ВИДЫ И РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОКЛЮШЕЧНОМУ КРУЖЕВУ

TYPES AND THE ROLE OF PRESENTATION IN LEARNING BOBBIN LACE

Являясь неисчерпаемым источником народной мудрости, воплощённой в различных материалах и формах, в настоящее время народная художественная культура рассматривается на государственном уровне в качестве средства развития чувства собственного достоинства и уважения к традициям разных народов, что способствует развитию толерантности. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов отражено в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", где народные художественные промыслы включены в область применения Основ законодательства о культуре [1]. Кроме того существует Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"[5].  Основным информационным источником об основных направлениях политики государства в сфере культуры является Нацпроект «Культура», разработанный в рамках реализации президентского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого началась 1 января 2019 года [4].

Возрождение внимания к народной культуре в целом и к сохранению традиционных народных промыслов в частности, становится основой для необходимости пересмотра приёмов обучения ремёслам с учётом современных условий. Мастер-классы по плетению кружева, организованные во время проведения фестивалей и событийных мероприятий, подтверждают интерес к характерному для Ельца виду творчества. Их участников привлекает как готовый результат (кружевное изделие), так и сам процесс, который не посвящённому наблюдателю кажется очень сложным и невозможным для освоения. Этот вид декоративно-прикладного искусства интересен: гостям и жителям Ельца, мужчинам и женщинам, детям. Возраст так же сильно варьируется. У большинства из зрителей дальше любопытства и воспоминаний о детстве движение не идёт. Многие соглашаются попробовать повторить простейшие приёмы. И только некоторые проявляют желание научиться плести кружева на коклюшках.

Основная проблема сохранения кружевных традиций в Ельце заключается в отсутствии организаций занимающихся обучением этому виду творчества. В самом городе такую услугу не предоставляет ни одно образовательное учреждение, кроме ЕГУ им. Бунина, где оно включено в образовательную программу по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль Изобразительное искусство и технология). Так же на базе университета проводятся курсы для педагогов дополнительного образования, обучающих кружевоплетению. На предприятии Народных художественных промыслов "Елецкие кружева" – обучение производится мастером непосредственно в цеху и только тем элементам, которые встречаются в современных изделиях, что соответственно не способствует сохранению традиций плетения в полной мере. Попыткой исправить сложившееся положение можно считать создание районных детских творческих объединений для обучения кружевоплетению в системе дополнительного образования.  И студии кружевоплетения для взрослых в МБКУ "Поселенческий центр культуры и досуга "Солидарность"".

Практика работы показала, что не все виды наглядности в равной степени положительно влияют на процесс обучения технологии плетения кружева. Одни из них способны привлечь внимание на первоначальном этапе знакомства с этим видом творчества, другие более удобны при длительной и самостоятельной работе. Поэтому, несмотря на преобладающий в декоративо-прикладном искусстве приём обучения на основе личного опыта, когда наставник показывает и контролирует выполнение необходимых приёмов, важно предусмотреть такие, которые больше подходят современному человеку, перегруженному информацией и ограниченному во времени.

Так, например, доступность Интернет-ресурсов у непосвящённого новичка вызывает растерянность, так как информация, взятая из различных источников, не всегда ясно отражает специфику конкретного промысла и его традиционных технологических приёмов.

Плакаты, способны привлечь внимание, заинтересовать на этапе знакомства с кружевоплетением, но их расположение (на стене, на уровне глаз стоящего человека) не дают возможность обращения к ним, как источнику информации в каждый их необходимых для этого моментов. Так как сам процесс плетения осуществляется сидя.

Обучающие видео, так же имеют ряд ограничений:

  • скорость выполнения;
  • отсутствие доступа к видео по различным причинам;
  • отдельная демонстрация положения рук, при выполнении приёмов и результата плетения;
  • преобладание видео уроков с приёмами вологодского кружева.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3813-1.PNG

Рисунок 1. Описание последовательности плетения полотнянки из книги Исаковой К.В.

Рисунок 2. Описание последовательности плетения полотнянки из книги Третьяковой Е.И.

