РОЛЬ НЕСПЕЦИАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЯ

THE ROLE OF NON-SPECIALIZED PHYSICAL EDUCATION IN PROMOTION THE TEACHER'S SOCIAL ACTIVITY

Многие качества человека формируется в обществе, в условиях взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Качества, сформированные во время этого взаимодействия называют социальными качествами личности. В.Т. Чепиков (2003) определяет личность как совокупность индивидуально-психологических качеств, характеризующих человека и определённую систему его отношений к окружающему миру [5, С. 50]. В условиях изначальной полной изоляции человека от общества такие качества, как, например, интересы и творчество, самосознание и самооценка, активность и социальная идентификация не будут развиваться.

Социальная активность характерна для человека, так как он является общественным существом и действует в конкретной системе общественных отношений. Профессия учителя является одной из важнейших и социально значимых общественных профессий. Так как она относится к типу «человек-человек», то немаловажное значение имеет формирование у будущих учителей – у студентов во время обучения в вузе – необходимых профессионально-важных социальных качеств.

Важность формирования социально-активной личности учителя неоспорима, считаем целесообразным обозначить качества, которые способствуют развитию этой активности, а также показатели меры выраженности этих качеств и виды деятельности, их формирующие:

  1. Качества личности, определяющие возможность развития социальной активности: социальные; психологические, физические.

К социальным качествам, способствующим развитию социальной активности, относятся: нравственность, высокая образованность (уровень общей и профессиональной подготовки), культура (культура труда, общения, поведения, общая эрудиция и т.п.), дисциплинированность и организованность. Среди психологических качеств выделим: развитый интеллект (умение оперировать понятиями, раскрывать суть явлений), способности (общие и специальные), чувства (динамика моральных, эстетических чувств, доминирующее настроение), волевые акты, стимулирующие активность (выбор цели, мотива действия, средств, принятие решения), разумные потребности, интересы, установки, ориентированные на удовлетворение прежде всего общественных запросов, коммуникативные умения, умения устанавливать взаимопонимание и обмениваться знаниями, идеями. Физические качества: крепкое здоровье и физическое совершенство, высокая работоспособность.

Между указанными качествами существует определенная соподчиненность. Социальные качества лежат в основе ценностных ориентаций, определяют содержание общественной активности. Психологические качества, их структура определяют характер и направленность активности, объединяют ее различные компоненты. Физические качества усиливают адаптационные возможности личности и рост на этой основе ее социальной отдачи.

  1. К показателям меры выраженности качеств социальной активности относятся: интенсивность, напряженность, диапазон.
  2. Виды деятельности, в которых формируется и проявляется социальная активность: педагогическая, познавательная, психологическая, нравственная, правовая, художественно- эстетическая, коммуникативная, физкультурно-спортивная.

Таким образом, крепкое здоровье, высокая работоспособность и физкультурно-спортивная деятельность должны успешно способствовать развитию социальной активности личности учителя.

Качество и эффективность педагогической деятельности во многом зависит от общей культуры учителя. Поэтому во время обучения в вузе процесс подготовки будущих учителей ориентирован также и на развитие общей культуры обучающихся.

В системе культурных ценностей педагога, наряду с общей культурой, большую значимость приобретает педагогическая и физической культура. Рассмотрим взаимосвязь перечисленных трёх культур.

Общая культура личности учителя является результатом развития социально-важных личностных характеристик, которые находят своё применение в профессионально-педагогической деятельности: общительность и любовь к детям, трудолюбие и работоспособность, педагогическая интуиция и способность к эмпатии, стремление к передаче своих знаний и опыта и пр. Поэтому главной задачей обучения в вузе является развитие у обучающихся самостоятельности, познавательной активности, способностью овладевать методами самообразования и совершенствовать личностные качества [3, С. 168].

Составной частью общей культуры учителя является его педагогическая культура [2, С. 39]. Общая культура служит специфической основой педагогической культуры. Связи между ними настолько непосредственны, что с полным основанием можно утверждать: педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса. Педагогическая культура содержит в своей основе мировоззренческую, нравственную, профессиональную, эмоциональную, эстетическую, физическою и гигиеническую стороны культуры. В структурном плане педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и систему многогранных отношений, стиля деятельности и поведения. Объединяя взаимообусловленные компоненты личности, педагогическая культура обогащает и развивает каждый из них до высшего уровня.

Физическая культура является составляющей общей и профессиональной культур. По отношению к культуре, в том числе и к физической, человек ее осваивает, является носителем культуры (в той мере, в какой он развит духовно и физически) и создает новые культурные ценности.

Физическая культура проявляет себя как гармония культуры знаний и мышления, теоретических действий и чувств, общения и поведения. Физическая культура требует открытости учителя как носителя культуры с его ярко выраженным личностным отношением к тому, что он предлагает и демонстрирует учащимся. Культура коммуникативна по своей сути, поэтому передача ценностей физической культуры требует нравственного содержания, личностной обращенности педагогического процесса [1]. Социальная активность учителя также будет способствовать передаче культурных ценностей и убеждений.

Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО) студентов вузов нефизкультурного профиля, которое получают будущие учителя во время обучения, является основной формой функционирования физической культуры. Неспециальное физкультурное образование формирует сложный, органически взаимосвязанный комплекс информации, основанный на историческом житейском опыте и на­учных данных. На этапе среднего и высшего образования НФО является наиболее организованным и регламентированным видом физической культуры, в процессе которого осуществляется и физическое воспитание, т.е. формирование отношения к физической культуре [4, С. 24].

Уровень физической культуры учителя определяется уровнем неспециального физкультурного образования и реальной потребностью в двигательной деятельности.

С целью изучения вопроса уровня НФО в общеобразовательных школах г. Саратова было проведено анкетирование, которое показало, что физическая культура для большинства учителей не является личной ценностью, не находит должного места в их образе жизни, не рассматривается как фактор педагогической культуры.

Главными причинами, мешающими им активно заниматься физическими упражнениями, опрошенные учителя называют состояние здоровья, отсутствие свободного времени и неумение организовать свой досуг. Имеется немало свидетельств того, что состояние здоровья не позволяет учителям полностью реализовать свой творческий потенциал. Так, в учебном году не пропустили по болезни ни одного дня лишь 44,4% опрошенных. Пятая часть опрошенных показала, что пропустили по болезни от 7 до 14 дней, 13,2% пропустили от 15 до 21 дня и 10,4% пропустили свыше 21 дня. Многие из них слабо устойчивы к простудным заболеваниям, в период педагогической деятельности выявились такие формы патологии, как синдром вегетососудистой дистонии, стенокардия, миопия, хронические ларингит и трахеит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и другие профессиональные заболевания, что оборачивается издержками в учебно-воспитательном процессе. Анкетирование показало, что в среднем на одного учителя приходится два-три профессиональных заболевания. Неправильно организованный образ жизни многих учителей отражается на общекультурном и профессиональном развитии личности, ведет к снижению социальной активности и к снижению профессиональной дееспособности педагогических кадров.

Сами учителя указали следующие причины, способствующие появлению заболеваний в период педагогической деятельности: наследственность (25%), психосоциальные факторы (26,3%), психофизические факторы (29,2%), психологические факторы (22,2%), недостаточная организация профессиональней направленности в системе физического воспитания будущих учителей (14%).

Более того, анкетирование показало, что классные руководители редко и с низкой воспитательно-образовательной эффективностью используют в своей работе физкультурно-спортивную деятельность.

Можно сделать вывод, что для улучшения качества воспитательной работы с учащимися и повышения социальной активности будущих учителей необходимо повышение уровня неспециального физкультурного образования в период обучения в вузе, что подразумевает формирование компетенций по двум направлениям.

С одной стороны, в учебный процесс должны входить знания по теории и методике организации физического воспитания школьников, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей школьного возраста, закономерностей формирования двигательных (физических) умений и навыков, развитие двигательных качеств, умений и навыков в проведении и организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в режиме учебного дня, внеклассных занятий физической культурой и спортом, педагогические умения и навыки в проведении работы по физической культуре и спорту с детьми, в проведении, организации и судействе соревнований среди детей.

С другой стороны, необходимо: 1) овладение знаниями о морально-этических основах физического воспитания, о специфике будущей трудовой деятельности, о профилактике профессиональных заболеваний; 2) формирование умений и навыков организации самостоятельных занятий физической культурой, оценки состояния организма и использования средств физического воспитания в режиме труда и отдыха. А духовная и предметно-практическая деятельность учителя зависит, помимо всего прочего, и от его отношения к социальным ценностям физической культуры.

 

Литература:

  1. Виленский М.Я. Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися // М.Я. Виленский // Спорт в школе. 2007. №17
  2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
  3. Милехин А.В., Коновалова М.П., Милехина И.А. Некоторые аспекты социальной адаптации обучающихся в высшей школе //
    Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 168-171.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2007. 464 с.
  5. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. М.: Издательство «Новое знание», 2003. 173 с.

 

Транслитерированный список литературы:

  1. Vilenskij M.Ja. Cennosti fizicheskoj kul'tury i ih interiorizacija uchashhimisja // M.Ja. Vilenskij // Sport v shkole. 2007. №17
  2. Efremov O.Ju. Pedagogika. Uchebnoe posobie. SPb.: Piter, 2010. 352 s.
  3. Milehin A.V., Konovalova M.P., Milehina I.A. Nekotorye aspekty social'noj adaptacii obuchajushhihsja v vysshej shkole // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-jekonomicheskogo universiteta. 2019. № 1 (75). S. 168-171.
  4. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury: Uchebnik / Pod. red. Ju.F. Kuramshina. M.: Sovetskij sport, 2007. 464 s.
  5. Chepikov V.T. Pedagogika. Kratkij uchebnyj kurs. M.: Izdatel'stvo «Novoe znanie», 2003. 173 s.