Адвокат как субъект оказания профессиональной правовой помощи

Lawyer as a subject of professional legal assistance

В течение последнего времени в Российской Федерации происходят значительные перемены во всех сферах общественных взаимоотношений, направленные, прежде всего на создание правового государства. Следует отметить, что для существования гражданского общества необходимо обеспечить социальную поддержку населения, одним из элементов которой является оказание квалифицированной юридической помощи. Приоритет прав и свобод человека оказывает важное влияние на формирование правового государства, поэтому не только закрепление прав человека, но и их реализация остается важной задачей любого государства.

Рассмотрение уже существующего, но еще окончательно не сформировавшегося механизма оказания различным категориям граждан юридической помощи в гражданском и уголовном судопроизводстве на сегодняшний день является актуальной проблемой, которая заключается в том, что еще не все аспекты получения гражданами помощи нашли должное урегулирование в нормативно-правовых актах государства.

По мнению Ю.В. Панченко [10, с.75], основной проблемой оказания в юридической помощи в РФ остается определение места юридической помощи в системе обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, а также вопрос о том, какие именно субъекты могут оказывать юридическую помощь. Иными словами, сказывается отсутствие достаточной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу.

В статье 48 Конституции РФ[1] закреплено право на получение каждым гражданином квалифицированной юридической помощи, при этом, в случаях, предусмотренных законодательством эта помощь оказывается бесплатно. Для обеспечения реализации данного конституционного права, государством закреплена субсидируемая юридическая помощь, которая представлена в виде финансируемой программы. В рамках этой программы все граждане,
не обладающие платежеспособностью могут получить квалифицируемую юридическую помощь при представлении их прав и законных интересов в суде.

По мнению, А.И. Бугаренко, предоставление подобной помощи реализуется через адвокатское сообщество, поскольку именно адвокаты наделены всеми полномочиями и соответствуют всем предъявляемым требованиям, необходимым для социально-правовой поддержки населения
[5, с.44-45].

Оказание квалифицированной юридической помощи является одним из эффективных механизмов реализации прав и свобод граждан. Однако, в настоящее время реализация правовой поддержки населения испытывает некоторые проблемы, что связано, прежде всего с увеличением числа субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере правовой поддержки населения.

Длительное время оказание бесплатной юридической помощи допускалось только лишь в исключительных случаях. Если в уголовном законодательстве этот вопрос находил свою регламентацию, то оказание помощи при рассмотрении гражданских дел на протяжении длительного времени оставалось не урегулированным. В соответствии со статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) [2], бесплатно адвокат предоставляется в случаях отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно. Подобную ситуацию в законодательстве нельзя было признать соответствующей конституционным требованиям, так как ряд граждан оказывались незащищенными в правовом поле [8, с.101].

Такая ситуация требовала реформирования всего механизма реализации оказания помощи, в связи с чем был принят ФЗ «О бесплатной юридической помощи» [4]. Этот законопроект восполнил проблемы исключительно гражданского судопроизводства, не рассматривая при этом оказание юридической помощи в рамках уголовного и административного процесса.

Важной функций законопроекта стало предоставление гражданам гарантии на получении юридической помощи в предусмотренных законодательством случаях.  Исчерпывающий перечень этих случаев был предусмотрен в статье 20 рассматриваемого Федерального закона [4]. К гражданам, имеющим право получить бесплатную юридическую помощь относятся:

- малоимущие граждане;

- инвалиды 1-й и 2-й группы;

- ветераны ВОВ, герои РФ, герои Советского Союза и Социалистического труда, герои труда РФ;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания;

- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощи в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- граждане, признанные судом недееспособными;

- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации;

- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Новый законопроект предполагает разработку различных механизмов оказания юридической помощи, в том числе путем создания юридических бюро на федеральном и региональном уровнях.

