О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ СНГ

ON PROBLEM ISSUES OF IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS PROTECTION MECHANISMS IN THE CIS

Целью данной статьи является выявление проблем в механизме реализации прав человека в СНГ.

Всеобщая декларация прав человека, основанная на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности,  закрепила  возможность  ограничения  прав  личности  со  стороны государства только  в  исключительных  случаях.  Однако  функции  контроля  и  защиты  прав  человека Декларация возлагала лишь на  государство. 

Многочисленные  отступления  и  грубые  нарушения  прав человека,     неоднократно     приводившие     к     локальным     вооруженным     конфликтам,      показали неэффективность внутригосударственного контроля за их  соблюдением.  Поэтому  начиная  с  середины 70-х годов XX столетия в международно-правовых документах, принимавшихся в рамках  Совещания  по безопасности  и  сотрудничеству  в  Европе  (СБСЕ),  прослеживается  тенденция   определить   функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.

В документе  Копенгагенского   совещания   Конференции   по   человеческому   измерению   СБСЕ отдельным лицам  или  группам,  действующим  от  их  имени,  было  предоставлено  право  "поддерживать  связь  с международными  органами,  наделенными   компетенцией   получать   и   рассматривать   информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека" [1].

Целями Содружества независимых государств в соответствии с положениями Устава и Декларации о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. являются обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ-ОБСЕ для всех, вне зависимости от расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений, содействие гражданам государств — членов СНГ в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве, взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.

Несмотря на  то,  что  на всевозможных уровнях закрепляется межгосударственное  сотрудничество  в  области  прав  человека, по-прежнему трудно изжить политизацию проблемы  прав человека,  когда  за  обсуждением  того,  как  соблюдаются  права  человека   в   той   или   иной   стране, скрываются   политические   соображения. 

 Как   справедливо   отмечает   С.В.   Черниченко,    "в    угоду политическим  интересам  преувеличиваются  масштабы  и  серьезность  нарушений   прав   человека   в государствах, отношения с которыми складываются неблагополучно, и приуменьшают их в государствах, являющихся  политическими  союзниками" [2].  Такая  политика  двойных  стандартов  в  области   прав человека неприемлема. В целях деполитизации сотрудничества государств в  области  прав  человека  в 1993  году  участники  Всемирной  конференции  по  правам  человека  приняли   Венскую декларацию и Программу  действий,  где  они  признали  "важность  обеспечения   универсальности,   объективности   и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека" [3].

К сожалению,  международные  механизмы  и  процедуры,  целью  которых  является  обеспечение выполнения  своих  обязательств  в  области   прав   человека,   не   решают   проблему   политизации   и деидеологизации.  На  международных   форумах   представители   государств-участников   по-прежнему подвергаются давлению со стороны государств своего гражданства. Менее остро проблема политизации стоит в органах, члены которых выступают в личном  качестве,  в  частности  как  независимые  эксперты или специальные докладчики. Решению проблемы деполитизации вопросов, связанных с правами человека, по  нашему  мнению, могло   бы   способствовать   выдвижение    в    качестве    международных    должностных    лиц    людей добросовестных   и,   насколько   это   возможно,   объективных.   Другой    важный    вид    деятельности, направленный на деполитизацию вопроса о правах человека, связан  с  совершенствованием  критериев рассмотрения   индивидуальных   жалоб.   Если   заинтересованное   государство   является   участником договоров, предусматривающих создание контроля, юридических проблем  не  возникает.  Не  возникает проблем и в случае согласия заинтересованного государства на рассмотрение индивидуальных  случаев вне контрольных механизмов, например, в Совете по правам человека. Таким образом, на сегодняшний день имеется ряд проблем в реализации механизмов защиты прав человека в СНГ, среди которых проблемы политизации и деидеологизации.

 

Литература:

  1. Всемирная конференция по правам человека. Венская  декларация  и  Программа  действий  с выступлением   Генерального   секретаря   ООН   Бутроса   Бутроса-Гали   на    открытии    конференции. Нью-Йорк, ООН, 1995. С. 34.
  2. Международное сотрудничество в области человека:  Документы  и  материалы.  М.,    С. 296, 300.
  3. Черниченко С.В. ООН и права человека (Итоги и проблемы полувекового пути) // Дипломатический ежегодник. М., 1997. С. 27 - 28.
  4. Основы теории государства и права: курс лекций / сост.: Ахмадуллина И. А.– Набережные Челны: Филиал ВИПК МВД России, 2019.

 

References:

  1. World Conference on Human Rights. Vienna Declaration and Program of Action with a speech by UN Secretary-General Boutros Boutros-Gali at the opening of the conference. New York, United Nations, 1995.S. 34.
  2. International cooperation in the field of human: Documents and materials. M., 1993.S. 296, 300.
  3. Chernichenko S.V. UN and Human Rights (Results and Problems of the Half-Century Path) // Diplomatic Yearbook. M., 1997.S. 27 - 28.
  4. Fundamentals of the theory of state and law: lecture course / comp .: Akhmadullina I.A. – Naberezhnye Chelny: Branch of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.

 

[1] Международное сотрудничество в области  человека:  Документы  и  материалы.  М.,  1993.  С. 296, 300.

[2] Черниченко С.В. ООН и права человека (Итоги и проблемы полувекового  пути) // Дипломатический ежегодник. М., 1997. С. 27 - 28.

[3] Всемирная конференция по правам человека.  Венская  декларация  и  Программа  действий  с выступлением   Генерального   секретаря   ООН   Бутроса   Бутроса-Гали   на    открытии    конференции. Нью-Йорк, ООН, 1995. С. 34.