ВОЗМОЖНОСТИ НАТЮРМОРТА, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ВИДЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

POSSIBILITIES OF STILL-LIFE AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONALLY VALUABLE VISION OF THE ENVIRONMENT

Одним из актуальных и востребованных направлений, реализуемых в образовании нашей страны, является привлечение ресурсов искусства для развития у подрастающего поколения эмоционального, ценностного восприятия, способствующего развитию гармоничной личности, настроенной на целостное понимание картины мира. Данное положение подтверждается исследованиями педагогов и психологов, в частности, В. Н. Мясищев, З.И. Равкин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М. В. Осмоловская отмечали, что занятия изобразительной деятельностью, в том числе живописью, играют важную роль не только для формирования художественных навыков у ребенка, но и в целях привития ему эстетики повседневности, ценностных ориентаций и гармоничных, позитивных установок, и в целом формирования  картины мира.

Данная проблема актуальна в том числе и для подросткового возраста. Потому что в этот период решаются задачи личностного характера, идет переход границы и взросления человека, происходит переосмысление культурных ценностей, расширение знаний об окружающем и самом себе, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. Ученые (Т.В. Драгунова, Д. Б. Эльконин) в своих исследованиях отмечают основные проблемы, кризисы, особенности развития мышления, новообразования подросткового возраста. Выделяются как позитивные: повышенная активность, стремление к деятельности, стремление расширить границы и узнать что-то новое, они находят новые доступные сферы интересов, увлечений и некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, их интеллект растет, что и позволяет им  более зрело мыслить и говорить на разные темы[1, 8]. Такие характеристики особенно важно учитывать в педагогической практике, мотивируя подростков учиться и усваивать ценностные установки. В этом возрасте важно обогащаться духовно и нравственно, превращать неуправляемость, эмоции, как позитивные, так и негативные во благо, узнавать новое, и что нам интересует в этом исследовании - развивать умение передавать данные эмоций через творчество.

На занятиях по дисциплине «Живопись» в ДШИ, посвященных сюжетно-тематическому натюрморту, преподаватель предлагает ученикам увидеть в повседневных вещах красоту, по новому, посмотреть на привычные предметы, при обращении к предметам историческим, связанным с эпохой, или с этносом, давно вышедших из обращения учащиеся через знакомство с вещами открывают для себя другой мир. В следствие этого, решая художественные задачи при работе над тематическим натюрмортом решаются и образовательные, когда учащиеся изучая утилитарное назначение предметов познают историю и культуру родного края, этноса и страны. Преподаватель всем ученикам преподносит одни и те же знания, но как они их воспримут и пронесут свозь призму своего понимания, опыта,  и в результате изображения одной и той же постановки будут у всех разные, индивидуальные, что позволяет рассматривать особенности и характеристики как данной постановки, так и автора, ее написавшего. Через изображение сюжетно-тематического натюрморта учащиеся «высказывают» свое мнение, свои эмоции и настроение, познавая, они представляют свое понимание окружающего мира.

Обращение в рамках данного исследования к решению проблемы формирования эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности через живописное решение сюжетно-тематического натюрморта обосновано недостатком внимания к потенциальным возможностям данного жанра в системе художественного образования, возможность решать одновременно и воспитательные и образовательные задачи через тематический натюрморт обусловлено разнообразием, как видов данного жанра, так и подходами к его решению.

Целью исследования является поиск эффективной системы форм и методов обучения, оптимальных для подросткового возраста, при работе над сюжетно-тематическим натюрмортом.

