БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

BANKRUPTCY OF ENTERPRISES

В экономических современных условиях весьма наблюдаем рост количества хозяйствующих субъектов (предприятий), следствием этого является усиленная конкуренция в большинстве сегментов. Данный факт свидетельствует о том, что фирмы становятся более восприимчивыми к изменениям рыночной конъюнктуры. Для того чтобы организациям оставаться конкурентоспособными на рынке товаров и услуг, им необходимо стимулировать эффективность своей деятельности.

Финансовый глобальный кризис продемонстрировал, что даже ведущим международным компаниям важно на постоянной основе контролировать свое финансовое состояние и анализировать финансовую устойчивость. Сложность и неопределенность связей контрагентов друг с другом в отношении их финансовой независимости, в процессе мировой глобализации экономики, только возрастают.

Неблагоприятные следствия мирового экономического кризиса определили наступление периода, который носит название эпохи глобальной неопределенности и нестабильности, характеризующийся резким ростом числа банкротства организаций. Такое явление как массовое банкротство компаний может повлечь за собой глубокие неблагоприятные сoциальные последствия, напрямую отражающиеся на экономическом состоянии страны.

Серьезными социальными последствиями банкротства следует считать: рост структурной безработицы, следствием чего являются потери рабочих мест при процедурах ликвидации или реорганизации предприятий, данное явление обусловлено неэффективным ведением бизнеса. Кроме этого, рост безработицы может повлечь за собой такие экономические последствия, как снижение поступления налоговых отчислений в бюджеты, потеря ВВП. Чаще всего налоговое бремя при таких условиях ложится на другие организации, а также на население.

Перейдя на рыночный путь развития, российская экономика уже многократно терпела экономические кризисы и их последствия, например, усиление ужесточения денежно-кредитных отношений, рецессия, спад промышленного производства.

Экономические санкции, которые введены по отношению к России, могут привести к таким последствиям, что компании различных организационно-правовых форм могут оказаться в тяжелой экономической ситуации. Данный факт связан не только с общим экономическим положением в стране, но и со слабостью финансового управления компаний.

Следовательно, практические навыки в применении методик оценки вероятности банкротства, знание подходов к проведению анализа финансово - хозяйственной деятельности, а также умения в разработке плана оздоровления предприятия, являются неотъемлемой частью для качественного управления финансовой деятельностью предприятия.

Институт несостоятельности (банкротства) является одним из основных регуляторов экономических процессов в обществе, который обеспечивает стабильность хозяйственного оборота. Стимулируя эффективную работу предпринимательских структур, институт несостоятельности одновременно создает систему экономических гарантий интересов кредиторов и государства как общего регулятора рынка. Развитие современной российской экономики осуществляется в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения к России санкционного режима со стороны ЕС и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответных экономических мер , а также эпизодического повышения волатильности на мировых товарных и финансовых рынках[1].

Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий, в российской экономике сохраняется ряд внутренних структурных проблем: низкая инвестиционная активность на фоне высокой степени износа основных фондов, сохраняющийся дисбаланс доходных и расходных частей бюджета, недостаточная эффективность бюджетных расходов и их несбалансированная структура.

В комплексе с вышеназванными факторами умеренно жесткие меры кредитно-денежной политики Банка России, направленные на восстановление российской экономики и формирование устойчивой тенденции к снижению темпов роста потребительских цен, оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость и показатели платежеспособности российских хозяйствующих субъектов, что предопределяет особое место института банкротства в современной российской правовой системе[2].

Как инструмент, основной целью которого является исключение из оборота предприятий, не способных осуществлять рентабельную деятельность, восстановление платежеспособности субъектов, испытывающих временные финансовые трудности, а также обеспечение надлежащего баланса интересов кредиторов в условиях недостаточности имущества должника, институт несостоятельности (банкротства) в России опирается на принципы, выработанные законодательством и практикой в течение всего периода существования российского государства.

Институт несостоятельности (банкротства) находится в постоянном развитии. На сегодняшний день в Закон N 127-ФЗ внесено более 80 поправок.

Совершенствованию правового регулирования в значительной мере способствовала активная позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) по вопросам применения законодательства о несостоятельности (банкротстве): за период действия Закона N 127-ФЗ было принято около 20 постановлений Пленума ВАС РФ и 17 информационных писем Президиума ВАС РФ по вопросам применения норм Закона о банкротстве. Вместе с тем множественность актов судебного толкования свидетельствует о том, что, несмотря на комплексный характер действующего законодательства, претендующий на наиболее полное регулирование отношений несостоятельности, сохраняется достаточное количество правовых проблем и коллизий, требующих научнотеоретического осмысления и дальнейшего совершенствования законодательства о банкротстве.

Исходя из этого, представляется целесообразным включить в обязательную программу, утверждаемую Правительством России, по линии подготовки будущих арбитражных управляющих специального академического курса об истории развития института банкротства, поскольку дальнейшее развитие нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики должно осуществляться, в том числе, на основе глубокого понимания закономерностей формирования фундаментальных правовых принципов и механизмов, лежащих в основе современного института несостоятельности, уникальность которых во многом обусловлена особенностями исторического развития нашей страны.