Необходимость в печатных изданиях, посвящённых технологии плетения кружева отражена в книгах Третьяковой Е. И. и Исаковой К. В. вышедших в 1995 и 1998г. Для сравнения приведём примеры описания процесса плетения одного из основных элементов кружева "полотнянка" (рис. 1, 2). На наш взгляд и исходя из мнения обучающихся они могут быть понятны только уже плетущему человеку и с трудом воспринимаются новичком, т.к. не дают однозначной последовательности действий.

В связи с перечисленными недостатками упомянутых выше видов наглядности, при обучении кружевоплетению на коклюшках, были разработаны "Методические указания по технологии плетения елецкого кружева" [6]. Это издание не претендует на роль самоучителя по кружевоплетению, так как на первоначальном этапе обязательно присутствие и практически постоянная помощь наставника. Однако, такое методическое пособие имеет ряд преимуществ:

  • удобный формат А4, который позволяет использовать удобочитаемый шрифт;
  • цветные иллюстрации, отражающие большинство моментов, вызывающих вопросы у начинающих кружевниц;
  • алгоритмизированность действий при выполнении каждого из элементов, что помогает проконтролировать практически каждый шаг и выявить допущенную ошибку (рис. 3);
  • уделено внимание двуцветному плетению, характерному для г. Ельца.

Рисунок 3. Описание последовательности плетения полотнянки из Методических указаний по технологии плетения елецкого кружева

Специфика ремесла, в данном случае кружевоплетения на коклюшках, заключается в необходимости работы с наставником в течение достаточно длительного времени, для выработки устойчивых практических навыков и изучения традиционных особенностей местного промысла.  Однако, такое печатное издание как "Методические указания по технологии плетения елецкого кружева", с алгоритмизированным порядком выполнения элементов, цветными схемами и фотографиями призвано облегчить самостоятельную работу обучающихся в отсутствии наставника, так как даёт возможность контролировать каждый из этапов действий. Кроме того, практика преподавания показала, что многие легче и прочнее усваивают информацию при чтении инструкций и самостоятельной работе в соответствии с ними. При этом происходит учёт индивидуальных особенностей восприятия и темпов освоения приёмов исполнения.

Положительное влияние "Методических указаний..." на успешность обучения технологии плетения елецкого кружева послужило стимулом для продолжения работы в этом направлении и изданию методического пособия "Технология плетения елецкого кружева: плетешковые и насновочные заполнения"[7]. В котором так же подробно иллюстрируется (рис. 4) и описывается последовательность действий, выполняемых при плетении кружева.

Рисунок 4. Фрагмент иллюстрации "Последовательность выполнения заполнения каркасным способом" (4 из 18 шагов).

Полностью заменить мастера, обучающего кружевоплетению не может ни какой вид наглядности в отдельности и все вместе взятые. Так как только педагог может быстро найти ошибку, подсказать наилучший способ исправления, показать правильное положение рук при выполнении приёмов плетения. Однако, формат методического пособия позволяет:

  • отрабатывать отдельные приёмы;
  • познакомить с геометрическими построениями, применяемых при создании сколков;
  • создать представление об особенностях технологии конкретного вида кружева (елецкого).

Использованные источники:

  1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обучение Гарант. URL: http://base.garant.ru/104540/. (Дата обращения: 16.03.2020).
  2. Исакова, К. В. Плетение кружев под редакцией Работновой И.П. (издание второе) / К. В. Исакова. – Всесоюзное Кооперативное издательство М: 1959. – 87с.
  3. Третьякова, Е. И. Русское кружево / Е. И. Третьякова. – Санкт-Петербург Ленинздат, 1995. – 157с. илл.
  4. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого началась 1 января 2019 года [Сайт Министерства культуры Российской федерации https://www.mkrf.ru/about/national-project/about-project/
  5. Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7- ФЗ "О народных художественных промыслах" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обучение Гарант. URL: https://base.garant.ru/179957/. (Дата обращения: 16.03.2020).
  6. Шаталова Л.С. Методические указания по технологии плетения елецкого кружева / Л.С. Шаталова. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. – 54 с.
  7. Шаталова Л.С. Технология плетения елецкого кружева: плетешковые и насновочные заполнения / Л.С. Шаталова. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 22 с.