К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF ADVERTISING ON THE INTERNET

На современном этапе развития рыночной экономики реклама имеет определяющее значение, поскольку она оказывает социологическое, психологическое и социологическое влияние на восприятие людьми предлагаемых товаров и услуг. Реклама является одним из первых средств конкурентной борьбы и двигателем торговли, обеспечивая при этом взаимосвязь между потребителем и производителем и играя определяющую роль в сообщении информации о появлении новых товаров и услуг.

В настоящее время одним из наиболее распространенных, эффективных и экономически выгодных способов продвижения товаров и услуг в России является реклама в телекоммуникационной сети "Интернет". Поскольку развитие предпринимательства в Российской Федерации имеет тесную связь с информационными технологиями, мы все чаще встречаемся с  тем, что компании представляют свои товары и услуги посредством создания собственных интернет-сайтов,  размещения рекламы в социальных сетях, а также привлечением организаций, предоставляющих услуги комплексной интернет-рекламы.

Тенденции развития рекламного рынка в России позволяют констатировать, что за последние три года расходы рекламодателей на Интернет-рекламу превышают расходы на традиционные способы рекламирования. В соответствии с данными, представленными Ассоциацией коммуникационных агентств России (табл. 1),  расходы на рекламу в сети Интернет стремительно увеличиваются, а темпы роста при этом намного выше аналогичных показателей в отношении традиционных способов рекламирования [1].

Так,  расходы рекламодателей  на Интернет-рекламу в первом полугодии 2019 года составили 110 млрд. рублей. Кроме того, из показателей видно, что в 2016 и 2017 годах лидерство по объему рекламных бюджетов все еще сохраняла реклама на телевидении.

Виды рекламы

Период

Изменения

 

2016, млрд. р.

2017, млрд.р.

2018, млрд.р.

2019

(первое полугодие), мрд.р

2016/ 2017, %

2017/ 2018, %

2018/2019 (первое полугодие)

Телевидение

151,8

170,9

187,0

81,0

+13

+9

-9

Радио

15,1

16,9

16,9

7,3

+3

0

-4

Газеты, журналы

19,7

20,5

18,0

7,4

-8

-12

-16

Наружная реклама

35,0

38, 4

43,8

20,7

+9

+3

-3

Интернет

136, 0

166,3

203,0

110,0

+22

+22

+20

Таблица 1.  Динамика российского рекламного рынка в период 2016 года – первое полугодие 2019 года.

 

Интернет-реклама является наиболее быстро развивающейся сферой рекламного рынка в Российской Федерации и во всем мире. Нарастающая популярность Интернет-рекламы обуславливает необходимость ее правового регулирования. Однако правоотношения, возникающие при этом, регулируются нормативными актами, не учитывая специфику такого вида рекламы, а появление технологических новшеств приводит к тому, что некоторые способы размещения рекламы и вовсе не регулируются законодательством РФ. По мнению многих авторов, законодательство РФ в сфере распространения Интернет-рекламы на сегодняшний день находится на этапе формирования, эффективно действующая нормативно-правовая база отсутствует, а разработаны лишь общие правовые нормы [2, 3].

Основными проблемами размещения рекламных сообщений в сети Интернет, требующие незамедлительного правового регулирования, на наш взгляд, являются: учащение случаев мошенничества, распространения недостоверных материалов рекламного характера, рассылки спама, неэтичной рекламы и  клеветы.

Проанализировав российское законодательство, регулирующее данную область отношений, мы приходим к выводу, что основным актом, регулирующим рекламную деятельность  в Российской Федерации является Федеральный  закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 3 данного ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержания либо формирования интереса к нему и его продвижение на рынке [4].  Исходя из содержания данной статьи, правовое регулирование рекламно деятельности включает в себя также регулирование рекламы в сети Интернет.

Данный факт подтверждает и Письмо ФАС 28.08.2015 №  АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет", который закрепляет, что к Интернет- рекламе следует относить «любую информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, распространяемую в любой форме, и главное ее отличие от не рекламы, что она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»  [5].

Хотя рассматриваемый ранее закон не выделяет  Интернет-рекламу как отдельный его вид и, соответственно, не учитывает его особенности, он содержит положение, предусматривающие специфику размещения рекламы в сети Интернет. Согласно подп. 1 п. 2.2 ст. 27 ФЗ "О рекламе" допускает распространение и размещение рекламы в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, к которым законодатель относит и интернет. Кроме того, ст. 30.2 указанного Федерального закона устанавливает запрет рекламы в сети Интернет «деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора» [4].

Вместе с тем, реклама в интернете регламентируется также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии со ст. 10 указанного  закона распространение информации в РФ осуществляется свободно, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством РФ. Более того, для распространения рекламной информации в сети Интернет на сегодняшний день наличие статуса СМИ иметь необязательно, однако размещенная информация должна включать в себя достоверные сведения  об обладателе или ином лице, распространяющим информацию, в форме, объеме, достаточных для идентификации такого лица [6]. Под такими данными закон подразумевает наличие доменного имени и сайта в сети Интернет, которые позволяют облегчить идентификацию лица, осуществляющего рекламную деятельность. Между тем, как справедливо отмечает Т.А. Ионова законодатель не учел, что  доменное имя и сетевой адрес дают возможность идентификации пользователя сети Интернет, но не являются достаточными для идентификации рекламодателя, размещающего рекламную информацию в сети Интернет. Данная проблема наиболее явно проявляется при распространении рекламной информации блогерами, которые, как правило, создают интернет- страницы под псевдонимами либо вымышленными именами [7].

Не менее важной проблемой является несовершенство нормативно-правовой  базы в сфере ответственности за правонарушения в области Интернет- рекламирования. На сегодняшний день такого рода нарушения предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях и влекут за собой наложение относительно невысоких штрафов. А, учитывая, что возможность распространения и размещения рекламы в сети Интернет превышает аналогичные возможности традиционных рекламных носителей, ответственность за нарушение правил Интернет-рекламирования должна быть выше.

Таким образом, активное развитие Интернет-рекламирования объективно обуславливает необходимость совершенствования законодательной базы, регламентирующей рекламную деятельность в сети Интернет, об этом свидетельствует также отсутствие соответствующих норм, способных регулировать рассматриваемую специфическую сферу рекламных правоотношений в полной мере с учетом всех особенностей. В этой связи представляется необходимым включение самостоятельной группы норм, прежде всего, в Федеральный закон «О рекламе», а также в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) // http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462 (Дата обраще­ния 19.02.2020).
  2. Демидбаева А. Ж., Толочкова Н. Г. Проблемы правового регу­лирования рекламной деятельности в сети Интернет // Евразийский союз ученых. 2017. № 5-1 (38). С. 117-121.
  3. Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67-75.
  4. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
  5. Письмо ФАС 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» // [Электронный ресурс]: https://fas.gov.ru/ (Дата обращения: 20.02.2020).
  6. Ионова Т.А. Правовое регулирование распространения рекла­мы через сеть Интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 40-44.
  7. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, №31 (1 ч.), ст. 3448.