МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ 15 – 16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Актуальность: Радикальные, социально– экономические преобразования в современной России, привели к существенному снижению уровня жизни людей. Новое молодое поколение, по своему состоянию здоровья, физическому развитию, значительно уступает своим сверстникам, жившим несколько десятилетий назад. Поэтому тщательный контроль за физическим и функциональным состоянием здоровья юных тяжелоатлетов, подбор эффективной методики развития, является важнейшим требованием в работе тренера [2]. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно – силовые, двигательно – координационные способности, общую и специфическую выносливость [9].

Сила – это способность человека, преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) [11]. Упражнения со штангой и тяжестями, являются эффективным средством развития силовых качеств и привлекают большое количество молодежи. Они позволяют быстро увеличивать силу, равномерно развивать все мышечные группы, исправлять отдельные недостатки телосложения, способствуют укреплению здоровья [7].  Высокий рост спортивных достижений и рекордов, предъявляет невиданный рост физических возможностей человека. Одним из важнейших физических качеств в тяжелой атлетике является – сила, поэтому ее развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания [10]. Силовая подготовка, имеет важное значение, для успешной спортивной тренировки. Высоких спортивных результатов в тяжелой атлетике можно добиться только при высоком уровне развития силовой и функциональной подготовленности [5]. По мнению А.С.Медведева (2009) упражнения с тяжестями, являются эффективным средством развития силовых качеств. Поднятие тяжестей в качестве соревновательной деятельности стало основным занятием в таком виде спорта как тяжелая атлетика. Тяжелая атлетика – это вид спорта, в котором спортсмены тренируются в классическом двоеборье. Соревнования по тяжелой атлетике включают в себя два упражнения: рывок и толчок [4].

Силовая подготовка является решающим фактором в соревновательных поединках. Методика тренировки должна планироваться в связи с требованиями соревновательной деятельности и тенденции развития вида спорта [6].

Старший школьный возраст – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Как считает Л.И. Божович (2009) для подростка типична готовность к физическим и умственным нагрузкам, появляется стремление выразить свою индивидуальность, стремление к выработке своего мировоззрения.

Актуальность темы обусловлена тем, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития силовых способностей. Именно поэтому, особое место в развитии двигательных возможностей юных тяжелоатлетов занимают силовые качества, высокий уровень которых играет большую роль при достижении высоких результатов в тяжелой атлетике. Исходя из необходимости разрешения сложившихся противоречий, мы сформулировали нашу проблему в следующем виде: какие методические основания и технологические решения могут обеспечить рост силовых качеств тяжелоатлетов 15-16 лет в учебно-тренировочном процессе. Рассмотрев актуальность темы, мы выдвигаем гипотезу, определяем объект и предмет исследования, ставим перед собой цели и задачи.

 Объект исследования – учебно-тренировочный процесс, в спортивной школе у тяжелоатлетов 15-16 лет.

 Предмет исследования – средства и методика развития силовых способностей.

 Цель исследования – определить эффективность различных методов развития силовых качеств у юношей тяжелоатлетов в подготовительном периоде.

 Задачи:

  1. Изучить литературные источники по теме исследования.
  2. Определить динамику развития силовых качеств у тяжелоатлетов 15-16 лет.
  3. Сравнить методики развития силовых качеств у тяжелоатлетов 15-16 лет в подготовительном периоде.

 Гипотеза исследования – предполагается, что внесение в тренировочный процесс различных средств и методов, наиболее эффективно развивают силовые качества у юношей тяжелоатлетов в подготовительном периоде.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Было проведено наблюдение за группой юных тяжелоатлетов. У юных тяжелоатлетов заканчивается этап начальной спортивной специализации, и начинается переход к этапу углубленной специализации в тяжелой атлетике. Учебно-тренировочные занятия проводятся в специализированном тренажерном и тяжелоатлетическом зале. В тренировочном процессе существует важное требование к соразмерности развития силовых качеств, оптимальному соотношению на каждом этапе многолетней тренировки [3].

