ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖСЕЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

THE CONCEPT, FEATURES, PROBLEMS OF USE OF THE INTERMEDIENT TERRITORIES

В современной науке населенные пункты являются элементами систем расселения. Под расселением понимается процесс распределения населения по территории путем развития существующих и образования новых населенных пунктов, а также сеть населенных пунктов, сложившаяся в результате этого процесса.

Важнейшей характеристикой расселения является его форма. В нашей стране различают две формы расселения:

  1. Автономная форма расселения, которая формируется при значительной удаленности населенных мест друг от друга и их слабой связанности транспортными коммуникациями. Данную форму расселения образует редкая сеть населенных мест, например, дисперсное (рассеянное, хуторское) расселение в виде разбросанных по территории на расстоянии до 1 км и более отдельных домов (усадеб).
  2. Групповая форма расселения, которая характеризуется тесными и устойчивыми связями соседних населенных мест в сфере жизни и деятельности населения (производство, труд, культурно-бытовое обслуживание и отдых), а также большим влиянием интегративного фактора на их существование и дальнейшее развитие. Данная форма расселения создает для населенных пунктов и проживающего в них населения наилучшие условия жизнедеятельности.

В настоящее время групповая форма расселения является наиболее предпочтительной моделью развития расселения на перспективу.

Все населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на два типа: городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. Поселки городского типа, в свою очередь, подразделяются на городские, рабочие, курортные и дачные. Также в Российской Федерации существуют малонаселенные места с плотностью сельского населения более чем в три раза ниже средней. Для этих мест введено понятие межселенной территории.

Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) определяются следующие населенные территории:

  • муниципальный район;
  • муниципальный округ;
  • городской округ;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • внутригородской район;
  • внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование);
  • муниципальное образование;
  • межселенная территория. [1]

Российское муниципальное право устанавливает межселенную территорию как территорию, находящуюся в составе муниципального района, но не включенную в городское или сельское поселение. Это может быть как совсем не населенное, так и слабо населенное место. Межселенная территория может появиться после упразднения поселений, когда уменьшается численность населения.

Всероссийская перепись населения показала, в Российской Федерации находится как минимум 80 таких территорий. В Тюменской области количество межселенных территорий составляет 15.

Главным направленим межселенных территорий является решение вопросов межпоселенческого характера и осуществление отдельных государственных полномочий. На межселенных территориях все проблемы местного значения решаются органами местного самоуправления муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, определенные Градостроительным кодексом Российской Федерации представлены в таблице 1. [2]

Таблица 1 – Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Поселений

Муниципальных районов

Городских округов

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов.

1) подготовка и утверждение таким документов территориального планирования городских округов.

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений. 

2) утверждение местных мнормативов градостроительного проектирования межселенных территорий.

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов.

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений. 

 

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ

 

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ГрК РФ

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении им  им строительства, им  им реконструкции, им  им капитального ремонта объектов капитального строительства, им  им расположенных на территориях поселений. 

 

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих им  м межселенных территориях.

5) выдача разрешений на мстроительство, разрешений мм на ввод объектов в м им эксплуатацию при м им осуществлении мстроительства, мреконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, им  м расположенных на территориях таким им  городских округов.

6) принятие ррешений о развитии застроенных территорий. 

 

6) ведение информационных им  м систем обеспечения им  таким градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

6) ведение информационных систем обеспечения таким м градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.

 

 

7) принятие решений о развитии застроенных территорий.

 

Органы местного самоуправления района устанавливают, изменяют, отменяют местные налоги и сборы на межселенных территориях. Доходы, которые предусмотрены законодательством для местного бюджета, идут в бюджет муниципального района.

Правовое положение на межселенных территориях ругулирует в основном  Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) и Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190 (ред. от 02.08.2019).

На основании анализа статей  данных  нормативно-правовых документов были выявлены особенности и проблемы использования межселенных территории.

Осебенности использования межселенных территорий:

  • межселенные территории входят в состав муниципального района;
  • межселенные территории включают земли всех категорий, кроме земель поселений.
  • данные территории служат базой для появления новых населенных пунктов;
  • данные территории могут быть в качестве специализированных территории, в ведении Министерства обороны, других федеральных органов исполнительной власти;
  • могут демонстрировать собой прилегающие к территории поселений земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  • могут применяться для размещения промышленных, инженерных, транспортных и иных объектов;
  • природная среда межселенных территории является базой санитарного и экологического благосостояния жителей городов и иных поселений. [3]

         Проблемы использования межселенных территорий представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Проблемы использования межселенных территорий

Наименование проблемы

Содержание

Отсутствие четких критериев в законодательстве для формирования границ межселенных территорий

Формирование границ между межселенными территориями и поселениями происходит на основании общественного мнения

Фактическая регистрация населения

Если фактическое место проживания не соответствует форме прописке, это приведет к лишению социальных гарантий.

Отсутствие правового регулирования зонирования межселенных территорий

Ни одна межселенная территория не имеет установленный правовой режим

Противоречивое положение межселенных территорий в субъектах, богатых природными ископаемыми

Места добычи полезных ископаемых расположены на межселенных территориях.  Поселения претендующие на эти территории, теряют свои потенциальные доходы, так как доход поступает в бюджет муниципального района.

Неэффективность действий властей в отношений данных территорий

Попытка разделения межселенных территорий между муниципальными образованиями не осуществлена в полной мере

Отсутствие органов, имеющих полномочия отстаивать интересы коренного населения

Организации, ведущие свои разработки, зачастую преследуют свои корыстные цели, для достижения которых не учитывают потребности и интересны народов, разрушая их коренной уклад жизни

 

В связи с вышесказанным становится целесообразным продолжение поиска решений вышеперечисленных проблем, что потребует более подробного изучения законодательства. [4]

Немаловажным будет являться анализ существующих данных, связанной с распространением межселенных территорий на территории Российской Федерации и его представление в виде картографических материалов, наглядно отражающих и позволяющих характеризовать объект исследования по разным аспектам. Это является особенно актуальным критерием, поскольку в свободном доступе карты и планы межселенных территорий отсутствуют. [5]

 

Литература

 

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/.
  3. Гурина, А.Н. Особенности использования межселенных территорий в Российской Федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2015. – Выпуск № 3, т. 3.
  4. Полякова, А.И. Некоторые проблемы правового регулирования муниципальноправового статуса межселенных территорий // Право: современные тенденции. Междунар. науч. конф.: сб. материалов. – Уфа, 2014. – С. 63–65.
  5. Дышлюк С. С., Павлов Е. В. К вопросу автоматизированного создания тематических карт // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 162-165.