ВЕБ-РЕСУРСЫ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА

WEB RESOURCES AS A NEW METHOD OF THE PROFESSIONAL TRAINING FOR PEDAGOGICAL STAFF

Одним из важных компонентов расширения знаний персонала является профессиональное обучение. Для эффективного решения задач в различных сферах деятельности необходимо повышать уровень знаний персонала.  У каждой организации есть свои исключительные подходы в методологии управления и обучения персонала. Исходя из этого, зачастую выходит так что, методика одной организации, которая дает положительные результаты, негативно сказывается при использовании ее в другой организации. Основной причиной такого негативного результата зачастую является различная политика организация и специфика ее сферы деятельности. Сфера образования является одна их таких сфер. Обучение и повышение квалификации педагогического состава образовательных учреждений представляют собой один из сложных вопросов с точки зрения менеджмента и с точки зрения педагогики.

Исследование вопроса об улучшении системы профессионального обучения педагогического состава в высших учебных заведениях помогло нам выявить достоинства применения Веб-ресурсов [1]. Для подробного изучения вопроса об улучшении системы профессионального обучения педагогов в данной статье представлен список наиболее перспективных и значимых с точки зрения управления и педагогики Веб-ресурсов, которые могут быть использованы при разработке или изменении системы профессионального обучения педагогов.

В современном мире важнейшую роль в организационной части любой сферы деятельности занимают цифровые технологии. Интерактивные занятия, дистанционное обучение, онлайн курсы и т.п. – благодаря этим различным способам получения знаний, обучение становится не только полезным, но и интересным и более продуктивным.

Большинство литературных авторов, которые пишут книги по современному управлению персоналом, отмечают несколько положительных моментов в обучении персонала с помощью Веб-ресурсов [2,3,4]:

  • независимость обучаемого от привязки к определенному месту и времени для выполнения каких-либо заданий, а также ограничения по времени и ресурсам;
  • возможность усвоения материала в зависимости от способности обучаемого воспринимать информацию и запоминать, при необходимости пересматривать и изучать теоритический материал;
  • Большой рост результатов обучения (по проводимым исследованиям в нашей стране и за рубежом, можно сделать анализ, что дистанционное обучение превосходит по показателям традиционную систему);
  • коммуникабельность в общении с руководителем (возможность общения с руководителем не только при личной встрече, но и по электронной почте и другими удобными способами);
  • доступность учебных материалов (при дистанционном обучении, организаторы в большинстве случаев предоставляют всю информацию по курсу);
  • невысокая стоимость обучения курсов (дистанционное обучение и т. п. требуют меньших финансовых затрат, чем традиционное).

Из этого следует, что обучение с использованием Веб-ресурсов с целью улучшения системы профессионального образования оправдывает себя с педагогической и управленческой точки зрения.

Использование Веб-ресурсов в системе профессионального образования педагогического состава дает возможность разгрузить преподавателей от посещения и ведения занятий по традиционной системе образования, что дает им время на преподавательскую деятельность, помимо этого больше времени и нормальный график на своем месте работы.

Ниже перечислена выборка Веб-ресурсов для использования в обучении педагогического состава высших учебных заведений. Данные ресурсы разбиты по определённым направлениям на 5 групп:

  • онлайн курсы;
  • дистанционные конференции и вебинары;
  • площадки для тестирования;
  • площадки для изучения дисциплин и языков;
  • системы электронного образования.

В таблице 1 «Веб-ресурсы для обучения педагогического персонала» представлены вышеперечисленные ресурсы с их возможным разделением на подгруппы, а также описанием и конкретными примерами.

Таблица 1.

Веб-ресурсы для обучения педагогического персонала

№ п.п.

Группа Веб-ресурсов

Подгруппы Веб-ресурсов, описание и примеры

1

Онлайн курсы

1. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Дистанционные занятия позволяю пройти повышение квалификации для профессорско-преподавательского состава по различным направлениям, для соискателей, а также персонала, занимающего управленческие должности (начальник лаборатории, заведующий кафедрой и т. п.). После успешной сдачи экзамена (тест или творческие задания) выдаётся документ установленного образца о прохождении курса.

примеры

EDUNEWS. Все для поступающих

URL: https://edunews.ru

ПЕДОБУЧЕНИЕ.РФ. Профильные курсы

URL: https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/

PROprof.ru. О профессиях и профессионалах

URL: https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/

ТГУ. Институт дистанционного образования

URL: https://ido.tsu.rup/

Центр дистанционного образование «Эйдос»

URL: https://eidos.ru/

2. КУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ1

Дистанционные занятия позволяют пройти профессиональную переподготовку педагогического персонала вузов. Часто дистанционные центры располагаются на базе ведущих вузов страны. После успешной сдачи экзамена выдаётся диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

примеры

 

 

Система дистанционного обучения «Педкампус»

URL: https://pedcampus.ru/

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

URL: https://urgaps.ru/

ПЕДОБУЧЕНИЕ.РФ. Профильные курсы

URL: https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/

МОЙ УНИВЕРСИТЕТ

URL: https://moi-universitet.ru/

Российский университет дружбы народов РУДН

URL: http://www.rudn.ru/education/continuing

2

Дистанционные конференции и вебинары (лекции)

1. ДИСТАНЦИОННЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Позволяют учувствовать в научно-практических конференциях как в роли докладчика, так и в роли слушателя. Выдаётся сертификат об участии.