В процессе исследования изучалась научно – методическая литература, раскрывающая особенности развития силовых способностей у тяжелоатлетов 15 – 16 лет на учебно-тренировочных занятиях. Анализируя литературные источники, мы осуществили постановку задач, подобрали средства и методы, разработали организацию исследования. Полученные в ходе этого данные, помогли подобрать необходимую методику, а также рационально спланировать учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде. Анализ литературных источников показал, что в юношеском возрасте появляются благоприятные возможности для развития силовых качеств.

В литературе представлены данные, свидетельствующие, что юные тяжелоатлеты могут добиться значительного прироста силовых показателей при рациональной организации нагрузок силовой направленности. Между тем, по вопросам, связанным с эффективностью и безопасностью применения силовых упражнений в юношеском возрасте, существует большое разнообразие мнений, а проблема силовой подготовки, далека от окончательного решения.                                                  

В начале исследования было проведено педагогическое наблюдение с целью получения сведений об учебно-тренировочном процессе, сбор первичной информации. Объектами педагогических наблюдений являются средства физического воспитания, тренировочные методы, характер и величина физической нагрузки у тяжелоатлетов 15 – 16 лет на учебно-тренировочных занятиях, в подготовительный период.

На первых учебно-тренировочных занятиях, с группой юных тяжелоатлетов было проведено тестирование, с целью выявления уровня силовых способностей. После этого, группа приступила к тренировочным занятиям по программе подготовительного периода. По окончанию мезоцикла было проведено повторное тестирование, используя те же, что в начале эксперимента тесты. Результаты начального и конечного тестирования фиксировались в протоколах и далее подвергались математическому анализу.

Для определения силовых качеств, мы использовали следующие тесты:

  1. Жим штанги из положения, лежа.
  2. Приседания со штангой на плечах.
  3. Тяга становая со штангой.

Педагогический эксперимент заключается в том, что в тренировочный процесс за период эксперимента включаем различные методы развития силовых качеств по принципу постепенной нагрузки, в рамках мезоцикла в подготовительном периоде.

К методам развития силовых качеств относится:

  1. Метод «круговой» тренировки
  2. Метод повторных усилий
  3. Метод изометрических усилий
  4. Метод максимальных усилий

Рассмотрим тренировочный процесс у тяжелоатлетов 15 – 16 лет в подготовительном периоде по методу максимальных усилий, в рамках мезоцикла. Метод максимальных усилий предусматривает два занятия в неделю. Обеспечивает концентрацию нервно – мышечных усилий, значительное развитие абсолютной силы, мобилизация способностей организма. Этот метод выражается в умении развивать кратковременные концентрированные усилия большой мощности. Учебно-тренировочный процесс, включает в себя: подготовительная часть – 20 минут, основная часть – 120 минут, заключительная часть – 10 минут. В подготовительной части тренировочного занятия выполняется тщательная и глубокая разминка. Применяются разогревающие мази и гели для суставов и мышц. С палкой выполняется имитация основных упражнений. В подготовительной части выполняются наклоны через козла, прыжки, упражнения на растяжку. В основной части тренировочного занятия упражнения выполняются с весом 95 – 100% от максимального веса, с дозировкой 1 – 3 повторения в 2 – 4 сериях, с интервалами отдыха 2 – 5 минут или произвольным. Основные упражнения: - рывок классический, с дозировкой 1 – 2 повторения. – подъем штанги на грудь, с дозировкой 1 – 2 повторения. – тяга толчковая с плинтов, с дозировкой 3 – 4 повторения. – жим штаги из положения лежа, с дозировкой 1 – 3 повторения. – приседания со штангой на плечах, с дозировкой 2 – 3 повторения. В заключительной части тренировочного занятия выполняются прыжки в глубину для снятия напряжения в мышцах, висы на турнике, восстановительный массаж, водные процедуры.

