ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРАНЦИИ

FINANCIAL IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION IN THE PROCESS OF INSOLABILITY (BANKRUPTCY) UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FRANCE

В условиях современной рыночной экономики одним из наиболее сложных, многогранных, основывающихся на конфликте сторон является процесс несостоятельности. Конфликт интересов и конкуренция кредиторов должника выступают составляющими процесса банкротства, без которых он не представляется возможным. Рассматривая институт банкротства, стоит упомянуть не только конкурсное производство, но и меры предупредительного характера, восстановительные процедуры. В Постановлении от 22 июля 2002 г. N 14-П Конституционный Суд РФ определил цель проведения процедуры банкротства - это справедливое и соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов путем предоставления им равных возможностей для достижения ими частных экономических интересов, а также восстановление платежеспособности должника и сохранение его предприятия.[1]

Процедура финансового оздоровления направлена на восстановление платежеспособности должника, носит реабилитационный характер и следует за процедурой наблюдения. Вместе с тем в практической и научной среде существует мнение о необходимости отказаться от неэффективных судебных процедур, а именно: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, которые, по мнению юристов, работающих в практике банкротства, затягивают производство по делу о банкротстве. В числе прочего, Попондопуло В.Ф. предлагает при недопущении использования таких процедур повысить роль конкурсного производства и мирового соглашения как единственных процедур, применяемых в деле о несостоятельности. Также он отмечает, что «исключение наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления из числа судебных процедур вовсе не значит, что аналогии этих процедур не могут быть использованы как внесудебные процедуры в целях предупреждения банкротства юридических лиц и граждан».[2]

Понятие процедуры финансового оздоровления в рамках процесса несостоятельности (банкротства) закреплено в ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве): «финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности».[3] В данном законе помимо понятия самой процедуры содержится Глава V, детально регулирующая все этапы процедуры финансового оздоровления. По нашему мнению, законодатель не уделил должного внимания реабилитационным процедурам, в виду этого возникают проблемы их неэффективного применения на практике. Финансовое оздоровление использует такие способы как обеспечение исполнения обязательств, призванные предоставить кредиторам дополнительную гарантию, то есть опирается на внешнеэкономические ресурсы. Необходимо отметить, что положение руководства компании, учредителей (учредителя) в процессе проведения процедуры финансового оздоровления никак не ограничивается в правах управления данной компанией. Процедуру финансового оздоровления контролирует административный управляющий, который утверждается судом: ведет реестр требований кредиторов, следит за исполнением графиков платежей, контролирует исполнение текущих требований.

Нерелевантность имеющихся мер по реабилитации должника в России подтверждается статистикой применения процедуры финансового оздоровления. Данная статистика состоит не только из недостаточности правового регулирования указанной процедуры, но также и из незаинтересованности государства в восстановлении того или иного предприятия. На основании экономических исследований рынка были сделаны выводы, что большая часть компаний малого и среднего бизнеса ведут свою деятельность от трех до пяти лет, после чего их экономические показатели начинают ухудшаться, а объем фискальной задолженности и объемы внешних кредитов – увеличиться.[4] Следовательно, недобросовестные руководители компаний предпочитают взять на себя ничем не обеспеченные обязательства, после чего объявить компанию банкротом. У данных недобросовестных руководителей нет интереса обращаться к реабилитационным мерам, чтобы компания снова начала работать на рынке. Более того, что при подобной деятельности сильно страдает бизнес сектор, также серьезно затрагивается и социальный аспект, а именно: работники компаний, которые, являясь кредиторами второй очереди, часто не получают возмещение или получают его в незначительной сумме.[5] Данная проблема наиболее эффективно разрешается во французском праве и нам представляется необходимым осветить опыт зарубежного законодателя.

Во Франции наиболее важной в процессе несостоятельности является процедура финансового оздоровления. Французский законодатель различает такие термины как la faillitte (банкротство: состояние должника в ситуации неоплатности своих долгов) и la procédure collective (коллективная процедура: непосредственно способ судебного разбирательства). Данное разделение в терминологии очень важно и имеет большую историческую подоплеку, так как банкротство всегда было характерно для Франции из-за развитой торговли с Италией и большого количества неплатежеспособных должников.

Вместе с тем, в основу процесса банкротства французский законодатель не закладывает конфликт интересов, в то время как в России несостоятельность всегда рассматривается как процедура, основой которой выступает конфликт интересов сторон. Коммерческий кодекс Франции подчеркивает «коллективность» процедуры - это способ судебного разбирательства, объединяющий людей и имущество, восстановление должника и защита кредиторов.

Французская процедура банкротства является продолжниковой и ее целью является восстановление предприятия, как подчеркивает в своих работах специалист по банкротству во Франции Пьер-Мишель Ле Корр. Большое значение во Франции имеет социальный аспект банкротства.