Новеллой законопроекта является возможность создания юридических бюро, которые должны оказывать содействие в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи. Однако, согласно нормам законопроекта, государственные юридические бюро только лишь могут создаваться, при этом обязательного указания на создание подобной системы учреждений законодательством не предусмотрено. Иными словами, каждый регион получал право самостоятельно определять варианты оказания юридической помощи, например, путем создания юридических бюро. Но несмотря на это, к оказанию бесплатной юридической помощи могут привлекаться и адвокаты, которые являются участниками адвокатской палаты субъектов РФ [6, с.259], что является наиболее  перспективным направлением рассматриваемой деятельности, поскольку оказание юридической помощи адвокатами позволяет существенно повысить так называемый «квалификационный уровень» этой помощи, поскольку основной задачей адвокатуры является реализация принципов законности при защите прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, немаловажно отметить, что адвокаты реализуют свои полномочия на основе принципа независимости (как в рамках отдельно действующего адвоката, так и всего адвокатского сообщества).

Однако несмотря на независимость адвоката при осуществлении своих полномочий, адвокат все же «ограничен» рамками действующего законодательства РФ, поскольку адвокат, выступая в качестве субъекта оказания юридической помощи осуществляет свою деятельность, ставя перед собой цель осуществить защиту прав, свобод и законных интересов защищаемого лица, основываясь на нормах законодательства.

В правозащитной деятельности адвокат действует также и на основе своего внутреннего убеждения относительно действий своего доверителя, т.е. его деятельность основывается на нормах законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах, которые и формирует его внутреннее убеждение о субъективной оценке действий своего доверителя. Несмотря на это, защита прав и законных интересов своего доверителя не должна выходить за пределы законодательства, поскольку осуществляя защиту, например, виновного в совершении преступления, деятельность адвоката должна быть построена на принципе необходимости осуществления полного и объективного исследования материалов дела и соответственно вынесения справедливого приговора за совершенное деяние. Подобное положение также применимо и к деятельности адвоката при участии в гражданском судопроизводстве.

Кроме того немаловажно, что адвокат защищен от любого воздействия из вне, в том числе от государственных органов и органов местного самоуправления. Подобное положение находит свою реализацию, например, при разрешении споров граждан с публичными образованиями (например, при оспаривании нормативно-правовых актов). Немаловажным является и тот факт, что все адвокаты должны соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката, что является еще одной гарантией на получение гражданином грамотной, квалифицированной и своевременной юридической помощи.

На сегодняшний день в ФЗ «О бесплатной юридической помощи» [4] прямо не закреплено участие адвоката как самостоятельно участника государственной системы оказания юридической помощи, что несомненно является еще одним способов подчеркнуть независимость всего адвокатского сообщества. Тем не менее привлечение адвокатов для оказания юридической помощи становится часто применяемой на территории РФ практикой, что обусловлено тем, что адвокатами являются лица, подтвердившие свою высокую юридическую квалификацию, что гарантирует тем самым высокое качество оказываемой помощи.

Следует учитывать и экономический аспект, поскольку при создании государственных юридических бюро потребуется огромные финансовые затраты на создание нового правового института. Иная же ситуация обстоит с адвокатскими сообществами, которые уже действуют на территории РФ, возложение же на них функций по оказанию бесплатной юридической помощи позволит адвокатам эффективно осуществлять свои полномочия, используя при этом незначительные финансовые затраты [9. с.64].

Создание института государственных бюро обеспечивает предоставление юридической помощи не только малоимущим, но и всем нуждающимся. Однако, во многих субъектах Российской Федерации в настоящее время еще не определен механизм предоставления подобной помощи, поскольку рассматриваемый механизм закреплен только лишь в федеральном законодательстве.  Юридические бюро хотя и оказывают помощь гражданам, но не всегда делают это своевременно, т.к. в большинстве случаев для получения помощи необходимо подтверждение права на получение этой помощи, предоставление всех необходимых документов, что несомненно усложняет и удлиняет процесс оказания консультации. Некоторые адвокаты и вовсе рассматривают создание государственных юридических бюро, как «посреднические бюрократические инстанции между гражданами и адвокатами», в то время как оказание помощи напрямую адвокатами позволяет сделать рассматриваемый процесс «менее бюрократическим» [6. с.260].

Важно заметить, что существующее адвокатское сообщество имеет механизм дисциплинарной ответственности, т.е. адвокат, прежде всего, сам заинтересован в соблюдении всех норм законодательства, в противном случае его деятельность в рамках адвокатского сообщества будет прекращена.

