АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В данной статье «Стратегия» анализируется, как один из документов единой системы стратегического планирования Красноярского края, который служит концептуальной основой этой системы и основой управленческих политик органов власти, то есть комплекс долгосрочных целей, обусловленных объективными потребностями регионального развития, а также приоритетными направлениями развития региона и механизмами, обеспечивающие достижение этих целей.

Стратегия в данном контексте является документом "общественного согласия" власти, бизнеса и населения края. Она адресована населению региона, ради которого провозглашаются цели и ведется работа по их достижению.

При этом достижение целей Стратегии, заданных ею целевых ориентиров зависит от многих факторов, включая возможные изменения федерального законодательства и внешних по отношению к краю политических и макроэкономических условий, изменение планов и программ субъектов негосударственного сектора экономики, в том числе корректировку сроков их выполнения, отсутствие необходимых финансовых ресурсов.

Анализируя стратегию социально – экономического развития Красноярского края до 2030 года, которая была разработана во исполнение Распоряжения Губернатора Красноярского края от 13.02.2015 № 44-рг в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и законом Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4112 «О стратегическом планировании в Красноярском крае и отследить приоритетные задачи развития социальной сферы в ходе реализации Стратегии, а именно:

  • усилить межведомственное взаимодействие отраслей социальной сферы с целью оказания комплексных межведомственных услуг и оптимизации затрат на их предоставление;
  • изменить систему финансирования социальной сферы на базе развития государственно-частного партнерства по двум направлениям:
    увеличение объемов и доли внебюджетных источников, а так же привлечение организаций всех форм собственности к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг населению;
  • развить технологические и материально-технические отрасли, расширить использование нестационарных и интенсивных технологий предоставления социальных услуг населению;
  • обеспечить квалифицированными кадрами, соответствующими задачам технологического развития социальной сферы и повышения качества предоставляемых услуг;
  • расширить открытый диалог с гражданским обществом с целью повышения качества социальных услуг и удовлетворенности ими населения.

В Стратегии развития нашего  края понятие финансовый механизм рассматривается в как  совокупность  финансовых инструментов, при помощи которых происходит передвижение денежных средств, где эффективно работает  система их распределения, образования накоплений и доходов.

 Финансовый механизм применяется для влияния на социальную сферу и экономику, проведения одной финансовой политики на местном, федеральном, региональном уровнях и на уровне хозяйствующих субъектов.

Воздействие финансового механизма на социальную сферу и экономику проводится, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность его различных частей на решение некоторых задач и достижение реального эффекта, с другой — через финансовые ресурсы, которые формируются в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и инвестируемые (направляемые) в удовлетворение потребностей общества (государства, его хозяйствующих субъектов, территориальных структур, граждан).

Формирование механизма реализации опирается на систему принципов. К числу основных — относятся:

  • интеграции финансовых ресурсов, баланса интересов,
  • ответственности, использования эффективных методов управления,
  • целевого использования ресурсов, удовлетворения потребностей целевых групп.

Что же это за целевая группа/аудитория чьи потребности нужно удовлетворить?

Целевая аудитория, относящаяся к социальной сфере – это дети и молодежь, особый акцент на возрастной период 4 -  18 лет.

 Согласно стратегии государственной молодежной политики РФ, под молодежью понимаются граждане от 14-30 лет, в том числе молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также молодые семьи, которые рассматриваются с точки зрения разных ведомств.

Самым важным остается вопрос финансирования. Так, например, в рамках реализации Стратегии в отношении молодежи необходимо формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций, что предполагает:

  • уточнение государственных образовательных и профессиональных стандартов по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику;
  • пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики;
  • совершенствование системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в рамках проведения единой государственной политики в области образования на базе действующей сети образовательных учреждений.

Важно обратить внимание, что мероприятия по реализации Стратегии будут осуществляться из следующих основных источников:

федеральный бюджет;

бюджет субъекта РФ;

внебюджетные средства.

Для справки исходя из решения Красноярского городского Совета депутатов от 28.05.2019 № В-38 «Об исполнении бюджета города за 2018 год» и согласно статей 28 и 77 Устава города Красноярска Красноярский городской Совет депутатов, утвержденный  отчет об исполнении бюджета города за 2018 год по доходам в сумме 34 657 124,50 тыс. рублей, по расходам в сумме 34 286 233,84 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 370 890,66 тыс. рублей.

Анализируя представленный опыт, можно сделать вывод о том, что  в настоящий момент создание межведомственных комплексов, это ресурс и возможность для целевой аудитории, финансирование комплексного обеспечения возможно только исходя их действующего законодательства,  только через  межведомственные программы, которые включают в себя различные источники финансирования. В планах реализации стратегии.

В отношении молодежи, финансирование мероприятий планируется осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной молодежной политики федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий субъектам Российской Федерации и организациям любых организационно-правовых форм.

 Так же в настоящий момент, одним из ресурсов, позволяющим реализовывать межведомственные мероприятия, является проектная деятельность. Для бюджетных организаций в настоящее время есть несколько фондов, которые организуют грантовые конкурсы, остальные конкурсы для НКО, что влечет за собой поиск партнеров для достижения поставленных целей и задач МУ,  а в дальнейшем и передачу услуг СОНКО.

 Таким образом, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Основам государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, в котором  государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны.

На поддержку муниципальных молодежных центров с 2007 по 2013 год в краевом бюджете были предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края в размере 240834,8 тыс. рублей. Таким образом, согласно данной Стратегии свою деятельность муниципальные учреждения по работе с молодежью модернизируют, формируя  координационные центры муниципальной молодежной политики, включающие в свои процессы все субъекты, работающие с молодежью: государственные учреждения, институты гражданского общества, общественные объединения и молодежные организации.

В 2013 году 707 молодежных команд в муниципальных образованиях Красноярского края задействованы в реализации социальных, предпринимательских, инновационных проектов, с вовлеченной в проекты молодежью общим количеством 153752 человека, что составляло 20,5% от общего количества молодежи Красноярского края, в том числе финансовая составляющая проектов идет на содержание и развитие той или иной деятельности, отражающей интересы целевой аудитории.

Таким образом, для достижения поставленных целей и направлений Стратегии, особенно в рамках создания межведомственных организаций,  необходимо учитывать финансовые риски, которые могут отрицательно сказаться на ее реализации, в том числе в рамках программы отсутствует возможность управления этими рисками, возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.  Важнейшими условиями успешной реализации программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей программы.

Список литературы

  1. М.А. Николаев «Инвестиционная стратегия»
  2. А.В. Полянский УДК 338.262 (985) Методологические аспекты стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия российской арктической зоны
  3. Никулина В.А. Анализ подходов к пониманию понятий стратегия и стратегия развития
  4. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года
  5. https://biznes-prost.ru/mexanizm-finansovyj.html.
  6. УДК 332.145 М. Ю. Махотаева, О. А. Фихтнер, О. В. Григорьева Механизм реализации стратегии инновационного развития
  7. Стратегия развития молодежи российской федерации на период до 2025 года
  8. Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
  9. Отчет об исполнении бюджета http://budget.admkrsk.ru/real/Pages/Otchet_ispolnenie.aspx
  10. Об утверждении государственной программы Красноярского края "Молодежь Красноярского края в XXI веке"
  11. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года