ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПАНИЯХ

INNOVATIVE MANAGEMENT IN RUSSIAN PRODUCTION COMPANIES

Введение. В наше время возникает необходимость эффективного управления инновациями, благодаря чему формируется новое научное направление в системе менеджмента - инновационный менеджмент (далее ИМ). ИМ - относительно новая концепция для российского научного общества и бизнес-сообщества. В современном мире устаревшие формы и методы управления заменяются «инновационными». Целью ИМ является определение основных направлений научно-исследовательской и производственной деятельности компании в процессе разработки и внедрения новых продуктов, модернизации. На современном этапе экономической науки растущее внимание российских экономистов к проблемам ИМ объясняется усложнением структуры экономики и ускорением научно-технического прогресса [1].

Эволюция инноваций

Российский экономист Кондратьев Н.Д. в 1925 г. опубликовал теорию волновых колебаний в общественном производстве, прокладывая тем самым путь для ИМ. Исследовав обширную статистику по чередованию циклов смены этапов промышленного производства, он определил существование крупных экономических циклов.

Дж. Шумпетер, работавший в Гарвардском университете в США, развил волновую теорию Кондратьева. Он открыл в теории волн возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве посредством инновационного увеличения капитала с помощью технических, организационных, экономических и управленческих инноваций. Три типа циклов определены Дж. Шумпетером в его работе «Деловые циклы» (1939). Первый цикл связан с промышленной революцией, которая стала следствием развития промышленности. Второй цикл, продолжавшийся до 90-х годов 19 века, связан с появлением железных дорог и машиностроения.  Третий цикл непосредственно связан с использованием электроэнергии, развитием химической промышленности и изобретением двигателя внутреннего сгорания.

Методология решения

Новация — это некое новшество, которое раньше не применялось: изобретение или открытие, способное удовлетворять общественные потребности. Йозев Шумпетер, австрийский и американский экономист, оценивает инновации в качестве новой комбинации различных факторов производства с точки зрения науки и организации. Он разработал теорию предпринимательства в соответствии с технологическими инновациями в своей «Теории экономического развития» (1912).

Шумпетер интерпретирует прибыль и доход предпринимателя как результат динамических изменений в экономике благодаря инновационной деятельности. Человек может быть предпринимателем только до тех пор, пока он не начнет инновационную деятельность и не потеряет этот статус после создания бизнеса, выполняя его как рутинный процесс без каких-либо дальнейших управленческих, технологических и других улучшений.

Изменения являются своеобразной базой, в то время как их функции можно приравнять с базисной функцией инновационной деятельности. Йозеф выделил некоторые характерные изменения, а именно: новое оборудование, новые технологические процессы или применение нового способа маркетинга продукции (купли-продажи), кроме того появление нового сырья, изменения в управлении производством и его логистикой и формирование новых рынков сбыта.

Основываясь на рыночной концепции, инновациями называют экономические необходимости, которые реализуют с помощью потребностей рынка. Важно отметить возможность воплощения инноваций в новые и современные средства и инструменты труда, а также более совершенные технологии управления производством и инструменты, превращающие инновации в источник дохода [2]. Инновации являются эффективным инструментом конкуренции в рыночной экономике за счет своей способности способствовать возникновению новых требований, притоку инвестиций, повышению репутации нового производителя товаров, открытию и захвату новых рынков, включая экспортные.

ИМ включает в себя научно-техническую, управленческую, финансовую и маркетинговую деятельность. Новинки, инновации и инвестиции являются основными компонентами ИМ. Новинки формируют рынок новаций, основным продуктом которого является интеллектуальная собственность [4].

Создание новинок и их превращение в инновации требуют материальных, временных, финансовых и других видов инвестиций.  Объем инвестиций в инновации, время окупаемости, прибыльность будущих инноваций и риск неудачи являются основными критериями для оценки перспективности инновационных изменений.

Результаты оценки темпов роста инновационной деятельности (табл. 1) позволили определить самые слабые показатели инновационного развития российских компаний.

Таблица 1.Темпы роста инновационной деятельности в России, за 2018 год (в %).

