СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Содержание договора транспортной экспедиции составляют взаимные права и обязанности сторон. Следует отметить, что содержание договора транспортной экспедиции отражает всю совокупность условий, которые были заранее обговорены клиентом и экспедитором, в связи, с чем возникли права и обязанности той и другой стороны. Следовательно, условия договора и определяют права и обязанности сторон.

Экспедитор может исполнить свои обязанности лично или посредством привлечения других лиц [1], т.к. в компетенцию экспедитора входят исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Как мы можем заметить перевозка грузов, не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, будет смешанным.

Важнейшей и, пожалуй, основной обязанностью экспедитора, что может быть предусмотрена в различных вариациях договора транспортной экспедиции, является обязанность заключения соглашения от своего имени или от имени клиента. Экспедитор, призванный осуществлять самостоятельно или через кого-либо регулярное транспортно-экспедиционное обслуживание, в первую очередь, заключает договор об организации перевозок конкретного груза с перевозчиком [4].

Согласно п. 4 ст. 4 закона о транспортно-экспедиционной деятельности, экспедитор обязан предоставить клиенту экспедиторские документы [2]. Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка [3].

При выдаче экспедиторских документы экспедитор принимает на себя обязанность доставить груз, на протяжении всей перевозки неся ответственность за него, в том числе и за любые недостатки в доставке. Все претензии и иски по доставке предъявляются экспедитору, тогда как он удовлетворяет законные притязания клиента. В случае необходимости экспедитор предъявляет регрессивные иски к третьим лицам. Клиент же вправе предъявить экспедиторский документ в банк, получив средства за проданный товар, не дожидаясь при этом доставки груза получателю [5].

В качестве дополнительной услуги, в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции, экспедитор может оказать услуги погрузки и выгрузки товара (груза). Данная услуга имеется также и при выполнении договора транспортной экспедиции при организации доставки груза, выполнении услуг по отправлению или по прибытию груза. Сам экспедитор вправе оказывать погрузочно-разгрузочные работы, зачастую данные функции при заключении договора оговариваются в первую очередь. Экспедитор и перевозчик уделяют большое значение выбору исполнителя при организации погрузки-выгрузки груза. Интенсивность данной деятельности зависит от квалификации персонала и оснащенности современными механизмами.

В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предоставляет экспедитору следующее право: «В случае если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведённых в соответствии с настоящим пунктом изменениях» [2]. Несомненно, что выбор или изменение вида транспорта, маршрута перевозки, последовательность перевозки груза влечёт изменение размера расходов, связанных с перевозкой. Если в договоре отсутствует ограничение права экспедитора на выбор условий перевозки, с учётом законодательного закрепления такого права экспедитора, по факту оказанных транспортно-экспедиционных услуг, расходы экспедитора, предъявляемые им к возмещению клиентом, могут отличаться от изначально согласованного сторонами размера.

Перечисляя дополнительные услуги, оказываемые экспедитором, законодатель выделил выполнение формальностей таможенного и иного характера экспедитором. Стоит отметить, что таможенное оформление товаров является сложным и трудоемким процессом. Помимо этого, экспедитор должен хорошо ориентироваться в характере и специфике определенных товаров и услуг, к примеру, при экспорте предметов искусства или художественных ценностей.

Иной обязанностью экспедитора является обязанность предоставить всю необходимую информацию, связанную с перевозкой груза: время, место доставки, при необходимости - вес и количество мест на разгрузку. Экспедитор также обязан предоставить, ориентируясь на ст. 9 Федерального закона «О защите прав потребителей», информацию о фирменном наименовании, месте нахождения, государственной регистрации [1].

Помимо обязанностей экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, существуют обязанности и у клиента, которые заключаются в предоставлении экспедитору необходимых документов и информации, а также в возмещении понесенных экспедитором расходов и в уплате вознаграждения за оказанные услуги. Договоры транспортной экспедиции, предусматривающие обязанность экспедитора заключать договоры перевозки и совершать иные юридические действия от имени клиента, должны включать также обязанность клиента по выдаче экспедитору доверенности, необходимой ему для совершения соответствующих юридических действий. В конкретном договоре транспортной экспедиции по усмотрению сторон могут быть предусмотрены и иные обязанности, возлагаемые на клиента [6]..

Права клиента сводятся к выбору маршрута следования груза определенным видом транспорта, при этом клиент правомочен требовать информацию о процессе доставки груза в пункт назначения. Клиент имеет право давать определенные указания экспедитору в соответствии с договором.

Таким образом, правовое положение и клиента, и экспедитора определяется через совокупность прав и обязанностей. Гражданское законодательство четко распределило права и обязанности клиентов и экспедиторов по договору транспортной экспедиции. Возможность установления, помимо основных, дополнительных прав и обязанностей предоставлена законодателем сторонам соглашения в случае, если они не нарушают закон. В целом договор транспортной экспедиции представляет  собой сложный комплекс взаимоотношений сторон, учитывающий интересы, как экспедитора, так и клиента, обеспечивающий равенство в отношениях между  сторонами, что является одним из основных принципов гражданского права.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01 сентября 2018 г. № 225-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, ст. 410.
  2. Федеральный закон РФ от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27, ст. 2701.
  3. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 фев. 2008 г. № 23. [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — (дата обращения 23.12.2019).
  4. Егизаров В.А. Транспортное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2016. С. 245.
  5. Ленковская Р.Р. К вопросу о содержании договора транспортной экспедиции // Проблемы современной юридической наука: актуальные вопросы. 2016. № 4. С. 90.
  6. Сханова С.Э. Основы транспортно-экспедиционного обслуживания: Учебное пособие / С.Э. Сханова, О.В. Попова, А.Э. Горев. М., 2010. 430 с.