УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА СОТРУДНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

SATISFACTION BY THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE EMPLOYEES OF THE EMPLOYEES WITH DIFFERENT LEVELS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

В настоящее время в условиях научно - технического прогресса и кризиса мирового хозяйства формирование психологического климата коллектива является неотъемлемой частью борьбы за рост производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышения уровня оказанных услуг.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Н.П. Аникеева под психологическим климатом понимает «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» [1]. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров, интересов, склонностей [4]. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона – это психологический климат, то есть неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [4].

Взаимосвязь между социально-психологическим климатом и удовлетворённостью трудом также становится предметом исследований. О.П. Нечепоренко рассматривает удовлетворённость трудом как фактор, влияющий на социально-психологический климат: «От удовлетворённости работой конкретного сотрудника, особенностей организации труда, специфики его содержания зависит эмоциональный климат во всём коллективе. Выявив, насколько члены коллектива удовлетворены или не удовлетворены работой, можно корректировать психологический климат в организации, ставить новые задачи, идти к поставленной цели с минимальными эмоциональными затратами для коллектива, находить подходы к работе исходя из индивидуальных особенностей каждого» [2].

Одним из важных факторов, влияющих на формирование положительного психологического климата в трудовом коллективе, является коммуникативная компетентность сотрудников. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия [3].

Для изучения удовлетворенности психологическим климатом трудового коллектива сотрудников с разным уровнем коммуникативной компетентности было проведено исследование на базе клиентской службы отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по республике Марий Эл. В исследовании были использованы методики «Коммуникативные и организаторские склонности КОС-2» (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин), «Психологический климат коллектива» (Столяренко Л.Д.), анкета «Удовлетворенность психологическим климатом в коллективе» (анкета разработана в НИИ Министерства труда и социального развития РФ). В ходе работы был проанализирован уровень развития коммуникативной компетентности сотрудников, психологический климат в коллективе, выявлен уровень удовлетворенности сотрудников  психологическим климатом в коллективе.

Анализ данных развития коммуникативных и организаторских склонностей «Коммуникативные и организаторские склонности КОС-2» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) показал, что большая часть коллектива, а именно 64 %, имеют высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Сотрудники с высоким уровнем развития КОС комфортно чувствуют себя в новой обстановке, легко находят новых друзей, постоянно расширяют круг своих знакомых, готовы прийти на помощь близким и оказать поддержку друзьям, являются инициаторами в общении. 26% сотрудников обладают средним уровнем КОС. Они открыты к контакту с людьми, отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. И только 10% коллектива имеют низкий уровень КОС. Такие люди не стремятся к общению, избегают участия в коллективных мероприятиях, предпочитают проводить время наедине с собой.

При оценке психологического климата в коллективе было выявлено, что 52% сотрудников оценивают психологический климат в коллективе, как благоприятный, 36 % опрошенных охарактеризовали психологический климат,  как неустойчиво благоприятный, 12% респондентов считают, что   в коллективе преобладает ярко выраженный неблагоприятный психологический климат.

Результаты анкетирования «Удовлетворенность психологическим климатом в коллективе» позволили нам разделить коллектив на 3 группы:

  1. Сотрудники с высоким уровнем удовлетворенности психологическим климатом в коллективе.
  2. Сотрудники со средним уровнем удовлетворенности психологическим климатом в коллективе.
  3. Сотрудники с низким уровнем удовлетворенности психологическим климатом в коллективе

Проведя качественный анализ каждой группы были получены следующие результаты:

  • В группе специалистов с высоким уровнем удовлетворенности психологическим климатом в коллективе преобладающее большенство имеет высший и достаточно высокий уровень коммуникативной компетентности 30.7% и 46.3% соответственно, 23% сотрудников продемонстрировали средний уровень коммуникативной компетентности.
  • В группе сотрудников с средним уровнем удовлетворенности психологическим климатом в коллективе высший и высокий уровень комуникативной компетености имеют 62.5 % опрошенных, средний уровень – 29%, но также наблюдается и низкий уровень коммуникативной компетентности у 8,5% респондентов.
  • В группе сотрудников с низким уровнем удовлетворенности психологическим климатом в коллективе - 60 %  сотрудников показали низкий уровень коммуникативной компетентности, и по 20% низкий и средний.

Таким образом можно сделать вывод, что уровень психологического климата имеет тесную взаимосвязь с уровнем развития коммуникативной компетентности персона. Расчет коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена свидетельствует о наличии положительной связи между психологическим климатом трудового коллектива и уровнем удовлетворенности его сотрудников.

 

Литература

  1. Аникеева Н.П.Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. –  224 с. 
  2. Нечепоренко О.П. Стиль руководства как фактор социально-психологического климата коллектива и удовлетворённости работой // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. N С. 45-52
  3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учеб. Пособие. – Спб.: Знание: ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.
  4. Шепель В.М.  Управленческая  психология.  /  В.М.  Шепель –М.: Экономика, 1984. –248с.

 

Literature

  1. Anikeeva N.P. The psychological climate in the team. - M .: Education, 1989.- 224 p.
  2. Necheporenko O.P. Leadership style as a factor in the socio-psychological climate of the team and job satisfaction // Bulletin of the Omsk University. Series "Psychology". 2013. No 1. S. 45-52
  3. Panfilova A.P. Business communication in professional activities. Textbook Allowance. - St. Petersburg: Knowledge: IVESEP, 2001 .-- 496 p.
  4. Shepel V.M. Management Psychology. / V.M. Shepel –M .: Economics, 1984. –248s.