СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА «БУСИНКА»

SOCIALIZATION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH THROUGH COLLECTIVE AND CREATIVE ACTIVITY OF BUSINKA GROUP

УДК 37.035

Пешкова Е. Н.,

учитель начальных классов

МОУ СК(К)ОШИ  п. Нижний Куранах;

Мигунова Н.П.,

учитель начальных классов

МОУ СК(К)ОШИ  п. Нижний Куранах

(Россия, п. Нижний Куранах);

Дуброва Н.А.,

учитель начальных классов

МОУ СК(К)ОШИ  п. Нижний Куранах

(Россия, п. Нижний Куранах)

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - актуальная проблема коррекционной педагогики. Успешность включения ребёнка  в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением.  Процесс социализации предполагает решение главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни. Неспособность ребенка с ОВЗ проявить себя в жизненных ситуациях  интеллектуально накладывает отпечаток на его поведение в общении со здоровыми  сверстниками. Поэтому создание творческого продукта выступает как своего рода компенсация: получение морального удовлетворения от своего изделия, словесное поощрение окружающих делают общение более успешным.  В связи с этим формирование навыков творческого  труда является актуальным в социальной адаптации ребёнка с ОВЗ. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле.

Сформированный творческий коллектив «Бусинка» стал основой создания и развития совместной деятельности детей, направленной на достижение общих целей.

Участниками коллектива стали учащиеся 1-4 классов.

На начальном этапе формирования коллектива была Проведена входная диагностика, по её результатам было выявлено, что во время проведения мероприятий 30% детей работают сообща, а 70% группы детей проявляли пассивность.

А как организовать активное взаимодействие детей в процессе самой деятельности? Организованная, творческая деятельность нашла свое целостное воплощение в разработанной И.П. Ивановым системе и методике коллективных творческих дел (КТД).В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. Проявление себя в различных областях искусства позволяет нашим детям с ограниченными возможностями здоровья раскрыть весь мир своей души, показать и доказать, что они могут быть равными среди равных, через разнообразные формы КТД Нравственные КТД. Задачи: проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно Участвуя в театрализованной постановке « Дети войны», посвященной 70- летию победы, исполнив танец «Журавли», дети были отмечены почетными грамотами за чуткое и выразительное исполнение художественного образа, за искреннее исполнение главной роли.

В мероприятиях «Страна вежливости»,«Планета здоровья» дети встречались со сказочными героями, закрепляли правила вежливого поведения, здорового образа жизни, был организован фито–бар, где учащиеся были предложены чайные напитки из лекарственных трав Якутии.Участвовали в мероприятиям проводимым православным храмом: конкурсе поделок из природного материала «Мой храм» рисунков «Мое Рождество» конкурсе  чтецов «Моя Родина-Россия». Традиционным стало участие в Благочинических конкурсах. Во время подготовки к 1 Благочиннической научно-практической конференции «Православие и современность»  ребята совершили экскурсии в храм, в информационный центр, опрос населения поселка Нижний Куранах, для сбора необходимой информации  для проекта. На экскурсиях в хлебопекарни фирмы «Демис» ИП «Серобян» дети смогли увидеть процесс производства хлеба. Итогом нашей проектной работы стало выступление на конференции  с работой «Хлеб замешан на светлой любви, черном горе и верности»- работа отмечена дипломом 2 степени. Участвуя в Днях Славянской письменности, дети не только показали свое выступление, но и прикоснулись к традиционным русским ремеслам. Все это влияет на формирование таких качеств, как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы стало вовлечением детей в отряд «Зеленых пионеров » Слова «У планеты есть друзья: это мы, и ты, и я! », стали девизом нашего экологического движения. В рамках общероссийского дня защиты от экологической опасности проведено мероприятие «Планета Земля – наш общий дом» с приглашением инспекторов Алданского комитета охраны природы,  «День защиты  морских  млекопитающих» « Всемирный день воды»  и акции: «Покормите птиц зимой», «Посади своё дерево», «Чистый двор», «Наш сквер». Ребята приняли активное участие в республиканских, муниципальных, школьных конкурсах рисунков  «Краски Якутии», «Правила поведения в природе», «Край в котором ты живёшь». Постановка спектакля «Берегите птиц зимой», для ребят детского сада «Олененок», совместно с детьми провели мастер-класс по изготовлению мини-кормушек для птиц, детьми были распространены листовки с призывами помогать птицам зимой. Воодушевившись этой работой в этом году на окнах нашей школы появились новые кормушки, дети получили незабываемые, яркие впечатления от разнообразия пернатых друзей, посетивших нашу птичью столовую. Увлеченные наблюдением за птицами ребята отметили, что к кормушке прилетали: свиристели, синицы, снегири, дятлы, которые своим внешним видом  вызывали восторг у детей. В рамках Года экологии в России дети виртуально отправились по заповедным местам Якутии, познакомились с особо охраняемыми территориями: Ленские столбы, памятник природы «Кигилях-Хая». По результатам проведенной экологической деятельности отряд «Зеленые пионеры» был награждены грамотами и денежными сертификатами.