До реформы французского законодательство в 2005 году не предусматривалась процедура финансового оздоровления. Законодатель использовал лишь такую процедуру восстановительного характера как наблюдение и не конкретизировал реабилитационные меры в рамках этой процедуры. На сегодняшний день Коммерческий кодекс Франции предусматривает три этапа в процессе банкротства:

1) Восстановительные процедуры: к ним относятся процедура сохранения и процедура судебного восстановления. На данной стадии банкротства должника еще можно спасти и его пассивы не сильно превышают активы.

2) Процедура реорганизации должника: пассивы должника сильно превышают активы, он находится в длительном состоянии прекращения платежей, но компания или бизнес представляет особый интерес для государства и общества. Принимаются такие меры как: замещение активов должника, перевод бизнеса на время под внешнее управление, эмиссия дополнительных акций должника, также допускается продажа бизнеса или компании другому руководству, если она сохранит свое дальнейшее существование т.д.

3) Ликвидационная процедура: принудительная ликвидация должника.

Позже в 2005 году появляются еще две реабилитационные процедуры: процедура сохранения (La procédure de sauvegarde - «резервного копирования») и процедура судебного восстановления. Данные  процедуры являются коллективными и решение о принятии той или иной процедуры принимает суд.

Представляется необходимым рассмотреть данные процедуры и провести анализ для определения механизма, который будет ближе нашему правопорядку. Механизм реализации данных процедур схож, но процедура сохранения применяется тогда, когда у должника уже появились трудности с оплатой долгов, но платежи еще не прекратились, о чем говорится в Коммерческом кодексе Франции. Необходимо подчеркнуть, чтобы не допустить наступления банкротства должник при процедуре сохранения действует добросовестно и обращается за помощью. Из этого следует, что данная процедура применяется только при отсутствии признаков банкротства и создана специально для его предупреждения. Руководитель предприятия, как ответственный руководитель, инициирует такую процедуру. В контексте этой процедуры ограничивается любое внешнее вмешательство, руководитель не может быть отстранен от руководства компанией.

Следует отметить тот факт, что вторая процедура – процедура судебного восстановления применяется уже в процессе банкротства, когда компания-должник прекратила платежи. В этом случае суд может назначить судебного управляющего (арбитражный управляющий) полностью или в части отстранить руководителя компании от руководства, поскольку в данном случае должник уже считается недобросовестным, допустившим состояние банкротства. В отношении должника, находящегося в состоянии прекращения платежей и имеющего возможность восстановить платежеспособность, проводится судебное восстановление

Период наблюдения начинает действовать с момента открытия любой из процедур (не более 6 месяцев, 4 месяца в случае упрощенной процедуры), в течение которого на основе детального анализа бизнеса должника должен быть создан план сохранения (восстановления) должника. Меры по финансовому оздоровлению должника во французской системе банкротства в отдельные этапы не выделяются, данные меры применяются только в рамках процедуры наблюдения. Полномочия руководителя во время процедуры наблюдения ограничиваются судом и назначается судебный управляющий. На удовлетворение требований кредиторов, которые возникли после открытия судом процедуры банкротства, также устанавливается мораторий, кроме того, с целью их участия в коллективных процедурах создаются два комитета кредиторов, о чем говорится в Коммерческом кодексе Франции.

С 2014 года французский законодатель предусмотрел между указанными мерами восстановления  «запасную» меру на случай, если должник, в отношении которого была введена процедура сохранения, не смог в рамках этой процедуры добиться соглашения из-за меньшинства кредиторов. Для достижения соглашения должник в судебном порядке ходатайствует об открытии в отношении него процедуры ускоренного сохранения. В данном случае французский законодатель предусматривает создание двух комитетов кредиторов, где в первый комитет входят учредители компании, а во второй - основные поставщики компании. В течение установленного трехмесячного срока кредиторы отдельно голосуют за предложенные планы урегулирования. Решение принимается большинством проголосовавших «за» или «против».

Также присутствует модель «финансового сохранения» должника. Данная процедура была принята в 2010 году, в связи с последствиями экономического кризиса в 2008 году и способствовала принятию в 2014 году процедуре «ускоренного сохранения», в которой идет речь об исключительно финансовых кредиторах должника и в рамках своего комитета они принимают решение о принятии того или иного плана урегулирования. Продолжительность каждой процедуры равна 1 месяцу, но по решению суда каждая из процедур может быть продлена, но не может превышать 2 месяца.

Особо внимания требует то, что помимо контроля и прямого вмешательства в управление компанией судебным управляющим, также происходит вмешательство в трудовую организацию деятельности компании.

