ОБ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1947-1948 УЧЕБНЫЙ ГОД

ABOUT EDUCATIONAL WORKS SPECIAL SCHOOLS OF THE SMOLENSK REGION FOR THE 19471948 ACADEMIC YEAR

В тяжелое послевоенное время Смоленская область восстанавливала народное хозяйство, школьную сеть до предвоенного уровня, материально-учебную базу образовательных заведений, обеспечивала всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Эти задачи ставились и перед специальными школами, чей годовой отчет об учебно-воспитательной работе за 1947-1948 учебный год - первый после Великой Отечественной войны, - отложился в государственном архиве Смоленской области (ГАСО) [1].

В Смоленской области в 1947-1948 учебном году работали три специальные школы: школа для слепых детей в городе Смоленске с количеством 50 учащихся, две школы для глухонемых детей, одна из которых - Рославльская, другая - Аделаиденская Бухоновского сельсовета Вяземского района, в обеих школах - 257 учащихся.

В школе слепых было 5 классов: 1, 2, 4, 5, 6. В Аделаиденской школе глухонемых 12 классов: 3 приготовительных, 3 первых, 2 третьих, второй, четвертый, пятый и шестой. В Рославльской школе 5 классов: приготовительный, первый, второй, третий, четвертый.

К началу 1947-1948 учебного года областным отделом народного образования (ОБЛОНО) был проведен учет слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей всей области. Не охвачено обучением на 1947-1948 учебных год: слепых детей – 40, глухонемых – 30 человек.

Школы для умственно-отсталых детей в Смоленской области не имеется, умственно-отсталые дети обучаются в массовой школе, всех детей на учете было100 человек.

Учебно-воспитательная работа специальных школ в 1947-1948 учебном году проводилась в наиболее благоприятных условиях: материальная база школ улучшилась, методическая работа глубоко развернута в каждой школе, учителя, инструктора и воспитатели со всей серьезностью выполняют требования Министерства просвещения по подготовке достойных кадров из данного контингента учащихся.

А следовательно, и качество учебно-воспитательной работы значительно повысилось: 1) знания учащихся вполне соответствуют требованиям программного материала, 2) дети дисциплинированные и активно участвуют во всех мероприятиях школы, с большой охотой обучаются трудовым навыкам. В целях лучшего усвоения программного минимума учителя планировали материал по четвертям и темам.

         На методических совещаниях обсуждались вопросы преподавания
и воспитания с учетом специфики школ. Примеры тем: «Особенности речевого развития глухонемого школьника», «Работа над речью в приготовительном классе школ для глухонемых детей», «Об образовании и обучении глухонемых позднооглохших и тугоухих», «Труд в школе для глухонемых детей». Для обмена опытом работы проводились открытые уроки. В школах глухонемых детей в целях устранения в речи учащихся недостаточного произношения учителя и воспитатели прорабатывали коррекцию речи.

Методика Ф.А. Рау в школах глухонемых детей являлась настольной книгой для учителей и воспитателей. Основное внимание учителей
в специальных школах было обращено на самостоятельные работы учащихся по развитию речи, грамматике, арифметике, вырабатывалась в детях уверенность в знаниях.

Основными недостатками в школах является то, что не хватает учителей специалистов, особенно в Аделаиденской школе (на два класса один учитель). Из массовых школ удалось вернуть только двух сурдопедагогов. В школах недостает учебников, наглядных пособий, плохо оборудованы мастерские.

Школа слепых находится при детском доме (санаторий детский дом). Недостаточность помещений, скученность детей нарушали правильное построение учебно-воспитательной работы.

При школах имеются мастерские:

В Аделаиденской школе – швейная, столярная, кузнечная;

В Рославльской – швейная, столярная;

В школе слепых – трикотажная, организованная во втором полугодии учебного года.

Интересно, содержательно была развернута работа кружков: художественного, рукоделия, физкультурного, самодеятельности
и музыкального в школе слепых.

         Коллектив учителей, инструкторов и воспитателей в течение учебного года работал над повышением своего идейно-политического уровня, умело преломляя эти знания в практической работе (работали над изучением краткого курса истории ВКП/б) [1, л. 1-1об.].

Испытания в 1947-1948 учебном году проводились в школе слепых
и Аделаиденской школе глухонемых детей в 5-х и 6-х классах. Контроль за ходом испытаний осуществлялся инспектором специальных школ ОБЛОНО. Письменные работы были высланы в срок спецпочтой.

Анализ письменных работ и устных испытаний показал, что в школе слепых с письменными работами по русскому языку и арифметике справились все.     Работы по русскому языку вполне удовлетворительные: богатый запас слов, умение логически мыслить в правильном стилистическом оформлении, орфографические ошибки почти отсутствуют.        В решении арифметических задач – действия последовательны, вопросы сформулированы правильно.

         В Аделаиденской школе глухонемых письменные работы по русскому языку значительно беднее: работы очень схожи одна с другой, запас слов ограниченный, наблюдаются стилистические недочеты, орфографических ошибок мало, в 6-ом классе двое получили балл «2». С решением задачи справились из двенадцати учащихся одиннадцать человек в 5-ом классе,
в 6-ом классе справились все.

Устные ответы учащихся на испытаниях как в одной, так и в другой школе уверенные, подтверждают твердые знания пройденного программного материала.

Мероприятия ОБЛОНО на 1948-1949 учебный год содержат следующие пункты:

  1. Охват всеобучем детей слепых, глухонемых и умственно-отсталых обеспечить полностью. В связи с этим расширить Аделаиденскую школу на 30 человек.
  2. Перевести детский дом из помещения школы слепых и школу расширить на 50 человек.
  3. Открыть школу для умственно-отсталых детей на 100 человек.
  4. В городе Смоленске открыть логопедический пункт [1, л. 2].

         Отчет подписан заместителем заведующего ОБЛОНО т. Горшковым и направлен начальнику отдела специальных школ Министерства просвещения РСФСР т. Демантман.

         В следующем 1948-1949 учебном году вспомогательные школы будут открыты в городе Смоленске на 112 человек и в Починковском районе
на 60 учащихся, план будет перевыполнен. Всем глухим и слабослышащим учащимся будет предоставлено место в школах, в Смоленске будет создана школа для работающей молодежи с нарушениями слуха, которая занимала всего один класс в школе № 28 [2, с. 100]. Только проблема обеспеченности специалистами, в том числе и логопедами, будет решаться еще долгие годы.

Использованные источники:

  1. Государственный архив Смоленской области. Ф.2355. Отдел народного образования Смоленской области. Оп. 3. Школьный сектор. Д. 120. Годовой отчет об учебно-воспитательной работе специальных школ Смоленской области за 1947-1948 учебный год. 10 листов.
  2. История коррекционного и инклюзивного школьного образования
    в Смоленской области: 2013-2020 годы: Сборник документов и материалов / под ред. Г.Н. Меженцевой. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2020. 206 с.