В содержании образования практически не зафиксировано эмоционально-ценностное видение, в следствии этого его реализация в педагогическом процессе если и протекает, то случайно в лучшем случае интуитивно, как подчеркивает И. М. Осмоловская, подобный подход к содержанию образования делает его академическим, личностно отчужденным, не стимулирующим формирование ценностных ориентаций личности, ее самопознания и самоопределения [6, 7]. И. Я. Лернер, определяет эмоционально-ценностное видение, как систему отношений к миру, к деятельности, к людям, которая характеризуется тем, что предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного человечеством, и освоение системы ценностей, программируемой обществом [3, 4]. В концепции В. Н. Мясищева, «видение» выступает как целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей личности с различными сторонами и объектами действительности, которые выражаются в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формируются в деятельности и общении. Данные положения позволяю определить понятие «видение», как проявление личностного участия и соучастия, выражающееся в эмоциях или оценочных категориях, а также «видение» возможно понимать, как значимость для личности чего-либо. Более того, В. Н. Мясищев отмечает, что, в сущности, личность характеризуют не знания, умения и навыки, а ее видение. [5]. В рамках рассматриваемой темы нам представляется необходимым остановиться на вопросе компонентов эмоционально-ценностного содержания образования. Ранее затронутые оценочные категории, рассматриваемые как функции эмоционально-ценностного компонента, включают, в том числе, навыки подростков выделять критерии оценки ценностей. Они отражаются в сознании личности в форме оценок, к которым относят: представления о значении, суждения о ценности, понятия значимости того или иного объекта. В данном аспекте, оценка, может проявляться в форме различных эмоциональных реакций: любознательности, восхищения, отвращения, восторга, равнодушия и других. Чем больше оценочных критериев проявляет учащийся относительно какого-либо объекта, тем более значим он для него будет. Поэтому в вопросе выбора тематики для натюрморта, в том числе и при подборе предметов для постановки, целесообразно отдавать предпочтение предметам, сочетаемым не только по цвету и массе, но и объединенным  тематикой, затрагивающей нравственные проблемы.

Предлагаемые тематические постановки должны вызывать ассоциации у учащихся на эмоциональном, ценностном уровне, провоцировать к выдвижению и обоснованию гипотез, возможно даже к оценки жизненных ситуаций и поступков. Значимость такого подхода подтверждают слова В.В. Кандинский, отметившего необходимость, чтобы художник воспитывал, кроме глаза, и свою душу, чтобы и она приобрела способность тончайшим образом взвешивать цвет, действуя в качестве определяющей силы, не только при восприятии внешних впечатлений (иногда, правда, и внутренних), но и при создании произведений искусства [2, С. 86]. Этому может способствовать подбор сюжетов и тем, пробуждающих широкую гамму эмоциональных реакций у учащихся. Важно, что бы затрагиваемая тематика затрагивала понятия, как  «культура» и «красота», так и «общечеловеческие ценности», «личностный смысл», «жизненная позиция» и т. п.

Поскольку эмоциональная насыщенность является одним из основных условий влияния творчества на формирование личностных ценностей, что предполагает способность вызывать,  связанные с ценностью переживание у учащихся. Нужно преподавателю прочувствовать самому и предлагать такие эмоционально насыщенные материалы, которые могут быть направлены на развития у подростков, через эстетические чувства и эмоциональные реакции, нравственных качеств. В зависимости от выбранной темы возможно пробуждать эстетические чувства, такие как  очарования, восхищения, любования, чувство изящного, чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, душевной мягкости, растроганности, выбор сюжете для натюрморта может затрагивать, на ассоциативном уровне, проблемы ответственности, патриотизма, сострадания, добра, негодование по поводу несправедливости, чувство товарищества или сочувствие (к товарищу, к больному, к пострадавшему) и т. д. Данный подход может реализовываться при совместной постановке натюрморта, обсуждении подбора предметов, тематики и ассоциаций.

Теоретическое исследования позволило на основе анализа научно-педагогической литературы с опорой на исследования психологов, уточнить понятие «эмоционально-ценностное видение окружающего мира», выявить потенциальные возможности работы над сюжетно-тематическим натюрмортом, как средством развития эмоционально-ценностного видения окружающего мира.

Говоря о сюжетно-тематическом натюрморте, считаем возможным определить, что его главной особенностью является раскрытие образа, выражение темы через:

подбор предметов;

выбор художественно - живописные средства выразительности;

подбор стилистическое решение;

выбор способа выполнения (техника, прием).

Выделим выразительные средства, применяемые учащимися при работе над в сюжетно-тематическим натюрмортом и способствующие развитию эмоционально-ценностного видения окружающего мира у подростков:

художественно – выразительные средства живописи (цвет, пятно, мазок, цветовой и световой контраст, колорит, линия, форма, композиция, фактура);

живописные способы выполнения (техники, приемы и т.п.);

художественные стили.

Над работой в данном жанре требуется быть наблюдательным живописцем, умеющим замечать тонкости, для этого необходимо: расширять кругозор, культурно насыщаться, развивать умение наблюдать, распознавать эмоции, нюансы настроения. Необходимо так же овладеть техникой работы в разных стилях. Иметь достаточный уровень знаний в искусстве.