Франция как социальное государство обладает сильно развитым сектором социального обеспечения, которым занимается AGS (режим обеспечения заработной платы).  Вследствие волны экономических кризисов в период с 1968 по 1973 год Парламент Франции принял решение о создании гарантийного фонда, чтобы оплачивать требования работников по зарплате в течение короткого времени, так как работники не должны были терпеть негативные последствия несостоятельности работодателя. AGS - является частной ассоциацией, которая выполняет роль социального буфера более 40 лет и защищает все категории работников от последствий несостоятельности компании, применяя механизм солидарной социальной ответственности. Обязанностью каждой компании, в штате которой находится более 50 сотрудников, являются отчисления в фонд AGS на случай банкротства, откуда потом выплачиваются требования по заработной плате, в случае  если компании не удается остаться на рынке и открывается процесс несостоятельности.[6]

Данный пример выдвигает на первый план важность социального аспекта в процессе несостоятельности во Франции.

Резюмируя, зарубежный законодатель подробно проработал две реабилитационные процедуры, закрепив на законодательном уровне обязательность выделения данных процедур, подчеркивая значимость концепции добросовестного должника, а также сделал акцент на социальном аспекте процедуры банкротства. В настоящее время в России процедура финансового оздоровления является проработанной на законодательном уровне, но не востребована в процессе несостоятельности. Представляется необходимой дальнейшая проработка  и создание в России уникальных элементов процедуры финансового оздоровления, индивидуальный подход к каждому случаю банкротства, особого внимания требует реализация принципа добросовестности  в лице руководителя компании. Также следует изучить и закрепить инструменты, с помощью которых возможно повышения интереса участия кредиторов в процедуре финансового оздоровления. Мы предлагаем заимствовать иностранный опыт, а именно: для большей эффективности уменьшить сроки проведения процедуры финансового оздоровления, ввести промежуточную процедуру, которая позволила бы реабилитировать добросовестного должника и вводилась бы в случае, если такой должник не будет укладываться в сроки, отведенные законодателем и данное продление сроков будет обосновано, согласно его плану финансового оздоровления. Открытым в российском законодательстве остается вопрос социальной защиты: видится необходимым повысить роль представителя работников должника, а также собрания работников должника, наделить правами и обязанностями, имеющими гарантию их обеспечения.

Список литературы

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)» // СПС КонсультантПлюс
  2. Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. С. 234
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.01.2020) "О несостоятельности (банкротстве)». // СЗ РФ 2002. № 43 ст. 4190
  4. Гаврилов П.В. Использование методов экономического анализа в диагностике финансовой несостоятельности // Научный альманах. 2017. № 4-1 (30). С. 254.
  5. Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства), Автореферат,Москва-2010, С.11.
  6. Правовое регулирование несостоятельности в россии и фран- ции: сборник статей / коллектив авторов НИУ ВШЭ и университета Ниццы – Софии Антиполис. — М.: Юстицинформ, 2016, С. 43. Тьери Метейе Режим обеспечения заработной Платы сотрудников (ags) в рамках Коллективных Процедур, открытых Коммерческими судами

List of references

  1. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of July 22, 2002 N 14-P "In the case of the constitutionality of a number of provisions of the Federal Law" On the Restructuring of Credit Organizations ", clauses 5 and 6 of Article 120 of the Federal Law" On Insolvency (Bankruptcy) "// ATP Consultant Plus
  2. Popondopulo V.F. Bankruptcy. Legal regulation: Scientific and practical manual. S. 234
  3. Federal Law of 26.10.2002 N 127-ФЗ (as amended on 01/08/2020) "On Insolvency (Bankruptcy)". // SZ RF 2002. No. 43, Article 4190
  4. Gavrilov P.V. The use of methods of economic analysis in the diagnosis of financial insolvency // Scientific almanac. 2017. No. 4-1 (30). S. 254.
  5. Martyshina T.K. Recovery measures in the framework of insolvency (bankruptcy), Abstract, Moscow-2010, P.11.
  6. Legal regulation of insolvency in Russia and France: a collection of articles / team of authors of the HSE and the University of Nice - Sofia Antipolis. - M .: Justicinform, 2016, p. 43. Thieri Meteye Wage Security Scheme for Employees (ags) under the Collective Procedures opened by the Commercial Courts

 

[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)» // СПС КонсультантПлюс

[2] Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. С. 234

[3] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.01.2020) "О несостоятельности (банкротстве)». // СЗ РФ 2002. № 43 ст. 4190

[4] Гаврилов П.В. Использование методов экономического анализа в диагностике финансовой несостоятельности // Научный альманах. 2017. № 4-1 (30). С. 254.

[5] Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства), Автореферат,Москва-2010, С.11.

[6] Правовое регулирование несостоятельности в россии и фран- ции: сборник статей / коллектив авторов НИУ ВШЭ и университета Ниццы – Софии Антиполис. — М.: Юстицинформ, 2016, С. 43.  Тьери Метейе Режим обеспечения заработной Платы сотрудников (ags) в рамках Коллективных Процедур, открытых Коммерческими судами