РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A RETROSPECTIVE REVIEW OF THE PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF PREPARING LACE MASTERS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Сохранение народных художественных промыслов невозможно без обучения, передачи накопленного опыта и мастерства от старших к младшим. В течение многих веков формой такого обучения было обучение в семье. Родители прививали уважение к профессии, но не всегда они могли воспитать творца, художника. Поэтому одаренного ребенка старались определить в ученики к лучшему мастеру. В конце 19 века назрела острая необходимость в профессиональном образовании, но далеко не все способные мастера могли передавать свой опыт. Вследствие большого спроса на кружева его художественная ценность существенно снизилась: появились новые ускоренные приемы плетения, кружево стало разреженным, менее плотным. В парных кружевах исчезло резкое деление на орнамент и решетку, как в старинном кружеве. Общественные деятели, местные власти, обеспокоенные таким положением промысла, начали предпринимать действия к поднятию художественного и технологического уровня русского кружевного промысла.

Исследователь народных промыслов С.А. Давыдова решила открыть школу для обучения кружевоплетению в России. Софья Александровна лично объехала все уезды России, где плели кружево, чтобы оценить их состояние, и в Европе, чтобы перенять опыт обучения промыслу. Давыдовой был использован опыт иностранных ремесленных школ Италии и Германии. Школа на острове Бурано была устроена в 1871г. для обучения шитью кружева детей рыбаков. Здесь бесплатно обучались кружеву девочки с семи лет, кроме кружевного дела ничему не учили. Обучение велось по принципу от простого к сложному, до полнейшего совершенства в исполнении всевозможных узоров. Ученицы заучивали названия кружев. За 2 месяца девочки усваивали некоторые приемы шитья кружев; опытными и искусными мастерицами они становились не ранее, чем через полтора - два года обучения в школе. Не все девочки в состоянии были выдержать этот труд: он был слишком утомителен или не соответствовал их личным вкусам. В 1877г. в школе работали 150 девочек, в 1882 – 325.

Школы на островах Пеллестрина, Киоджа Мира и в Венеции, были первыми вполне профессиональными школами, созданными для усовершенствования кружевного промысла. Девочек принимали с шести лет, преподавание было бесплатным, грамоте не обучали. Для каждого вида кружева в школе имелась специальная учительница. Так как в изделиях, созданных девочками, чувствовался недостаток умения рисовать и сочетать цвета, были введены уроки рисования для желающих. Их посещение было добровольным. Изучались основы черчения, рисование простых орнаментов, упрощенное рисование цветов.

В горной Силезии была создана школа для обучения желающих кружевному ремеслу; для преподавания были выписаны мастерицы из Бельгии. В школе предполагалось обучать шитому, а не плетеному кружеву. В школу принимали девочек и даже мальчиков семи – восьми лет. Дети помимо шитья кружев и точного заучивания всех технических приемов работы, или «языка кружев», других познаний не приобретали.

Первой школой, профессионально обучающей кружевоплетению в России, была Мариинская Практическая Школа Кружевниц под покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны. Она была открыта в Санкт – Петербурге 20 августа 1883г. Первоначально в нее были приняты четыре ученицы: две из Вологды и две – из Торжка. В 1884г. – было принято восемь девочек, потому что требовалось больше учительниц и заведующих кустарными школами. В 1912 году число учениц было доведено до тридцати пяти человек, а срок обучения постепенно увеличился до трех лет.

Мариинская практическая школа кружевниц была первым учебным заведением, которое готовило преподавателей кружевоплетения для всех регионов России. В ней была создана мощная учебная и научно-материальная база. Школа ставила своей целью помощь кружевницам совершенствоваться в технических приемах ремесла, разрабатывать свои кружевные узоры, научить составлять сколки. В школу принимались взрослые девушки, которые уже могли плести кружево. Обучение длилось один – два года. Со временем количество обучающихся в школе росло, и курс обучения был увеличен до трех лет. После окончания школы выпускницы школы обязаны были вернуться на родину обучать правильным приемам плетения и распространять новые образцы и орнаменты кружев. Опыт Мариинской практической школы кружевниц показывал, что создание кружева является важным творческим процессом и подчеркивал ценность качественного ручного труда.

Деятельность Мариинской практической школы кружевниц способствовала открытию кружевных школ в других районах России. Так, Н.А.Огарева открыла школу для обучения квалифицированных кружевниц в Елецком уезде Орловской губернии, Е.Н. Половцова открыла три школы и мастерские в Скопинском уезде Рязанской губернии, в 1893 году была открыта кружевная школа в слободе Кукарка Яранского уезда Вятской губернии.

На базе этих школ и в советское время продолжал существовать и развиваться кружевной промысел. После 1917 года началось создание учебных заведений нового типа, готовящих кадры для предприятий народных художественных промыслов. В то же время вынужденный перерыв в деятельности уже существующих ранее, хотя и в незначительном количестве, школ и учебных мастерских, сказался и на постановке задач, стоящих перед вновь открывающимися учебными заведениями - отсутствовали руководящие кадры и грамотные профессионалы, недоставало сырьевых ресурсов, полностью отсутствовала материальная база, необходимая для обучения и т.д.

В 1920 году был создан Главкустпром ВСНХ, при котором функционировал отдел профессионально-технического просвещения. Его сотрудники занимались методическим руководством в деле подготовки кадров для народных художественных промыслов. Была организована помощь через совещания по профессионально-техническому образованию, открыты курсы для учащихся и учебно-показательные мастерские кустарных промыслов. Учебно-показательные мастерские готовили профессиональных исполнителей, а инструкторские школы обучали педагогов для учебно-показательных мастерских и руководящих работников для кустарных промыслов.

В 1924—1925 годах в Ельце был создан промысловый союз, который руководил кружевными артелями. Сначала кружевницы с недоверием относились к артелям. В начале тридцатых годов в артели Ельца насчитывалось свыше 500 кружевниц. К 1933 году в 32 артелях состояло около 20 тысяч мастериц. Благодаря работе артелей было налажено снабжение материалом для плетения, расширился ассортимент изделий, улучшилось их качество и внешний вид, кружево стало производиться на экспорт. При союзе кружевниц была создана художественная лаборатория для разработки и внедрения в производство новых узоров, организована Елецкая профтехшкола кружевниц по подготовке инструкторов и мастеров кружевоплетения. Среди кружевниц проводились конкурсы-выставки, поощрялись лучшие работы.

В педагогической практике накоплен огромный опыт по подготовке мастеров кружевоплетения. Данный опыт может послужить совершенствованию структуры содержания, форм и методов обучения кружевоплетению современных мастеров.

 

Список литературы:

  1. Давыдова С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской. СПб.,1886.
  2. Жукова Н., Самохин А. Елецкие кружева. Липецк: Книжное издательство, 1962.
  3. Шапиро Б. История кружева как культурный текст. М.: Новое литературное обозрение, 2018.