Данные аспекты позволяют определить образовательные и воспитательные задачи, реализуемые в процессе работы над сюжетно-тематическим натюрмортом:

знакомство с культурой, историей, народным творчеством и т.д.;

практика, эксперименты со способами выполнения и художественными стилями, как познание своих возможностей и своих интересов, самоактуализация;

расширение эмоционально-ценностного аспекта, развитие умения рассуждать о тех или иных проблемах, темах в мире, актуализируя и отражая их в своих работах.

Учитывая специфику выбранной направленности на формирование у подростков эмоционально-ценностного восприятия, традиционные методы и формы обучения изобразительному искусству с точки зрения нашего исследования приобретают новые функции:  

Беседа (включает в себя диалог, общение между учащимися и учителем. Метод учитывает возрастные особенности подростков, интеллекта, рефлексия способствует развитию «эмоционально-ценностного видения», диалог помогает эффективнее преподнести информацию классу, обсудить с ним тему, найти индивидуальный подход объяснения каждому, узнать, как тот или иной ребенок видит мир, рассуждает, вызвать интерес и побудить к творчеству);

Метод упражнений (данный метод практического характера, ученик применяет свои знания и навыки, но также продолжает обучаться, пробует, ошибается, исправляет, находит свою стезю или создает ее, работает разными выразительными средствами для передачи данной темы, сюжета»);

Анализ художественных произведений (используется для развития понимания смысловой нагрузки работ и других составляющих аспектов темы картины, учитывает возрастные особенности подростков: обостренная эмпатия, рефлексия);

Метод выполнения творческих работ (повышает интерес к решению творческих задач предоставляя учащемуся максимум свобод в реализации задуманного, что и способствует, как творческому развитию, так и эмпирическому опыту личности)

Метод личного показа (предполагает демонстрацию приемов и техник, с помощью которых учащиеся получают наглядную иллюстрацию, образец, как возможно работать конкретным материалом или в определенной технике, эмоциональность показа поможем «заразить», вызвать мотивацию у учащихся воспользоваться данным методом выполнять ту или иную работу).

Таким образом в ходе анализа были выявлены возможности сюжетно-тематического натюрморта, как средства развития эмоционально-ценностного видения окружающего мира, включающие различные художественно - живописные средства выразительности; стилистические решения; способы выполнения (техники и приемы). А также нами определены эффективные методы и приемы для формирования у учащийся эмоционально-ценностного виденья мира и отражения их восприятие, видение темы, замысла постановки в работе над натюрмортом. Все это может помочь преподавателю воздействовать на восприятие окружающего мира подростком, через мотивацию учащихся на личностном, эмоциональном уровне.

Список литературы

Драгунова, Т В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова. – Москва: Просвещение, 1967, - 360с.

Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский.– Москва: Издательство АСТ, 2018. – 256с.

Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 7.

Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.

Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев ; Ред. А.А. Бодалев. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /. И.М. Осмоловская. — Москва : Издательский центр «Академия», 2006, — 240 с.

Осмоловская И.М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведения / И.М. Осмоловская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 172 с.

Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков/ под ред. Д.Б. Эльконин – Москва, 1967.

References

1. Dragunova, T V. Vozrastnye i individual'nye osobennosti mladshih podrostkov / T. V. Dragunova. – Moskva: Prosveshhenie, 1967, - 360s.

2. Kandinskij V.V. O duhovnom v iskusstve / V. V. Kandinskij.– Moskva: Izdatel'stvo AST, 2018. – 256s.

3. Lerner I.Ja. Razvivajushhee obuchenie s didakticheskih pozicij // Pedagogika. - 1996. - № 2. - S. 7.

4. Lerner I.Ja. Teorija sovremennogo processa obuchenija, ee znachenie dlja praktiki // Sovetskaja pedagogika. - 1989. - N 11. - S. 10-17.

5. Psihologija otnoshenij : izbrannye psihologicheskie trudy / V.N. Mjasishhev ; Red. A.A. Bodalev. – Moskva : Institut prakticheskoj psihologii ; Voronezh : NPO «MODJeK», 1995. – 356 s.

6. Osmolovskaja I.M. Didaktika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij /. I.M. Osmolovskaja. — Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2006, — 240 s.

7. Osmolovskaja I.M. Slovesnye metody obuchenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenija / I.M. Osmolovskaja. – Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. – 172 s.

8. Jel'konin D. B. Vozrastnye osobennosti mladshih podrostkov/ pod red. D.B. Jel'konin – Moskva, 1967.