примеры

«ПРОСВЕЩЕНИЕ» Образовательный портал

URL: https://prosveshhenie.ru/

Академия Педагогики

URL: http://pedakademy.ru/?page_id=125

НКР. Научные конференции России

URL: http://www.kon-ferenc.ru/

ПЕДЖУРНАЛ. Всероссийские дистанционные конференции

URL: https://pedjournal.ru/

Центр современных образовательных технологий

URL: https://xn--j1aaidmgm.net/

2. ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЕБИНАРЫ (ЛЕКЦИИ)

Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Часто вебинары бывают без обратной связи. Выдаётся сертификат участника.

примеры

Институт непрерывного образования МГПУ

URL: https://ino.mgpu.ru/

Открытые вебинары для преподавателей вузов

URL: http://vebinarlekchru.blogspot.com/

ЮРАЙТ. Образовательная платформа

URL: https://urait.ru/event/webinar-list

УМ. Учебно-методический портал

URL: https://www.uchmet.ru/

Teacher Zone. Онлайн вебинары со всего мира

URL: https://www.ef.ru/tz/courses/free-webinars/

3

Площадки для тестирования

1. ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестирование может осуществляться как по сфере преподаваемой дисциплины, так и по общим научным и прикладным темам. Успешное прохождение тестирование часто сопровождается выдачей соответствующего сертификата.

примеры

Online test Pad. Тесты для педагогов

URL: https://onlinetestpad.com/ru/tests/for-teachers

Центр развития педагогики. Инновационные технологии в образовании

URL: https://www.crp.online/

РОСКОНКУРС. Всероссийский конкурс для педагогов

URL: https://roskonkursy.ru/

УНИВЕРСАРИУМ

URL: https://universarium.org/

4

Площадки для изучения дисциплин и языков

1. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ

Ресурсы данного типа способствуют изучению языка на необходимом уровне. Изучение проходит в виде лекций, в виде просмотра видео материала и с помощью интерактивных диалогов (системы распознавания речи).

примеры

Babbel

URL: https://www.babbel.com/

FluentU

URL: https://www.fluentu.com/

MosaLingua

URL: https://www.mosalingua.com/en/

Italki

URL: https://www.italki.com/home

2. ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН

 Ресурсы для изучения учебных дисциплин или отдельных вопросов, языков программирования, методических дисциплин и т.п. Может быть представлен в формате видеоуроков.

примеры

Curious

URL: https://curious.com/

HowStuffWorks

URL: www.howstuffworks.com

Instructables

URL: https://www.instructables.com/

Skillshare

URL: https://www.skillshare.com/

Highbrow

URL: https://gohighbrow.com/

Сoursera

URL: https://www.coursera.org/

5

Системы электронного образования

1. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ресурсы данного типа, как правило, содержат полноценный образовательный контент и являются «электронным» образовательным учреждением. На ресурсах данного типа часто содержатся все представленные выше типы Веб-ресурсов

примеры

Универсариум

URL: https://universarium.org/

Университет Лобачевского. Система электронного обучения

URL: https://e-learning.unn.ru/

Онлайн-школа «Фоксфорд»

URL: https://foxford.ru/

Moodle

URL: https://moodle.org/?lang=ru

Ё-СТАДИ

URL: http://your-study.ru/

ATutor

URL: https://atutor.github.io/

iSpring Online

URL: https://www.ispring.ru/ispring-learn

Примечание: 1 – курсы профессиональной переподготовки часто содержатся на тех же порталах, что и курсы повышения квалификации.

 

Таким образом, таблица 1 содержит Веб-ресурсы, которые можно использовать при обучении педагогического персонала высших учебных заведений. Представленный список Веб-ресурсов подобран с учетом современных требований к совершенствованию системы профессионального обучения персонала, а также с учетом специфики профессии педагога. Следует отметить, что Веб-ресурсы типа «Системы электронного образования» являются очень перспективными и в настоящее время следует организовать переход обучения персонала в электронную среду.

Список литературы:

  1. Андреева И.В. Совершенствование системы профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2019 г. – № 109; URL: https://novainfo.ru/article/17226 (дата обращения 03.11.2019).
  2. Шлякова Е. И. Из опыта работы сетевого преподавателя / Современные педагогические технологии онлайн обучения. – 2008. – № 5. – с 43.
  3. HR по-русски. Информационно-образовательный портал по управлению персоналом. (Электронный источник). URL: http://hr-elearning.ru/o-proekte1/ (дата обращения 04.11.2019).
  4. Абрамкин Г.П. Информатизация общества и проблемы образования. Барнаул, 2005. URL: http://www.aeli.altai.ru (дата обращения 04.11.2019).
м