Целью познавательных КТД является формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Такие  мероприятия требуют своего раскрытия в коллективном поиске и обладают богатейшими возможностями для развития у обучающихся таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.  Хорошим направлением является проектная, исследовательская деятельность. Ребята второй год участвуют в заочном туре районной НПК  «Шаг в будущее» с работами«Загадочный мир квиллинга»,   «Вторая жизнь бумаги» -  в процессе работы дети узнали не только интересные факты, но и получили опытным путем  новую бумагу.  В проекте «Школа безопасности»  ребята выясняли в беседе с инспектором о причинах возникновения пожаров, на практических занятиях отрабатывали навыки поведения при пожаре.  По Итогам этих мероприятий учащиеся стали обладателями дипломов 1 и 2 степени.

Целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям, пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость и отзывчивость, обогащать внутренний мир человека – являются целями художественного КТД. Стало традиционным  участие творческого  коллектива  «Бусинка» в многожанровом фестивале «Музыкальная мозаика», дети показали свое творчество в нескольких номинациях: танцевальное искусство, за гранью, художественное слово и заняли первое место  в номинации «За гранью – шляпное дефиле». Эмоциональный всплеск вызвали у зрителей  презентации «Декоративно-прикладного творчества», всё это   помогает познать мир изобразительного, театрального искусства, мир народного фольклора. Гостям Республиканского «Южно-якутского форума», а так же в рамках социального партнерства с ПЧ – 3 п. Нижний Куранах танцевальной группой коллектива «Бусинка» был представлен танец «Небеса», сотрудникам пожарной части были вручены сувениры сделанные руками детей к Дню Защитника отечества.

Многие формы КТД, упомянутые ранее, имеют прямое отношение к досугу детей. Традиционным стало проведение Дня Именинника, дети с удовольствием окунаются в атмосферу подготовки праздника, стремясь удивить именинников концертными номерами, отправляясь в морское путешествие на поиск пиратского клада, в гости к Царю, чтобы удивить его своими талантами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Такие формы КТД способствуют развитию отношений между участниками процесса, носят деятельный характер и развивают важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника с ОВЗ, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

В данной диаграмме  отмечается положительная динамика: 70% учеников могут работать сообща, сплоченно в коллективе, творческие поручения ребятами выполняются добровольно, по желанию.  Из диаграммы №3 видно, что дети стали дружелюбнее друг к другу, стараются учитывать мнение товарищей, чаще принимают общие решения. В КТД определяют сообща лидера (выбор капитана…)

 Участвуя в социальных проектах дети оказываются в совершенно других условиях социума. Они встречаются с учащимися других школ. Их объединяет совместное выполнение заданий, где дети могут проявить свои творческие способности, совместные дела и игры сплачивают, они находят новых друзей.  Делятся своими достижениями, поддерживают друг друга, чувствуют себя счастливыми. И с нетерпением ждут  очередных встреч.

Заключение

Таким образом, КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать  широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над данной темой, вовлекая в свою работу как можно большее число учащихся. В заключении хотим отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. В целом, проведенная работа позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме. Во время подготовки и выступлениях  на этих мероприятиях мы отметили, что наши дети проникаются любовью к ближнему, состраданию к слабым, становятся терпимее к жизненным ситуациям, преодолевают неуверенность в себе, становятся более раскрепощёнными, коммуникабельными, повышается духовно-нравственное воспитание, что благотворно влияет на социализацию  детей с ОВЗ  в общество.

У нас задачи с вами очень сложные. Пусть на дворе и 21-й век, Но в век больших технических возможностей На первом месте все же человек. В любых делах, проблемах, начинаниях Роль первая ему отведена. А, между тем, и помощь, и внимание, И добрая поддержка всем нужна. Чтоб вовремя помочь и подсказать, Кому-то слово доброе сказать….

Литература

1 Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000.- 97с.

2 Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 200 c.

3 Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 201 c.

4 Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б. М.Бим-Бад. – М.: Просвещение, 2013.- 64 с.

5 Буева, Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Санкт-Петербурге 28 июня 2000 г./ Л. П. Буева. - Санкт - Петербург, 2010. – 56 с.

6 Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н. Ф. Голованова//Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 42 – 46.