СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ В УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖКХ

MODERN ASPECTS OF CONSTRUCTING A COST ACCOUNTING SYSTEM IN MANAGEMENT ORGANIZATIONS OF HOUSING AND SERVICES

Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве – это организация, создаваемая для управления многоквартирным домом или несколькими домами. Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, определены приказом Госстроя России от 09.12.1999 г. № 139.

Бухучет в управляющих организациях осуществляется в соответствии с применяемым предприятием налоговым режимом. Управляющие организации могут работать по общеустановленной или упрощенной системе налогообложения. Выбор системы зависит от нескольких параметров: доходность, количество персонала и возможности оптимизации затрат. Управляющая компания ЖКХ, бухгалтерский учет которой осуществляется в порядке УСН, должна иметь годовой доход, не превышающий 60 миллионов рублей и штат с не более чем 100 сотрудниками [7].

Однако крупные управляющие организации ЖКХ должны быть на ОСНО. Прибыль управляющих фактически составляет только их вознаграждение за услуги по управлению домами. Организационные и методологические недостатки, устранение которых позволит оптимизировать систему управления затратами бухгалтерского учета [6].

Согласно положениям, ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Именно к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, о размере взноса на капитальный ремонт [1].

Функции управляющей организации в сфере ЖКХ:

  1. Выступает муниципальным заказчиком в сфере жилищно-коммунального хозяйства в порядке, установленном действующим законодательством.
  2. Осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание управляющей организации в сфере ЖКХ и реализацию возложенных на него функций.
  3. Координирует и контролирует деятельность управляющих и обслуживающих жилищный фонд организаций, товариществ собственников жилья, организаций жилищно-коммунального комплекса.
  4. Создает условия для повышения эффективности и прозрачности деятельности управляющих организаций.
  5. Организует и проводит семинары и «круглые столы» по вопросам управления многоквартирными домами.

Основными проблемными вопросами в сфере ЖКХ управляющей компании являются: ненадлежащая реализация Госпрограммы, снижение объемов производства и выручки от реализации услуг, рост затрат, большое количество нерентабельных и низкорентабельных организаций ЖКХ.

На фоне сложившейся кризисной ситуации финансово-хозяйственная деятельность управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства должна быть направлена на достижение рентабельности функционирования управляющей организации при качественном предоставлении услуг и обеспечение контроля расходования ресурсов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг потребителям [3].

Благодаря управлению затратами в сфере ЖКХ в управляющей организации можно отслеживать доходы и расходы коммунального предприятия в разрезе домов, тарифных и не тарифных статей – учет зданий и сооружений, ведение аналитики по составляющим тарифа, взаиморасчеты по домам и услугам, учет доходов и расходов по домам и составляющим тарифа, расчет заработной платы и ее отражение в подомовом учете, различная отчётность для анализа доходов и затрат в разрезе составляющих тарифа, учет нормативных заданий. Стоит отметить, что управляющие компании в сфере ЖКХ модернизировались, Российское законодательство готово ужесточать регулирование [2]. Так, с 2020 года умные счетчики на электричество станут обязательным требованием для всех новостроек, так же утвержден закон, по которому и в старых домах вышедшие из строя счетчики будут заменять на умные приборы учета. Существенное влияние на сложившееся положение дел оказали: непринятие местными органами власти достаточных мер по реализации государственной политики в сфере ЖКХ, анализу состояния дел в этой отрасли, управлению деятельностью подведомственных организаций ЖКХ.

Сводная таблица системы учета затрат в управляющих организациях ЖКХ, приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Сводная таблица системы учета затрат в управляющих организациях ЖКХ

 

 

Наименование затрат

Общая площадь помещений в управляемых многоквартирных домах, тыс. кв. м.

300

500

750

1100

2000

3350

Фонд оплату труда работников управляющей организации и затрат на страховые взносы, тыс. руб. в месяц.

512,62

585,04

946,63

1282,69

2088,81

2704,28

Затрат на  содержание  административных помещений, тыс. руб. в месяц.

77,28

80,64

104,58

144,90

 183,96

214,62

Сумма затрат на оплату коммунальных платежей административных помещений, тыс. руб. в месяц

14,29

14,86

 18,08

24,31

28,25

35,05

Итого базовые расходы, связанные с выполнением управляющими организациями функций по управлению многоквартирным домом.

754920

907,87

1305470

1748540

2728600

3492320

Источник: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2016-2019 годы от 09 сентября 2016 г.

Управлением за 2019 год проведены внеплановые проверки в отношении ряда управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства по включению в платежный документ строки «прочие расходы».

Таким образом, можно сказать, что в ходе проведения исследований управляющими организациями предоставляются пакет документов собственников квартир, в соответствии с которым собственники приняли решение о проведении работ и внесении дополнительных денежных средств.

Домохозяйства – основные экономические субъекты, «создающие» человеческий капитал на индивидуальном уровне, прежде всего, через функцию потребления [5].

Для качественной оценки взаимовлияния жилищных условий домохозяйств и развития человеческого капитала необходим комплексный подход к оценке проблем в отношении сложившихся условий воспроизводства человеческого капитала регионов [4].

Кроме того, наличие значительных сумм просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей, значительный удельный вес убыточных (неприбыльных) организаций, недостаточный уровень заработной платы, некачественное оказание жилищно-коммунальных услуг, неэффективное расходование денежных средств, многочисленные нарушения законодательства и иные. Каждая управляющая организация самостоятельно организует свою бухгалтерию на основе общих правил и с учетом «жилищной» специфики.

Необходимость обеспечения большей прозрачности движения коммунальных ресурсов возлагает ответственность на управляющие организации. Существует множество исследований, направленных на улучшение учета в экономических субъектах отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Хотя специфика управления затратами в управляющих организациях в сфере ЖКХ, раскрыта не полностью. Основные направления совершенствования аналитической системы учета и с точки зрения формирования затрат в организациях, предоставляющих услуги по управлению многоквартирными домами определены системы учета затрат в управляющих организациях ЖКХ.

 

Список использованной литературы

  1. Бессонова О.Э., Жилищная модернизация России. Учебное пособие. – М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2017 – 340 с.
  2. Высокинский, Д.Г., Механизм совершенствования деятельности управляющей компании / Д.Г. Высокинский / Управление многоквартирным домом, 2016. – № 11. – С 10-43.
  3. Говдя, В.В., Основные принципы построения системы учета затрат в управляющих организациях ЖКХ// Научный журнал КубГАУ. – 2014. – №106 (02). – С. 1–13.
  4. Ишмухаметов, Н.С., Взаимосвязь жилищных условий хозяйств и развития человеческого капитала на уровне региона // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2015. – № 1 (11). – С. 76–79.
  5. Ишмухаметов, Н.С., Роль образовательных учреждений и общественных структур в процессе формирования структуры ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2014. – № 1 (7). – С. 180–184.
  6. Савин, К. Н.,Муниципальное жилье в России / К.Н. Савин / Учебное пособие: М.: Перспектива, 2018 – 247с.
  7. Шомина,С.Ф., Трансформация Российской системы учета в сфере жилищно – коммунального хозяйства / С.Ф. Шомина / Учебное пособие: 2015. С 9-86.