На основе проведенного анализа можно утверждать, что с древнейших времен в истории России, после осмысления людьми таких понятий как «материальная ценность» и «собственность», предпринимались законодательные попытки выработать правовое регулирование отношений, связанных с банкротством. Законодатель систематизировал причины банкротства, на основании которых определялись его правовые последствия для должника, кредиторов и третьих лиц, включая меры уголовной и гражданско-правовой ответственности. С одной стороны, несомненной крайностью можно назвать применявшиеся в давние времена к должникам санкции (каторга, холопство). С другой стороны, в российских условиях лежащая в основе современного Закона N 127-ФЗ концепция «прощения долгов» приводит к злоупотреблениям.

Изучение истории развития регулирования банкротства в России показывает, что отдельные концепции (например, приоритет удовлетворения требований иностранных купцов, обязанность вернуть долги в случае последующего приобретения имущества должником) при их соответствующей доработке, могли бы быть востребованы на практике для обеспечения надлежащего баланса интересов участников дела о несостоятельности (банкротстве) и, следовательно, повышения эффективности регулирования национальной экономики в целом.

Банкротство организаций - для российской экономики относительно новое явление, стремящейся к развитию рыночных отношений. Данное явление было известно в дореволюционной России, существовало и законодательство о несостоятельности, но традиции использования процесса банкротства практически утрачены. Между тем, в отечественной экономике содержится немалое количество предпосылок для банкротства или несостоятельности хозяйствующих субъектов. На сегодняшний момент нормативная база в области несостоятельности (банкротства) разрабатывается и усовершенствуется

В настоящее время раскрытие неблагоприятных тенденций развития компании, прогнозирование банкротства приобретают ключевое значение в сфере ведения бизнеса. Актуальность данного вопроса оправдана, ведь, даже у крупнейшей компании могут возникнуть проблемы с финансовым состоянием, проблемы с платежеспособностью, а также наступление банкротства. В связи с этим своевременное выявление финансовых рисков, предполагаемых финансовых затруднений дает возможность для принятия правильных управленческих решений, дающих возможность миновать наступления несостоятельности предприятия.

В широком смысле слово банкротство интерпретировано неспособностью должника к устойчивому выполнению принятых на себя финансовых обязательств. Финансовые обязательства могут возникнуть в результате многочисленных взаимоотношений организаций друг с другом, налоговыми органами, кредитными учреждениями, физическими лицами и др.

Законодательство Российской Федерации в сфере банкротства представлено весьма сложной системой нормативно-правовых актов, основоположником для которой является Гражданский кодекс Российской Федерации. Ключевое значение в институте банкротства Российской Федерации занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает проведение процедуры банкротства.

Процедура банкротства состоит из нескольких этапов:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство [4].

Российское законодательство предполагает несколько возможных схем по развитию процедуры банкротства предприятия-должника – от безусловной финансовой «реабилитации» до ликвидации предприятия, вплоть до уголовной ответственности руководителей/учредителей компании[3].

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления предоставляют необходимую возможность организации свою финансовую деятельность в должное состояние, восстановить финансовое положение. Выгода для кредиторов в этом также прослеживается, поскольку возникает вероятность, что должник сумеет полностью погасить задолженность по своим обязательствам, пусть даже и в несколько иной форме.

В случае если восстановить платежеспособность должника невозможно, законом гарантируется защита интересов кредиторов, в предоставлении возможности для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества.

Законом защищены и интересы должника, которые его освобождают от пожизненного «долгового рабства» и исключают парализацию финансовой деятельности предприятия-должника одним кредитором с целью принуждения должника к исполнению перед ним своих обязательств.

 

Список использованных источников

  1. Кулиева Л. Ч. Банкротство юридических лиц // Новый юридический вестник. — 2018. — №4. — С. 33-36.
  2. Лухуташвили Г. Г. Ценообразование в условиях рыночной конкуренции // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 36-39.
  3. Налимова А. И., Абрамов Н. М. Совершенствование механизма проведения процедуры конкурсного производства // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: Материалы Шестой международной научно-практической конференции / Научно-ред. кол.: О. П. Осадчая, (отв. ред.), Е. С. Беляева, Д. В. Ремизов. М.: Выбор, 2016. — С. 317–320.
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности и банкротстве». Редакция от 29.12.2017 г. с изм. И доп., вступ. в силу с 28.01.2018 г. – М.: Проспект, 2018.

 

  1. Kulieva L. Ch. Bankrotstvo juridicheskih lic // Novyj juridicheskij vestnik. — 2018. — №4. — S. 33-36.
  2. Luhutashvili G. G. Cenoobrazovanie v uslovijah rynochnoj konkurencii // Molodoj uchenyj. — 2017. — №1. — S. 36-39.
  3. Nalimova A. I., Abramov N. M. Sovershenstvovanie mehanizma provedenija procedury konkursnogo proizvodstva // Problemy i perspektivy razvitija jekonomiki i menedzhmenta v Rossii i za rubezhom: Materialy Shestoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Nauchno-red. kol.: O. P. Osadchaja, (otv. red.), E. S. Beljaeva, D. V. Remizov. M.: Vybor, 2016. — S. 317–320.
  4. Federal'nyj zakon ot 26 oktjabrja 2002 goda № 127-FZ «O nesostojatel'nosti i bankrotstve». Redakcija ot 29.12.2017 g. s izm. I dop., vstup. v silu s 28.01.2018 g. – M.: Prospekt, 2018.