Миграции населения в Российской Федерации

Migration of the population in Russian Federation

Международная миграция воздействует на все стороны жизни мирового сообщества. Миграция населения – это переселение людей из одного региона (государства, страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Миграция населения на про­тя­же­нии ве­ков изменяла струк­ту­ру социума. Об­ра­зо­ва­лись зна­чи­тель­ные по раз­ме­рам эт­нические со­об­ще­ст­ва за ру­бе­жом, которые иг­раю­т не­ма­ло­важ­ную роль в эко­но­ми­ке страны. Ми­грационные по­то­ки в Рос­сии осо­бен­но рез­ко по­ля­ри­зо­вались в 1970–1980-е гг.: основной зо­ной при­тя­же­ния бы­ли Центральный район, Мо­ск­ва, Ле­нин­град и другие крупнейшие города в отличие от прочих территорий, где население убывало [1].

Существует множество факторов переселения людей, они носят разный характер. Выделяют следующие основные причины:

- экономические (разница в уровне заработной платы);

- политические (смена власти в стране);

- культурные (возвращение на историческую родину).

Как правило, прибегая к миграции, люди стараются добиться лучших условий и качества жизни.

Множество людей, вынужденные мигрировать по причине военных конфликтов, готовы устроиться на любую работу. Именно из-за этого мигранты занимают ниши на рынке труда, которые не хотят занимать граждане РФ – сферы торговли, строительства, подсобных работ и т. д. Основная проблема таких лиц состоит в том, что многие не знают русского языка, норм поведения и законов, что приводит к нарушению законодательства, конфликтам и росту преступности.

 Перемещение людей из одних локаций  в другие, образующее миграцию, вовлекают в себя различные категории населения. Например, переезд на постоянное место жительства в какой-либо местности определенного числа людей, проживающих временно на данной территории, приведёт лишь к изменению численности постоянного населения, в то время как численность наличного населения не изменится. Таким образом, миграция наличного населения опережает миграцию постоянного населения. Поэтому, нередко, в местах притока мигрантов образуется значительное число лиц, временно проживающих на данной территории, а в местах их выхода – временно отсутствующих. Перемещение без перемены места жительства образует миграцию наличного населения, с переменной места жительства – как постоянного, так и наличного населения [3].

За первую половину 2019 г. статистика Федеральная служба безопасности Российской Федерации показывает, что более 900 тыс. мигрантов приехали из Узбекистана в Россию, из Таджикистана приехало 523,9 тыс. человек, около 165 тыс. – с Украины и 105,3 тыс. человек – из Казахстана. Согласно данным Росстата, общее число прибывших в Россию иностранных граждан составило 4,9 млн. чел в 2018 г., а число выбывших – 4,8 млн. чел.

По данным за январь-декабрь 2018 г., число прибывших в Россию из-за рубежа вновь снизилось – на 3,8% до 553 тыс чел. без учета Крыма. С учетом Крыма число прибывших в Россию снизилось в 2018 году на 4,0%, до 566 тыс. чел. За январь-май 2019 г. миграционный прирост составил 115,5 тыс. чел. Подобный заметный рост притока мигрантов связан, по мнению специалистов, с их недоучетом в 2018 г., а не с повышением привлекательности России для иностранных граждан [2].

Миграция городского населения в сельскую местность имеет большое значение. Такую миграцию можно охарактеризовать как прогрессивную, она выполняет функцию ускорения развития сельской культуры. Благодаря миграции происходит перераспределение населения, его трудовых ресурсов, в частности, в пользу села. В результате оттока из города трудоспособного населения село получает более квалифицированную и профессионально подготовленную рабочую силу. Миграция способствует снижению последствий неравенства в демографической структуре и является инструментом регулирования структуры населения. В переселении населения из города в сельскую местность можно выделить потоки: организованный (переезд происходит планомерно, централизованно), сельскохозяйственный (государственные органы по трудоустройству способствуют переселению в отсталые, остро нуждающиеся в рабочей силе хозяйства), а так же неорганизованный индивидуальный (решение о переселении осуществляется благодаря договоренностям между работником и управляющими органами села). Для того, чтобы полноценно работать на новом месте работник должен пройти определенный период адаптации, так как происходит не просто смена рабочего места, а меняется весь образ жизни. Часто человеку приходится овладевать новыми навыками и переучиваться. Зачастую переселение из города в сельскую местность сопровождается сменой специальности или профессии.

Заметная проблема, проявляющаяся в отрицательном балансе миграционных потоков, наблюдается на Дальнем Востоке России. Отток населения по сравнению с другими субъектами Российской Федерации увеличивается. На государственном уровне реализуется развитие мероприятий, имеющих целью замедлить миграции населения. Есть понимание необходимости стабилизации численности населения в регионе. Если на Дальнем Востоке в 1991 г. жило 8 млн чел., то к 2016 г. постоянных жителей осталось всего 6,2 млн чел.

Решением вопроса трудовой миграции на Дальнем Востоке является развитие приграничных территорий России и, в то же время, стимулирование собственного населения к участию в освоении местных природных ресурсов. Так же на Дальнем Востоке действует программа «Дальневосточный гектар». «Дальневосточный гектар» – это право каждого гражданина России на безвозмездное получение земельного участка площадью до 1 га на Дальнем Востоке. Согласно закону №119-ФЗ, земля предоставляется на 5 лет на основании договора безвозмездного пользования. По истечении пятилетнего срока землю можно оформить в собственность или долгосрочную аренду.

Целью такого проекта является привлечение граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа, освоение свободных территорий на Дальнем Востоке, а так же расширение экономической деятельности граждан и создание мер поддержки граждан.

Основные тенденции развития системы управления миграцией в России учитывают как глобализацию, интеграцию, стабилизацию процесса расселения российских граждан внутри страны, так и создание системы профессионального миграционного образования [4]. Таким образом, в настоящее время наблюдается рост миграции населения. Сложность и противоречивость миграции трудовых ресурсов вызывает необходимость регулировать этот процесс со стороны государства, что подразумевает проведение продуманной миграционной политики, включающей целый спектр рассмотренных в статье мероприятий.

 

Литература:

  1. Живов А. Анализ: мигранты — новое население РФ, или угроза национальной безопасности. //Ридус Агентство гражданской журналистики. 2016.
  2. Ивахнюк И. В.. Управление трудовой миграцией: противоречивые уроки глобального кризиса. Век глобализации. Выпуск № 2(8)/2011
  3. Илимбетова А. А. Глобальный процесс феминизации миграции // Век глобализации : журнал. 2013. № 1. С. 79-91.
  4. Флоринская Ю.А. Масштабы трудовой миграции в России. Учебное пособие.2002. с 4-60.