СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

FORMATION OF INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS

Развитие  государств-наций  и  их  сотрудничество  во  всех  областях  человеческой  деятельности сыграло,  как  известно,  решающую  роль  в  становлении  межгосударственного  права.   Одновременно происходил и процесс введения прав  человека  в  систему  международного  права. При этом следует отметить,  что  международное  право  прав  человека  зарождалось  двояко.  С  одной стороны,  идеи  прав  человека  проникли  из  сферы  внутригосударственного  права,  с  другой   -   были продуктом     непосредственных     взаимоотношений     между      государствами. Теоретическое  обоснование  возможности  гуманитарной  интервенции дал, как известно, еще Гуго Гроций (1625 г.). Считая, что  все  люди  наделены  естественными  правами, Гроций  оправдывал  справедливые  войны,  ведущиеся  ради  защиты   естественных   прав   граждан   в государствах, творящих над ними явное беззаконие.  Таким  образом,  гуманитарная  интервенция  в целях  защиты  прав  человека  признавалась  в  традиционном  международном  праве  уже  задолго  до непосредственного становления международного права прав человека.

Другим фактором в международном  праве,  повлиявшим  на  становление  международного  права прав человека, стали начиная  с  XVI  века  договоры,  заключаемые  между  европейскими  суверенными правителями в отношении католического и протестантского  населения  в  своих  странах.  Целью таких договоров было закрепление свободы вероисповедания и достижение большей толерантности  в  Европе,  в  которой  религиозная  принадлежность  вплоть  до  XVIII   века   оставалась основой для любого разделения между людьми и их неравенства.

Позднее, уже в  XIX  и  начале  XX  века,  между  европейскими  государствами  стали  заключаться договоры об  уважении  прав  этнических  меньшинств.  Необходимость  таких  соглашений,  как  считали ведущие  державы  того  времени,  состояла  в  том,  чтобы  способствовать   сохранению   политической стабильности  в   мире,   в   котором   национальное   сознание   окончательно   вытеснило   религиозное. Своевременное закрепление статуса этнических меньшинств помогло избежать повода для интервенции со   стороны   государства,   где   данная   этническая   группа   находилась   у   власти   или    составляла большинство  населения  и  для  нее  была  небезразлична  участь  своих   сограждан.   Таким   образом, мотивация необходимости защиты прав этнических меньшинств носила превентивный характер с  целью обеспечения  международного  мира [2].

Существенные изменения в системе прав человека произошли в  начале  XX  века  с  учреждением Лиги  Наций  (1919  год)  и  созданием  подмандатных  территорий.  Среди  наиболее  часто встречающихся положений, вошедших в договоры с новообразованными и преобразованными государствами данного периода, были равенство обращения  и недискриминация, право на гражданство, право пользования родным языком, права в культурной сфере, включая создание соответствующей  инфраструктуры,  в  том  числе  школ,  где  обучение  должно  было происходить на языке меньшинств, компактно проживающих на данной территории, и др.

Впервые  в  практике  межгосударственных  отношений  нормы,  относящиеся  к  правам  человека, появляются в области законных обычаев войны. Принятием в 1907 году 13 Гаагских конвенций о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и  лиц  в  случае  сухопутной войны  создаются  правила  ведения  войны,  которые  ставят  под  защиту  гражданское   население,   не участвующее  в  военных   действиях.   Документы   эпохи   буржуазных   революций,   провозглашающих естественный характер прав  человека,  т.е.  тех  прав  и  свобод,  которые  предоставляются  каждому  с момента   рождения,   получают   отражение   в   международных   документах   только   после   создания Организации Объединенных Наций и принятия Устава ООН.

Когда создавалась Организация Объединенных Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было  закреплено,  что  "мы,  народы  Объединенных  Наций,  в  полной  решимости  избавить  грядущие поколения  от  бедствий  войны,  дважды  в  нашей  жизни  принесшей  человечеству  невыразимое  горе, стремимся вновь утвердить  веру  в  основные  права  и  свободы  человека".  Таким  образом,  основная задача Устава ООН состояла в том, как предотвратить войну,  как  пресечь  нарушения  мира,  как  вновь утвердить веру в  основные  права  и  свободы  человека,  которые  были  аннулированы  в  ходе  Второй мировой войны. На конференциях,  которые  проводились  в  то  время  (Крымская  конференция  и  т.п.), отмечалось,  что  права  и  свободы  должны  лечь  в  основу  создаваемой  Организации  Объединенных Наций.[5]

После принятия Устава ООН и создания Организации Объединенных Наций  началось  толкование всех принципов и  норм,  которые  содержатся  в  Уставе.  В  этом  отношении  позиции  государств  были прямо противоположные. Как известно, в период  создания  ООН  и  принятия Устава на  международной арене  действовали  государства  с  противоположными  общественно-социальными  системами,   между которыми  шла  серьезная  идеологическая  борьба.  Каждое  государство  стремилось  зафиксировать  в Уставе ООН те принципы и нормы, те положения,  которые  отражали  бы  конституцию  государства,  его внутригосударственное законодательство, основные направления внешней и внутренней  политики.[4]

Широкая дискуссия  развернулась  также  в  отношении  юридического  обязательства  государства соблюдать  основные  права  и  свободы  человека,  предусмотренного  в Уставе ООН.  Поэтому после того, как был  принят  Устав ООН [1], возникла  необходимость  в  разработке  международных  договоров,  которые  закрепляли  бы  тот обязательный перечень основных прав и свобод человека, который  подлежит  всеобщему  соблюдению. Были  разработаны  Всеобщая декларация прав человека  1948  года  в  виде  резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН, а  затем Пакты о правах человека 1966 года. Пакты  о  правах  человека  в  договорном порядке   фиксировали   тот   обязательный   перечень   прав,   который   должен   соблюдаться   каждым государством, ратифицировавшим Пакты о правах человека.

Подводя итог вышеизложенному отметим, что становление системы международно-правовых  актов о защите прав и свобод человека потребовало длительного времени, весь процесс юридического закрепления прав человека можно разделить на этапы. Однако, несмотря на столь долгую историю становления рассматриваемого института, говорить о полностью сформировавшихся международных нормах в области прав человека ещё рано.

 

Литература:

  1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право: Сборник документов: Учебное пособие. М.: РИОР, 2009. – С. 189-220.
  2. Гроций Г. О праве войны и мира. В 3 кн. М.: Юрид. лит., 1956. С. 562 - 563.
  3. Международное право в систематическом изложении. – М.: Типография К. Маттисена, 2014. – 626 c.
  4. Международное право: Учебник / П.Н. Бирюков. – М.: Юрайт, 2018. – 869 с.
  5. Основы теории государства и права: курс лекций / сост.: Ахмадуллина И. А.– Набережные Челны: Филиал ВИПК МВД России, 2019.