Еще одним способом оказания юридической помощи является создание адвокатами и адвокатскими образованиями негосударственных центров бесплатной юридической помощи. Создавая такие центры адвокаты в добровольном порядке действуют вне государственной системы, действуя на основе партнерских взаимоотношений. Социальное партнерство при этом заключается в совместном осуществлении деятельности, развитие всей негосударственной системы адвокатской помощи и распределении финансовых обязательств. Вопросы относительно категорий граждан, которым оказывается юридическая помощь решаются внутри подобных центров. Прежде всего, это граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Отличительной чертой негосударственных центров является оказание юридической помощи на безвозмездной основе.

Несмотря на имеющиеся различия, обе системы оказания юридической помощи имеют одну общую черту – создание равных возможностей для всех категорий граждан для оказания квалифицированных юридических услуг, при этом адвокатское сообщество должно максимально стремиться быть полезным и эффективным на любых стадиях любого процесса.

Очевидно, что законодатель наделил адвокатские палаты субъектов РФ правом самостоятельно организовывать участие адвокатов в системе бесплатной юридической помощи для того, чтобы именно субъектами правовой помощи был создан наиболее удобный и эффективный механизм оказания правовой помощи.  Представляется, что главное при этом - создание такой системы, которая оптимально сочетала бы возможность реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно, и прав и интересов лиц, оказывающих такую помощь. Ведь если будет соблюден баланс интересов всех участников системы, в том числе и адвокатов, без сомнения, показатели работы будут выше, а качество - еще лучше.

На сегодняшний день система юридической помощи, несомненно нуждается в совершенствовании ряда положений. Сложность это правового института заключается прежде всего в том, что зачастую невозможно оказать юридическую помощь всем нуждающимся из-за ограниченности обеспечения со стороны государства. Подобное совершенствование института оказания бесплатной юридической помощи может рассматриваться с нескольких точек зрения.

Так часть полномочий по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам должна быть передана юридическим консультациям, осуществляющим свою деятельность на основании ФЗ «Об адвокатской деятельности» [3]. Подобное изменение несомненно позволит расширить перечень субъектов, обязанных оказывать юридическую помощь определенным категориям граждан и позволит оказать помощь более широкому кругу нуждающихся, чем это есть в настоящее время. При этом общее управление подобными юридическими консультациями также должны осуществлять юридические бюро, которые в случае необходимости будут призывать юрисконсультов для оказания им необходимой практической помощи.

Подобные положения уже закреплены в статье 15 ФЗ «О бесплатной юридической помощи» [4], однако четко выработанной системы субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь законодательством не определено. Создание этой системы позволит оптимизировать уже существующую систему адвокатского сообщества и позволит решить проблему ограниченности квалифицированных кадров, способных в короткое время предоставить гражданам реализацию своих конституционных прав на защиту, которая может быть получена не только бесплатно, но и качественно.

Анализируя опыт реализации законодательства из области бесплатной юридической помощи, можно заметить, что при появлении адвокатуры в системе органов, оказывающих юридическую помощь, несомненно увеличился процент оказания эффективной помощи гражданам. Следует отметить, что только благодаря комплексному взаимодействию государства и адвокатского сообщества все слои населения, в том числе и социально незащищенные, смогут получить поддержку со стороны государства для защиты своих прав и законных интересов.

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/[дата обращения: 05.03.2020]
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/[дата обращения: 05.03.2020]
  3. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/[дата обращения: 05.03.2020]
  4. Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/[дата обращения: 05.03.2020]
  5. Бугаренко А.И. Теория, правовые аспекты и практика оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами // Дисс. ... канд. юрид. наук., Москва, 2010. с. 251.
  6. Верещак С.Б. Негосударственная система бесплатной юридической помощи: проблемы функционирования и основные направления развития // Вестник ЧГУ. 2014. №3.
  7. Гук В. А. Представительство в гражданском процессе: правозащитная функция и Актуальные вопросы совершенствования законодательства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №2 (28).
  8. Закомолдин А.В. О проекте федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2009. №2.
  9. Масюк Н.Н. Бесплатная юридическая помощь: организационно-экономический аспект // Территория новых возможностей. 2013. №2 (20).
  10. Панченко В.Ю. Юридическая помощь (вопросы общей теории): монография / В.Ю. Панченко – Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2011. 279 с.