Эффективность педагогических воздействий, различных методических приемов, оценивалось на основании динамики уровня развития силовых качеств, юношей тяжелоатлетов. Результаты тестирования физической подготовленности в начале и в конце мезоцикла, показали положительную динамику в развитии силовых качеств.  Динамика развития силовых качеств у тяжелоатлетов 15 -16лет в подготовительном периоде.

Таблица 1 - Сводные показатели силовых качеств юношей тяжелоатлетов, в подготовительном периоде.

Показатели

Ед. Изм.

Метод круговой тренировки

Метод повторных усилий

Метод максимальных усилий

Метод изометрических усилий

Жим лежа

кг

0,9

7

10

5,8

Приседания со штангой

кг

1,3

8,7

15,5

7

Тяга становая

кг

2,2

7,8

14,3

5

Итого

кг

4,4

23,5

39,8

17,8

За период эксперимента, прирост результата по методу круговой тренировки составил 4,4кг; по методу повторных усилий на 23,5кг; по методу максимальных усилий показатель вырос на 39, 8кг; по методу изометрических усилий на 17,8кг.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3885-1.PNG

Рисунок 1 - Итоговые показатели силовых качеств по тестам, у юношей тяжелоатлетов 15- 16лет в подготовительном периоде.

Динамика физического развития силовых качеств у тяжелоатлетов 15- 16лет, выявила, что показатели тестирования за период эксперимента в подготовительном периоде выросли: по методу «круговой» тренировки на 4,4кг (4,5%); по методу повторных усилий показатель вырос на 23,5кг (23,5%); по методу максимальных усилий на 39,8кг (33,1%); по методу изометрических усилий показатель вырос на 17,8кг (14,9%).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научно – методической литературы показало, что упражнения со штангой и тяжестями, является эффективным средством для развития силовых качеств и возможностей. Они позволяют быстро увеличить силу и равномерно развивать все группы мышц. Силовая подготовка имеет особое значение для успешной спортивной тренировки. В научно- методической литературе имеется большое количество различных способов и методов развития силовых качеств. Постоянной или стандартной методики, мы не увидели, постоянно происходит обновление, усовершенствование, построение различных вариантов тренировочных процессов. Для подготовительного периода, характерно базовая и специальная подготовка, поэтому развитие силовых качеств имеет приоритетное значение.

Проведение эксперимента по принципу постепенной нагрузки, показало достоверный и значительный прирост результата по методу максимальных   усилий, свидетельствующий о том, что данный метод наиболее эффективен в подготовительном периоде на этапе базовой подготовки. Менее эффективным оказался, метод повторных усилий, выполняемый во время специально подготовительного этапа. В данном эксперименте, положительный результат показал метод изометрических усилий. Минимальный прирост результата показал метод «круговой» тренировки, применяемый на этапе общефизической подготовки в подготовительном периоде.

 

Научный руководитель – канд. биол. наук,

доцент кафедры спортивных дисциплин.                                        М.М.  Сидорук

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д.И.Фельдштейна. Издание 3-е. 2009
  2. Божко А.И. Тяжелая атлетика. Учебное пособие для инструкторов- общественников. –М.: “ФиС” 2007
  3. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. –М.: Издательство “ФиС” 2012
  4. Войнар, Ю.Е. Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры / Ю. Войнар // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 10. – С 25.
  5. Зациорский В.М. Спортивная метрология./ В.М. Зациорский. –М.: Физическая культура и спорт. 2011, 140с
  6. Лукьянов М.Т. Фаламеев А.И. Тяжелая атлетика для юношей. Учебное пособие. –М.: Издательство “ФиС” 2010, С. 52 -58
  7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. –М.: Физкультура и спорт,  2008 –С 140-155
  8. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. Учебное пособие для тренеров. –М.: Издательство “ФиС” 2014,  142с
  9. Петрунев А.А. Средство подготовки в классической тяжелой атлетике / А.А. Петрунев // Спортивная тяжелая атлетика: Ежегодник. –М.: 2007, 25c
  10. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета в двоеборье. –М.: Физкультура и спорт. 2011 С 44- 50
  11. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического   воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.