in, и покупали новый.

Список литературы/ References

  1. Что такое DSG [электронный ресурс] URL: https://vw-korsgroup.ru/vw-world/technologies/dsg/
  2. Коробка переключения передач с двойным сцеплением [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87_%D1%81_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC
  3. Коробки передач DSG 6 и 7 – их устройство, ресурс и принцип работы на моделях марки Skoda [электронный ресурс] URL: https://www.drive2.ru/l/5119423/
  4. Коробка передач DSG – плюсы и минусы [электронный ресурс] URL: http://www.bibika.ru/info/content_341