Индикатор

Средние показатели, 2011-2018

Компании, внедрившие соотношение экологических инноваций в отчетном году, в общем количестве проверенных компаний

-14.75

Количество компаний, принявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем количестве проверенных компаний

-5.67

Число компаний, принявших управленческие инновации в отчетном году, в общем количестве проверенных компаний

-4.51

Соотношение инвестиций в технологические инновации в общем объеме поставленных товаров, выполненных работ и услуг

-1.42

Число компаний, внедривших соотношение технологических инноваций в отчетном году, в общем количестве проверенных компаний

-0.49

Источник: составлено автором на основе данных [3]

Российские компании стремятся меньше развивать экологические, маркетинговые инновации и технологические инновации. ИМ может уменьшить положительные изменения в технологии нелинейности; качество (Quality of Innovation Management, QIM) которого рассчитывается по следующей формуле:

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3893-3.PNG

Ip - Инновационный потенциал; Ic - Инновационный климат;

Ip - уровень приверженности проекту или реализации программы стратегических инновационных изменений, он определяется эффективностью экономических, финансовых, управленческих и кадровых ресурсов.  Основными факторами Ip являются:

- способность новой продукции к интеграции с продуктами и технологическими процессами соответствующей отрасли;

- процент созданной инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции;

- количество лицензионных соглашений;

- показатель инновационного отставания;

- виды стимулирования инновационной деятельности в компании,

- трансформационные факторы;

- трансакционные факторы;

- сохранение кадрового потенциала.

Ic является частью общей командной культуры компании, способствуя усилиям сотрудников в генерации и реализации новых идей.  Для создания благоприятного Ic необходимо создать атмосферу уверенности, благоприятно влияющую на развитие творческого потенциала команды, помочь персоналу в возможности обсуждения и выдвижения новых идей, поощрять работников за их творческие усилия, а также использовать управленческие и психологические инструменты, способствующие формировать новые задумки.

Таблица 2. QIM

Показатели

Базовая доля

Доля в России

Ip

1.0

0.7

Научно-технический потенциал

0.3

0.3

Показатели коммерциализации

0.3

0.1

Продолжительность выполняемых работ

0.2

0.1

Инновационность системы управления

0.2

0.2

Ic

 

0.7

Социальная, географическая и коммуникационная сферы (социальная напряженность, доступ к сырью, топливу, энергии другим ресурсам)

0.3

0.2

Научно-техническая

0.3

0.2

Экономическая и финансовая сфера

0.2

0.1

Политико-правовая сфера

0.2

0.2

QIM

1.0

0.49

Результаты оценки QIM позволили выявить его низкий уровень. Факторами, негативно влияющими на инновационное развитие российских компаний, являются: коммерциализация; продолжительность выполняемых работ; социальная, географическая, коммуникативная, технологическая, научно-техническая, экономическая и финансовая сферы [5].

Рассмотрим основные пути, позволяющие повысить скорость QIM и улучшить отставание факторов инновационной деятельности российских компаний (см. рис 1):

Рисунок 1. Основные пути, позволяющие повысить скорость QIM

Основной целью всех методов является ускорение продажи инноваций с максимальной прибылью и эффективностью в течение текущего периода времени и в будущем.

Заключение.

Необходимость использования ИМ в российских компаниях связана с новыми требованиями к компаниям, содержанием их управленческой деятельности и методами повышения конкурентоспособности на рынках сбыта. ИМ в российских компаниях должна представлять собой систему согласованных мер по повышению QIM по всем оптимальным сочетаниям факторов. Инновационная деятельность, осуществляемая более совершенным способом, обеспечивающая увеличение QIM, является показателем высокого уровня производственных возможностей и инновационного развития компании [7].

Процесс внедрения ИМ в российских компаниях включает в себя следующие этапы: определение цели управления инновациями;  выбор стратегии управления инновациями; определение способов управления инновациями;  разработка программы по управлению инновациями, организация работ по ее реализации;  контроль выполнения запланированной программы;  анализ и оценка эффективности способов управления;  коррекция инновационных путей управления. ИМ в российских компаниях должен быть заложен в бюджет на создание и реализацию инноваций. Инновационный процесс является основой, и от него будет зависеть эффективность IM и QIM.

Библиографический список

  1. Borkova E., Plotnikov V., Vatlina L., Kochkin T. Economic Differentiation of Territories (Case of the North-Western Macro Region of Russia) // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA) "Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020", 10-11 April 2019, Granada, Spain, 2019. P. 6472-6480.
  2. Боркова Е.А. Политика устойчивого развития и управление "зеленым" ростом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. № 1 (121). С. 16-22.
  3. Боркова Е.А., Малинина А.Д. Инновационная система для экономики постсоветской России // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 54-56. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-3 (58). С. 167-170
  4. Дородных Е.Е., Плотников В.А. Особенности организации подготовки промышленного производства в условиях цифровизации // В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологииматериалы XIХ Международной научной конференции. отв. ред. Л. А. Исмагилова. 2019. С. 63-66.
  5. Кочкин Т.Н. Дифференциация регионов северо-западного федерального округа по инвестиционным и инновационным рейтингам // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 4 (38). С. 276-278.
  6. Никитина А.Е., Боркова Е.А. Анализ площадок для инвестирования в РФ // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 15 (33). С. 738-740.
  7. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С. 38-49.